Украина

Регистрация места жительства: что нужно знать о новых правилах

16:55 — 12 ноября 2021 eye 8406

Недавно парламент утвердил новый порядок регистрации граждан по месту жительства. Закон «О реализации публичных электронных услуг по регистрации и декларированию места жительства в Украине» призван урегулировать отношения в сфере публичных и электронных публичных услуг по регистрации и декларированию места жительства (пребывания) физических лиц в Украине, порядок предоставления услуг и обмена данными в электронных реестрах. В частности, законом вводится декларирование места жительства, то есть уведомление человеком органа регистрации о своем адресе в электронной форме с помощью Единого государственного веб-портала электронных услуг с последующим внесением такой информации в реестр территориальной общины.

«Регистрация — это поддержка юридической связи между человеком и государством»

«Теперь вы прямо в приложении или на портале «Дія» сможете указать адрес, по которому фактически проживаете, и получить подтверждение от владельца жилья, — заявил после принятия законопроекта вице-премьер-министр Украины Михаил Федоров. — Никаких долгих прогулок в ЦНАП — только подтверждение онлайн. Мы полностью меняем философию прописки. Вместо трех учреждений, 30 дней ожидания и бумажек — одно заявление, которое обработают в первые сутки.

Оформить пенсию, документы или получить медицинскую помощь можно будет там, где вы живете, а не там, где «живет» ваша прописка. Место регистрации не будет давать человеку право собственности на жилье, а лишь уведомлять государство, где вы проживаете", — отметил Михаил Федоров.

Следует отметить, что данный законопроект станет законом только после подписания его президентом и официальной публикации. Если это произойдет, то закон вступит в силу 1 декабря 2021 года, но ряд его положений вступят в силу 1 марта и 1 июня 2022 года. О том, как изменится порядок регистрации места жительства граждан в случае вступления в силу данного законопроекта, «ФАКТАМ» рассказала адвокат юридической компании Riyako&Partners Екатерина Анищенко.

— Можно ли сказать, что теперь такой советский пережиток, как институт прописки, будет окончательно ликвидирован?

— Иногда мы по старой привычке называем регистрацию места жительства пропиской, но давайте разберемся, являются ли эти понятия тождественными.

Термин «прописка» был впервые введен декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 28 апреля 1925 года «О прописке граждан в городских поселениях». Главным ее принципом было официальное прикрепление определенного лица к конкретному месту жительства. Без соответствующей отметки в паспорте гражданин не мог устроиться на работу, получить медицинские или социальные услуги.

На территории Украины этот механизм действовал до тех пор, пока Конституционный суд Украины своим решением от 14 ноября 2001 года № 15-рп/2001 не признал такой институт неконституционным и по существу не отменил прописку. В 2003 году был принят Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине», которым введено правило добровольной регистрации граждан по месту жительства или пребывания.

Итак, по состоянию на сегодняшний день такого понятия, как «прописка», в законодательстве Украины не существует, а вместо этого есть регистрация места проживания. Главное отличие — цели осуществления прописки и регистрации. Прописка претворяла в жизнь функцию административно-планового размещения населения, контроль за перемещением граждан, а регистрация — это поддержка юридической связи между человеком и государством с целью взаимного выполнения прав и обязанностей, она носит уведомительный характер и не ограничивает свободу передвижения граждан.

Также важно то, что владелец помещения может зарегистрировать в своем доме любое лицо, в отличие от прописки, которая позволяла прописать только близких родственников. Нельзя не учитывать и тот факт, что для регистрации места жительства необходимо собрать существенно меньший пакет документов, чем нужен был для прописки.

«Институт прописки будет полностью ликвидирован»

— Как сейчас походит регистрация?

— Административная услуга регистрации места проживания одна из самых популярных из всего перечня услуг. Собственно, процедура регистрации архаична и усложнена: для регистрации необходимо собрать 3−5 документов и согласований, после чего прибыть с ними в орган регистрации или центр предоставления административных услуг.

Закон Украины «Об административных услугах» предусматривает право граждан на получение административных услуг в электронной форме. Регистрация, снятие с регистрации места проживания относится к услугам, которые пользуются высоким спросом, однако возможность получения этих услуг в электронной форме не урегулирована на уровне законодательства.

Вместе с тем анализ функциональных возможностей национальных электронных информационных ресурсов свидетельствует о том, что услуга по регистрации, снятию с регистрации места жительства в электронной форме может быть доступна гражданам Украины при надлежащей наполненности и взаимодействии национальных электронных информационных ресурсов.

Поскольку основанием для регистрации является не фактическое проживание в квартире или доме, а только наличие права на жительство в нем, граждане регистрируются не там, где они фактически живут, а там, где могут документально подтвердить право на проживание. Таким образом, можно сказать, что в случае вступления в силу данного законопроекта институт прописки будет полностью ликвидирован.

— Что именно изменится?

— Законопроектом «О реализации публичных электронных услуг по регистрации и декларированию места жительства в Украине» предусмотрено закрепление электронного реестра как единственного источника информации о месте жительства лица. Реестры территориальных общин будут функционировать исключительно в электронной форме и обмениваться информацией между собой и с государственными реестрами в автоматическом режиме. При этом для обеспечения работы указанных реестров органы местного самоуправления имеют право создать или использовать уже созданные собственные информационно-телекоммуникационные системы или использовать средства ведомственной информационной системы Государственной миграционной службы.

При этом формирование и ведение реестра территориальной общины, учет задекларированного места жительства и изменение места жительства лица на данной территории обеспечивает соответствующий орган регистрации — исполнительный орган сельского, поселкового или городского совета.

— Не придется ли всем гражданам проходить повторно процедуру регистрации, теперь уже в электронном реестре?

— Место жительства (пребывания) лица, зарегистрированное до вступления в силу настоящего закона, не подлежит повторной регистрации (декларированию). Для подтверждения информации о месте жительства (нахождения), зарегистрированной до вступления в силу данного закона, человек может подавать сведения о месте жительства, которые были внесены в:

«Привычный штамп в паспорте будет не обязателен»

— В бумажном паспорте теперь не будет штампа о регистрации?

— Со дня введения доступа к ведомственной информационной системе, но не позднее 1 марта 2022 года, информация о местожительстве лица подтверждается также из указанной ведомственной информационной системы. В случае необходимости подтверждения сведений о зарегистрированном месте жительства органы государственной власти, органы местного самоуправления со дня введения доступа к ведомственной информационной системе обязаны осуществлять проверку сведений, внесенных в паспорт гражданина Украины, изготовленного в форме книжечки. Таким образом, привычный штамп в паспорте будет не обязателен.

— Значит ли принятие закона, что также отменятся выписка из реестра, которая идет как дополнение к ID-карте?

— Что касается выписки из реестра, которая идет как дополнение к ID-карте, то данным законопроектом этот вопрос не урегулирован. Но по аналогии и анализу действующего законодательства можно сказать следующее: ID-карта — это документ, заменяющий бумажный паспорт, чтобы облегчить взаимодействие с государственными органами и не собирать справки для получения услуг. Таким образом, постепенно Украина переходит на электронную систему управления. Информация, которая может изменяться в течение жизни, записывается только в электронный чип ID-паспорта. Ее можно изменить без необходимости изготовления нового документа в подразделении миграционной службы. То есть сведения относительно места жительства есть только на электронном носителе ID-карты.

До тех пор, пока полноценно не заработает электронное управление в стране и все государственные институции не будут оборудованы приборами для считывания электронной информации, во избежание осложнений с подтверждением места регистрации государственная миграционная служба вместе с ID-картой бесплатно выдает гражданам бумажную выписку из реестра о регистрации места жительства. Этот документ подается в случаях, когда необходимо подтвердить документально место регистрации, и при условии, что учреждение, требующее такого подтверждения, не имеет технической возможности считать информацию с чипа.

При изменении места жительства лицу выдается справка о регистрации или снятия с регистрации места жительства, а также изымается ранее выданная справка о регистрации места жительства для дальнейшего уничтожения. Внесение информации в бесконтактный электронный носитель осуществляется территориальным подразделением Государственной миграционной службы на основании такой справки, — подытожила Екатерина Анищенко.

В следующей статье «ФАКТЫ» продолжат подробно разбираться в новых правилах регистрации граждан, утвержденных парламентом. В частности, выясним, как именно будет проходить процесс регистрации места жительства, а также какие подводные камни заложены в нынешней редакции законопроекта.

Кстати, подробнее о планах правительства по диджитализации административной системы страны и переходу исключительно на электронный документооборот читайте в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» вице-премьер-министра Украины Михаила Федорова.

Фото https://ua.depositphotos.com/