Украинцы, как и граждане других стран, нередко покупают товары в кредит. Для этого используют не только деньги банков, но и средства всевозможных небанковских финансовых организаций, зачастую обещающих более выгодные, «быстрые» кредиты. Однако долгие годы такие ссуды оставались довольно рискованными, так как на самом деле в договорах было скрыто немало кабальных условий и дополнительных платежей. Нередко, подписав такой договор, человек оказывался должен гораздо большую сумму, чем он рассчитывал, причем долг этот рос в геометрической прогрессии. В последнее время ситуация с защитой прав заемщиков несколько улучшилась. В частности, был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты должников при урегулировании просроченной задолженности». А недавно Национальный банк Украины принял ряд важных постановлений, регулирующих деятельность небанковских финансовых учреждений.
Ужесточились требования к организациям, которые имеют право выдавать потребительские кредиты населению. В том числе это касается микрокредитных организаций, которые предлагают «быстрые» кредиты и «деньги до зарплаты». Теперь все они обязаны будут раскрывать полную информацию о стоимости кредита, рекламируя его на своих веб-сайтах. То есть никаких объявлений о «кредитах под 0%, или 0,01%» быть не должно, поскольку это обман потребителей. Причем информация должна быть в виде файла с исчерпывающими данными о полной стоимости, условиях получения услуги, последствиях нарушения договора по кредиту и так далее, чтобы каждый потребитель смог загрузить такой файл и ознакомиться с любыми нюансами получения займа. А еще вскоре на всех веб-сайтах кредитных учреждений должны появиться кредитные калькуляторы, чтобы потенциальный заемщик имел возможность ознакомиться со всеми затратами по выбранным условиям ссуды.
Кроме того, согласно еще одному постановлению НБУ, по новым правилам начнут работать страховые компании, ломбарды, кредитные союзы, лизинговые компании и другие небанковские финансовые учреждения. В частности, вскоре они обязаны будут открыто публиковать следующие данные о себе:
Кроме того, обязательной является публикация бухгалтерской информации. К ней относится финансовая отчетность, которая должны быть подтверждена независимым аудитором. Вся опубликованная информация должна быть актуальной, а ее поиск — простым, отмечается в постановлении НБУ. В частности, поисковая система при работе с сайтом должна обнаруживать информацию по ключевым словам. Если компания меняет сайт, все данные и файлы должны появиться на новом ресурсе не более чем через 5 дней. В этот период у пользователей должен быть доступ к старому сайту.
О том, как новые правила повлияют на деятельность небанковских финансовых учреждений и защиту прав заемщиков, «ФАКТАМ» рассказал управляющий партнер Консалтинговой компании «Финансовая студия» кандидат экономических наук Евгений Невмержицкий.
— Что именно меняется в деятельности небанковских финучреждений?
— Данные положения НБУ как регулятора рынка финансовых услуг, предоставляемых небанковскими финансовыми учреждениями, дополняют друг друга в аспектах предоставления поставщиками финансовых услуг информации о себе и о самих финансовых продуктах, которые они предлагают. В частности, конкретизируется необходимая информация, которая в обязательном порядке должна быть раскрыта и предоставлена клиенту — с целью четкого, однозначного и максимально полного информирования человека об условиях кредитования. А именно: информация о совокупной сумме платы за кредит, включая все дополнительные услуги по его оформлению и сопровождению. Например, страховки, нотариальные оформления, любые виды дополнительных комиссионных.
Также конкретизированы требования к рекламе финансовых услуг таким образом, чтобы у клиента складывалось адекватное восприятие условий их получения. Данные требования по информированию клиентов об условиях финансовых услуг выписаны в мельчайших деталях, и теперь все финучреждения обязаны их придерживаться.
— Какую информацию отныне обязаны обнародовать такие финучреждения и как ее может найти рядовой потребитель?
— Все данные, которые предоставляются текущим и потенциальным клиентам, должны быть размещены на веб-ресурсах поставщиков финансовых услуг. Также они отдельно отправляются в сообщениях клиентам, уже пользующимся услугой. Прежде всего эта информация касается условий использования кредита, а именно: процентные ставки, суммы периодических платежей, сроки погашения, плата за дополнительные услуги по сопровождению и обслуживанию кредита, а также условия его предоставления.
Также это детальная информация о самом поставщике услуги, включая данные о финансовых лицензиях регулятора на предоставление конкретных услуг. Вся эта информация должна быть в открытом доступе на веб-ресурсах финансового учреждения в структурированном виде согласно единым стандартам, чтобы любой желающий смог легко ее найти в привычном, понятном и единообразном виде.
— Не закроются ли многие небанковские финучреждения из-за такого ужесточения требований?
— Ужесточение требований направлено на предотвращение манипуляций с информацией кредиторов, попыток обмана клиентов различными путями, например, через сокрытие существенных условий по комиссионным или дополнительным услугам, плата за которые может быть выше, чем плата за сам кредит. Кредиторы часто намеренно рекламировали нулевую плату за первый день или несколько дней кредита и ничего не сообщали о последующей плате или плате за оформление кредита, либо за его перечисление или другие существенные платежи. Таким образом, у клиента формировалось одно представление о плате за кредит, а на самом деле сумма была значительно выше, что кредитор специально скрывал, чтобы клиент взял кредит. Если сейчас, после ужесточения требований регулятора к раскрытию информации кредиторами, некоторым из них придется закрыться, а именно — тем, которые конкурировали за счет введения в заблуждение клиентов, то это только оздоровит рынок финансовых услуг.
— Как новые правила отразятся на финансовой безопасности потребителей? Станут ли условия предоставления кредитов боле мягкими?
— Новые правила призваны усилить финансовую безопасность потребителей, поскольку они смогут требовать от финучреждений соблюдения правил, установленных регулятором, и нарушать эти правила будет уже сложнее. Но ожидать большей лояльности кредиторов я бы не стал, так как те, кто отдавал предпочтение обману клиентов путем манипуляции информацией, будут и дальше пытаться применять подобные методы для привлечения клиентов, а не повышать свою привлекательность с помощью профессионализма, различных методов лояльности и повышения качества услуг.
— Как НБУ будет обеспечивать выполнение новых правил? Может ли он применять санкции к нарушителям и какие именно?
— У НБУ есть широкий инструментарий для контроля выполнения регуляторных требований финучрежденями — от финансовых санкций в виде штрафов до лишения лицензии. Как будет вести себя Нацбанк, покажет время, но пока НБУ сам не выполняет свои же обещания, данные в аспекте защиты прав потребителей финансовых услуг.
Созданное специализированное подразделение носит больше номинальный характер по выдаче отписок на многочисленные жалобы клиентов. Кредиторы по-прежнему широко дают рекламу о «нулевых процентных ставках», и это далеко не всегда приводит к санкциям к этим кредторам и лишению лицензии.
Потребители финансовых услуг должны самостоятельно выбирать себе наиболее добросовестных кредиторов и самостоятельно разбираться с нарушением своих прав недобросовестными поставщиками финансовых услуг. Благо на рынке есть много высокопрофессиональных финансовых учреждений, дорожащих своей репутацией и предоставляющих финансовые услуги высокого качества не прибегая к обману клиентов, — подытожил эксперт.
Стоит напомнить, что недавно вступил в силу приказ Минюста об автоматическом списании долгов, согласно которому ряд банков может автоматически списывать средства со счетов украинцев. О том, как именно и за какие долги происходит арест счетов, «ФАКТАМ» подробно рассказали юристы.
Фото pixabay.com