Клуб потребителей

Вместо бензина «бодяга»: чем заправляют ваши машины на АЗС

13:40 — 22 ноября 2021 eye 5774

По мере того, как стоимость горючего на украинских заправках растет, качество топлива, похоже, только снижается. Все чаще от автовладельцев можно услышать жалобу, что после заправки двигатель «не тянет» либо топливо странным образом расходуется слишком быстро. И если раньше на качество горючего обычно сетовали владельцы бензиновых автомобилей, то теперь все чаще недовольство высказывают и хозяева машин, которые заправляют дизельным топливом. Об ухудшении качества нефтепродуктов на украинских заправках свидетельствуют и результаты проверок и экспертиз. Так почему же в баки наших машин заливают «бодягу» и как с этим явлением борется государство?

Недавно Институт потребительских экспертиз проверил качество бензина А-95 на заправках региональных сетей АЗС и на станциях основных всеукраинских трейдеров. С подробными результатами экспертизы, которые оказались довольно печальными, можно ознакомиться на сайте института. Но в целом вывод экспертов заключается в том, что одни из самых крупных игроков дискаунтерского топливного рынка «продолжают политику максимального выжимания прибыли за счет продажи полукустарного бензина». По мнению экспертов, это наносит вред не только автомобилистам и жителям городов, но и бюджету страны — из-за недоплаченных налогов.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию ФАКТЫ" попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна.

— В последнее время различные экспертизы выявили существенные нарушения качества бензинов на ряде АЗС. В чем именно выражаются эти нарушения и чем чревато использование такого бензина для автомобилей украинцев?

— Действительно, в течение последнего месяца резко увеличилось число случаев, когда обнаруживают бензин и дизтопливо, не отвечающие действующим в Украине стандартам качества. Мы давно и регулярно делаем замеры в «проблемных» сетях эконом-сегмента и в последнее время наблюдаем отчетливую динамику ухудшения качества топлива. Если летом это были сравнительно небольшие отклонения от стандартов, то осенью таких случаев стало больше, а отклонения усугубились. В частности, очень часто наблюдается снижение плотности бензина. Так при средней плотности заводских высокооктановых бензинов 750−755 кг/м3 большинство октябрьских проб бензина у дискаунтеров показало плотность 720−730 кг/м3. А это значит, что расход такого бензина, залитого в бензобаки украинцев, будет значительно выше. То есть люди, покупая низкокачественный бензин, фактически выбрасывают деньги в выхлопную трубу, поскольку пробег их автомобиля будет заметно меньше. Но даже не это самое страшное.

Было обнаружено несколько проб с повышенным содержанием бензола: 3−5% вместо нормативных не более 1%. А ведь бензол относится к высокотоксичным веществам, является сильным канцерогеном. Также в бензинах обнаружено повышенное содержание этанола, который разрешен к использованию в бензинах, однако отсутствует в продукции украинских и белорусских заводов. То есть легальные предприятия такое топливо не выпускают. Таким образом, использование контрафактного топлива наносит удар не только по экономике государства, но и по кошельку водителя, а также увеличивает износ двигателя и загрязняет окружающую среду.

— А с чем связан рост продаж некачественного топлива именно в последний месяц?

— Думаю, столь резкое ухудшение качества топлива связано с дефицитом и существенным подорожанием октаноповышающих компонентов, используемых кустарными производителями, а также распространением практики добавления в дизтопливо газового конденсата. В частности, в сентябре-октябре на нашем рынке ощущался острый дефицит метил-трет-бутилового эфира, вещества, не облагаемого акцизом, но позволяющего искусственно повышать октановое число в бензине. Цены на него взлетели, и это заставило кустарных производителей активно вовлекать более дешевые низкокачественные компоненты: спирты, изопентан, риформат, что сразу же сказалось на качестве бензина.

Однако наиболее тревожной я бы назвал ситуацию с качеством дизельного топлива, которое ранее не часто «бодяжили». Если проблемы с бензином мы фиксируем давно и стабильно, то ухудшение качества дизельного топлива — новый тренд в сетях эконом-сегмента. Октябрьские пробы показали превышение содержания серы до 32−59 ppm при регламентных 10 ppm, пониженное цетановое число, 50−50,7 единицы вместо 55 предусмотренных техрегламентом, и низкое значение температуры вспышки, — 54−54,5 единицы при нормативных 55. Владельцы дизельных автомобилей поймут, насколько опасно заливать такое топливо в бак.

Проведя консультации с технологами легальных нефтеперерабатывающих заводов, мы пришли к выводу, что такой комплекс отклонений по качеству имеет одно объяснение: в заводское дизельное топливо добавляют газовый конденсат из украинских месторождений. Эта технология производства фальсификата известна давно, но сейчас она становится массовой. Поэтому осторожно относиться к выбору заправки нужно не только владельцам бензиновых автомобилей, но и дизельных.

— Почему и как такое горючее попадает в бензобаки автомобилей в Украине?

— Есть две главные причины того, что потребителям нередко продают низкосортную «бодягу» вместо качественного топлива. Первая проблема состоит в том, что в Украине процветает кустарное производство нефтепродуктов. По нашим оценкам, в стране успешно функционирует более 25 мини-НПЗ и несколько нефтебаз, которые суммарно выпускают до полумиллиона тонн бензина в год — это почти 20% украинского рынка.

В страну беспрепятственно заезжают ежемесячно десятки тысяч тонн октаноповышающих компонентов для нелегального производства нефтепродуктов. Государство могло бы положить этому конец, закрыв данные производства и усложнив ввоз компонентов, но пока этого не происходит. Это большой бизнес, которому хватает средств для того, чтобы добиться лояльности местных властей и силовиков.

Судите сами, по нашим оценкам, теневой рынок нефтепродуктов в 2022 году заберет из бюджета не менее 22 млрд грн акциза и НДС. Этой осенью было немало совещаний в правительстве и на уровне отдельных министерств, масштабы бедствия все понимают, посмотрим, какие шаги будут предприняты.

Второй аспект — контроль качества. Государство не осуществляет эту функцию уже более 10 лет. Соответственно, некоторые непорядочные представители бизнеса не чувствуют угрозы наказания со стороны государства за противоправные действия, и эта безнаказанность порождает увеличение объемов торговли фальсификатом.

Недавно Госэкоинспекция, единственный орган рыночного надзора в сфере качества нефтепродуктов, начала регулярные проверки АЗС. Пока их количество невелико, но обнадеживает хотя бы начало данной программы, — отметил эксперт.

Стоит напомнить, что в связи с осложнением отношений с Беларусью возникает потенциальная угроза прекращения поставок топлива из этой страны. По мнению экспертов, в таких условиях Украина должна искать альтернативные пути обеспечения себя топливом. Ведь в целом поставки дизельного топлива из Беларуси и России занимают 70% объема украинского рынка.

Фото Pixabay