Михайлов день, или Собор святого архистратига Михаила, отмечают 21 ноября. Православные чтят этого архангела и верят, что он защитник смертных от темных сил перед ликом Всевышнего. Какие легенды, пословицы, приметы характерные для праздника, «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
- Верующие отмечают день святого Михаила или еще говорят на него архистратиг Михаил, — уточняет Елена Громова. — Между всеми ангелами, архангелами он воин высшего ранга. Если к этому празднику весь церковный календарь привязывали к земледельческому циклу, то праздник Михаила уже не относится к сельскохозяйственному году крестьян.
Но важным было то, что праздник входил в раздел так сказать покровительственно и имел защитную функцию. Это потому, что архистратиг Михаил считался борцом с нечистой силой (как говорили в народе, с «ведьмами, чертом, черным, сатаной»). Святой и был создан для противостояния сатанизму, потому что это свойство придал ему сам Бог. На иконах архангела изображали со шлемом на голове, огненным мечом в руках, он мог держать и щит — это были атрибуты главного воина, возглавлявшего отряд небесных ангельских сил. А под ногами часто у Михаила вился змей (лежал сатана), как олицетворение зла.
Так изображен архангел Михаил на иконе, написанной во второй половине XVII века. Архангелы молились, чтобы защитил от зла, стихийных бедствий и войны. Церковь празднует сбор всех бесплотных сил (ангелов), а собирает их всех именно архангел Михаил.
А если заглянуть в глубь веков, в дохристианскую эпоху, у праславян тоже был даждьбог Миха, который, по разным летописным источникам, обладал властью и небесной силой воинства. То есть у Михи тоже была защитная функция, и его почитали. Затем в пору христианства Миха превратился в Михаила (Михайла).
Люди создали легенду, по которой Бог обмакнул палец в воду и сотворил святого Михаила. «Зачем?» — спросил сатана. «Ну ты же не хочешь меня слушать, так будет кому тебя вразумлять», — ответил Всевышний.
Тогда сатана начал брызгаться водой, а из капель создались маленькие злые силы с воинственными намерениями. И один Михаил начал не просто противостоять многим разным черным силам, но и воевать с ними.
В народе святой Михаил был покровителем охотников. И они в его день выполняли обязательный ритуал — чистить оружие, которое нуждалось в тщательном уходе. В селах всегда знали: если есть родственники, которые занимались охотой, то их обязательно нужно поздравить. Сами охотники на праздник ходили в церковь, ставили свечу перед образом Михаила и молились об успехе дела.
Кстати, еще задолго до земледелия у наших предков существовало охота (ловцовство, звероловство). Отмечу, что в некоторых регионах оно даже приносило большие прибыли, чем земледелие (особенно где были небогатые земли).
- С ХII века, начиная от Мономаховичей, образ святого Михаила князья избрали своим патроном, — продолжает Елена Громова. — И на древнем гербе Киева было изображение архистратига Михаила с мечом. Часто древнерусские князья при крещении имели двойные имена. Так, внук Ярослава Мудрого киевский князь Святополк стал известен как Михаил Изяславович. Собственно при его правлении в 1108—1113 годах построен в Киеве Михайловский Златоверхий православный монастырь в честь Архангела Михаила. Монастырь разрушили в советскую эпоху, а затем во времена независимой Украины построили снова на том же месте. И сейчас это одна из визиток Киева.
Во времена Богдана Хмельницкого на главной хоругви его войска, а также на многих казацких флагах изображали архистратига Михаила как национальный символ. Часто архистратиг Михаил упоминается у Тараса Шевченко («Гайдамаки»). По Украине возводили церкви в честь святого.
Например, на казацкой Чертомлыцкой Сечи существовало 3 храма архистратига Михаила. А у нас в Пирогово стоит Михайловская церковь 1600 года, перевезенная в музей из села Дорогинка Фастовского района. Церковь трехдельная, трехэтажная, с доминирующим центральным куполом, рублена из сосновых брусьев. Сохранился шестиярусный барочный иконостас.
Михайловская церковь в Пирогово — старейшая сохранившаяся деревянная церковь Киевщины.
В киевской летописи от 1198 года отмечено: «…в том же году заложил Святослав стену каменную у Днепра, под церковью святого Михаила на Выдубиче». На территории Выдубецкого монастыря с ХI века существует уникальная старинная Михайловская церковь. Михайловская церковь на Выдубичах — памятник архитектуры.
Далее в летописи пишется: «…а ты, архистратиг Михаил, его (речь идет о Киеве — авт.) прикрывай, храня покровом крыльев твоих ныне, всегда и в грядущие века. Аминь…»
В народных традициях ко дню Михаила уже потихоньку завершался сезон свадеб (до Филиппова поста, начинавшегося 28 ноября). И уже для тех, кто не успел посвататься, действовал запрет — нельзя было ссылать сватов. А в селах о непросватанных девушках говорили, что «После Михаила хоть за шкадыбайла…»
Часто на день Михайла мог выпасть снег, поэтому считалось, что эта примета действует как хороший прогноз на будущий урожай и на здоровье. А в народе говорили, что святой приехал на белом коне, или зима санями приехала. Когда гремел гром, люди считали, что Михаил ведет войну с нечистыми силами: где бы они ни спрятались, точные стрелы архистратига их догонят…
С давних времен заметили, «если на Михаила ветер с полудня, то будет тепло и до половины декабря», если «На Михаила ночь ясная, то и будет зима снежная и красная».
Обычно после Михаила могло и изрядно заморозить, то бытовало:
«От Михаила зима хорошая», на западной Украине считали, что если люди «Михаила уважают и почитают, то на страшном суде он тоже будет на своих весах всех людей взвешивать».
«Если будут стоять густые туманы, то такая погода ожидается к Николаю зимнему».
«Если Михаил дождем служит — добрую и сухую весну нагадает».
«Как Михаил закует, то Николай не раскует».
«День Михаила пасмурный и появился иней — к хорошему урожаю».
«С дня Михайлова зима стоит, земля мерзнет».
Согласно народным поверьям, «Михаил — всем святкам начало», — бытовало в народе.
В день Михаила не делали тяжелую работу (а кто не послушается, то будет наказан): не разрешалось рубить, резать, пилить, стирать, ткать. Но нельзя отказывать нуждающимся в помощи, поддержке, добром слове. Надо избегать ссор, порицания.
В праздник стоит гостить: идти к кому-нибудь или принимать у себя гостей. Еда в этот день была разнообразной и сытной. Бывало, праздник растягивался до наступления Рождественского поста (28 ноября).
Кроме всего, что ставили на столы, традиционно подавали юшку с домашней лапшой. Варили для нее бульон (он должен быть прозрачный и без лишнего жира) из курицы (добавляя разные корни, овощи, зелень, соль) и отдельно сделанную хозяйкой лапшу (мука, яйца, соль). А в тарелке потом все совмещали.
Традиционными были и вергуны:
2−2,5 стакана муки, 3 яйца, 2 ст. ложки сливочного масла, 3 ст. ложки молока, 3 ст. ложки сахара, 0,5 стакана воды, 0,5 ст. ложки рома (или водки), можно добавить 15 штук миндального ореха и ванилин.Тесто делается крутое, растираются яйца с сахаром и постепенно добавляя масло, молоко, ароматизаторы и спиртовые ингредиенты. В массу постепенно добавляют муку, воду. Тесто раскатывают пластом толщиной 2−3 мм, нарезают полоски (ширина 2,5 см и длина 10−12 см). Посреди каждой полоски делают надрез и протягивают поочередно оба конца. Затем в кипящий смалец бросают вергуны и держат до золотистого цвета. Обжаренное печенье выкладывают на тарелку и посыпают сахарной пудрой. Приятного аппетита!
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
Напомним, 19 сентября христиане восточного обряда вспоминают чудо Архистратига Михаила. Этот день в народе называют Михайлово чудо.
Фото из открытых интернет-источников