Настенька Шумик из поселка Головно Волынской области родилась в «рубашке» в буквальном смысле слова. Роды на заднем сиденье старенького «Москвича» принимал отец девочки Николай. Удивительно, но родной брат Николая появился на свет тоже в машине и почти в том же месте!
- В тот день я, как обычно, хлопотала по хозяйству, сгребала сено для домашнего скота, — вспоминает 21-летняя мама Настеньки Оксана Шумик. — После обеда почувствовала недомогание, но о родах даже мысли не было, ведь до положенного срока оставалось еще минимум три недели. Немного отдохнула, стало лучше. А ночью вдруг появились боли в животе, тошнота. Сначала думала, что пройдет, но потом все-таки решила разбудить мужа. Хотели вызвать «скорую помощь», только там почему-то не брали трубку. Николай (муж Оксаны. — Авт. ) побежал к живущей по соседству куме Татьяне, у которой есть машина, и попросил отвезти нас в больницу. Кума согласилась, но ее автомобиль не заводился, хотя был абсолютно исправен.
Разбудили брата Татьяны Николая (тезка мужа, он теперь тоже наш кум) и на его «Москвиче» поехали в районную больницу. Ехать туда недолго — максимум полчаса, поэтому я особо не переживала. Да и чувствовала себя более-менее нормально. Но на полпути вдруг прихватило так, что стало ясно: рожаю. Крикнула куму, чтобы остановил машину. Все так испугались! Снова попытались вызвать по мобильному «скорую», но трубку там так и не взяли. Позвонили в милицию, попросили дежурного связаться с медиками и попросить их выехать навстречу. Тем временем схватки становились все сильнее.
В какой-то момент я почувствовала, что ребеночек вот-вот родится. А мы — в машине, и до ближайшего дома несколько километров! Нужно было что-то предпринимать, ведь промедление было в буквальном смысле смерти подобно! В общем, я стянула брюки и поудобнее устроилась на заднем сиденье — насколько это позволяли размеры салона
Муж Оксаны Николай, как и его попутчики, не имел ни малейших навыков в акушерском деле. Но, по его словам, бояться, да и особо думать было некогда. Нужно было спасать жену и ребеночка. Правда, как признался молодой мужчина, позже, когда все закончилось, у него еще долго дрожали руки
Сложности добавляла кромешная тьма. Хорошо еще, что кум догадался прихватить карманный фонарик. Николай помог жене расположиться в тесном салоне легковушки. Несмотря на сильное волнение, старался всячески поддерживать ее психологически. Тем временем Татьяна позвонила знакомой — многодетной матери. Та по телефону давала советы, что и как делать, а кума тут же передавала наставления Николаю.
По большому счету, роль молодого отца и его попутчиков сводилась к тому, чтобы не мешать естественному процессу. Роды оказались стремительными. Все закончилось минут за десять. Ребенок буквально выскочил на руки Николаю. Приняв новорожденного, он положил его на грудь матери.
- Я знал, что ребеночек должен закричать, но он почему-то молчал, — рассказывает Николай. — Легонько шлепнул дочку по попке, но она продолжала лежать, не издавая ни звука. Я так испугался за нее! Хорошо, что Оксана сориентировалась, догадалась, что малышке что-то мешает дышать. Посветив фонариком, я увидел, что вдох не дает сделать прозрачная пленка. Она родилась в «рубашке»! Я быстро снял пленку с личика и дочка, наконец, закричала. А вот пуповину мы не перерезали — нечем было
По словам специалистов, так называемая рубашка — это отслоившаяся оболочка плодного яйца. В наше время встречается довольно редко. Опасна она тем, что, если вовремя не снять пленку с новорожденного, он может погибнуть от удушья. В народе издавна считалось, что, если малыш, родившийся в «рубашке», остался жив, его ждет долгая и счастливая жизнь. В этом истоки общеизвестного выражения: «родился в рубашке».
- Я пережала пуповину пальцами, и мы поехали в больницу, — продолжает Оксана Шумик. — Потеряла много крови, но, слава Богу, успели.
На этом испытания молодой семьи не закончились.
- Из районной больницы Настеньку направили к нам, — говорит врач-неонатолог неонатального центра Волынской областной детской клинической больницы Людмила Зайцева. — Она плохо усваивала пищу, практически не прибавляла в весе. С предварительным диагнозом врожденная патология кишечника и поражение центральной нервной системы девочку госпитализировали в реанимацию. Вскоре ее прооперировали
- У Настеньки отмечалась симптоматика врожденного порока развития желудочно-кишечного тракта с явлениями кишечной непроходимости, — сказал заместитель главврача по хирургической работе Волынской областной детской клинической больницы Валентин Мартынюк, оперировавший малышку. — Именно по этой причине крошечный организм не усваивал пищу. Ребенок нуждался в срочном хирургическом вмешательстве. Операция, во время которой обнаружили и ликвидировали стеноз (сужение) тонкой кишки, прошла благополучно. Послеоперационный период протекал тяжело, что характерно для подобных ситуаций. Девочка длительное время находилась на искусственной вентиляции легких. Не сразу в полной мере возобновилась проходимость по кишечной трубке, поэтому в первые дни после операции кормить девочку приходилось с помощью внутривенных вливаний. Постепенно она стала кушать самостоятельно. Слава Богу, все пришло в норму.
- В реанимации Настенька пробыла 18 дней, — говорит Людмила Зайцева. — На реабилитацию ее снова направили к нам. У малышки оставались некоторые проблемы: плохо усваивались питательные вещества и возникали проблемы с набором массы тела. Мы провели весь комплекс необходимого в таких случаях лечения. В данный момент ребеночек чувствует себя хорошо, активно сосет грудь. Постоянно прибавляет в весе — по 30-40 граммов ежедневно. Если так пойдет и дальше, то спустя две-три недели она наберет нормальную для ее возраста массу тела. Думаю, через день-два мы сможем выписать Настеньку домой. Правда, ей предстоит еще как минимум год проходить регулярное обследование у ряда специалистов — невролога, окулиста, терапевта, психолога, неонатолога, педиатра.
- Как вы оцениваете действия отца Настеньки в критической ситуации?
- Никто не застрахован от подобного. Очень важно, что отец не растерялся. Также важную роль сыграло то, что рядом оказались люди, не побоявшиеся прийти на помощь. А это непросто — в первую очередь психологически, ведь стоял вопрос жизни и смерти — как ребеночка, так и матери. В подобной ситуации главное — не мешать процессу родов. Слава Богу, все так и произошло. Можно сказать, что Настеньке повезло: она не наглоталась околоплодных вод, обошлось без родовых травм
- Доченька родилась с массой тела 2700 граммов при росте 48 сантиметров, — улыбается Оксана Шумик. — Сейчас ее вес — 3430. У нас все в порядке, готовимся к выписке Знаете, я очень не хотела, чтобы муж присутствовал при родах. Да и он не собирался, даже не думал об этом. А пришлось (смеется). Назвать дочку решили Настенькой — очень красивое имя, означает «воскресшая». Крестной матерью нашей девочки стала Татьяна, а ее брат, который вез нас в больницу, — крестный
Мы так рады, что все хорошо закончилось! Настенька — это наш с Колей второй ребеночек. Старшему Ванечке полтора годика. Кстати, когда я ехала в больницу рожать сыночка, машина несколько раз ломалась в дороге, мы долго не могли добраться. Думала, что не успеем. Слава Богу, в тот раз добрались вовремя.
И еще вот что интересно. Моя свекровь рожала своего среднего сына точно при таких же обстоятельствах и практически в том же месте, что и я Настеньку. В моем случае это происходило на километр дальше. И Колин двоюродный брат появился на свет в машине. И — не поверите! — в том же месте! Так что у нас теперь есть семейная традиция — рожать по дороге в больницу.