На новосозданное Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) украинцы возлагали много надежд. Ведь благодаря анализу деклараций наших чиновников можно не только выявить имеющих незаконные активы, но и привлечь этих людей к ответственности. Более того, законодательство Украины даже предусматривает процедуру конфискации в пользу государства имущества, нажитого непосильным, однако незаконным трудом. Правда, на практике антикоррупционеры столкнулись с рядом преград. Главной из которых оказалось решение Конституционного суда, освободившего должностных лиц от уголовной ответственности за декларирование заведомо недостоверной информации и умышленное непредоставление деклараций.
Зато помогают НАПК в выявлении незаконного имущества чиновников, в частности, бывшие возлюбленные и жены с мужьями. Именно они не только хорошо осведомлены о такой собственности, но и имеют документальные доказательства ее приобретения. Чем с удовольствием делятся с антикоррупционерами.
Как в отслеживании стиля жизни чиновников принимают участие другие органы власти, почему не стоит скрывать рожденных вне брака детей, а также зачем указывать в декларации даже двух мужей или жен в случае наличия, в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказал руководитель Национального агентства по предотвращению коррупции Александр Новиков.
— С 27 октября 2020 года, согласно решению КСУ, Нацагентство не имеет права собирать и проверять имущественные декларации чиновников: от президента до головы громады. В то же время КСУ отменил и уголовную ответственность за незаконное обогащение. Чем сегодня занимается агентство?
— Главное, что сделал КСУ в прошлом году, — это лишил граждан права знать, кого они финансируют, какое имущество приобретают лица, работающие на граждан. Благодаря решению СНБО, правительства и принятому ВРУ закону проверки деклараций были возобновлені.
Однако таким решением КСУ была сведена на нет наша работа за пять предыдущих лет. Речь идет об отмене результатов проверок деклараций, закрытии уголовных дел, обжаловании приговоров судов. Основная проблема в этом.
КСУ освободил от ответственности практически 5 тыс. человек, которые скрыли от налогоплательщиков свои капиталы.
— Выходит, декларанты, которые скрывали свое состояние, и это доказали проверки НАПК, вместо ответственности получили от КСУ индульгенцию. Можно ли повторно проверить их декларации за прошлые годы?
— Это невозможно. Согласно Конституции Украины, закон не имеет обратного действия во времени. То есть сегодня уголовная ответственность возобновлена, однако привлечь к ответственности лиц, совершивших преступления, скрывая капиталы в 2015—2019 годах, невозможно.
— Таким образом, НАПК может привлекать к ответственности только нынешних чиновников.
— Абсолютно верно. Своим решением КСУ предоставил индульгенцию всем, кто скрывал капиталы от налогоплательщиков в прошлые годы.
Читайте также: С 2023 года мы будем знать обо всех зарубежных активах наших граждан, — Даниил Гетманцев
— 3 октября Международный консорциум журналистов-расследователей ICIJ обнародовал новое расследование Pandora Papers. В документах указано, что 35 нынешних и бывших мировых лидеров, в том числе наш президент, имеют связи с офшорными счетами. Есть ли у НАПК право исследовать декларации, в том числе и президента, на предмет офшоров?
— С 2019 года, благодаря закону, вынесенному правительством и поддержанному президентом, НАПК проводит проверку деклараций в зависимости от должности, занимаемой лицом, коррупционных рисков
Декларацию президента уже проверили. На все вопросы, которые в своей передаче фактически поставило «Слідство. Інфо», получены ответы. В ходе проверки нарушений антикоррупционного законодательства не было установлено.
Мы можем проверять наличие каких-либо иностранных предприятий в декларации любого субъекта декларирования, независимо от его должности, поскольку НАПК является независимым органом. Мы проверили наличие таких предприятий в декларации президента. Нарушений законодательства Украины не было установлено.
— Декларации каких высокопоставленных чиновников еще проверили и у кого выявили больше нарушений?
— В этом году уже проверили 806 деклараций. В общей сложности взяли в работу более 1200. Установили нарушений на 819 млн грн. Как ни странно, но больше всего скрытого имущества обнаружили в декларациях депутатов местных советов.
Однако есть среди нарушителей законодательства и руководители центральных органов власти, например, глава государственной регуляторной службы. Он указал биткоины на сумму более 13 млн грн, которых фактически нет. Также бывший вице-премьер-министр Украины — министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский. В его декларации были указаны недостоверные данные на сумму 260 тыс. грн.
К слову, самые большие незадекларированные суммы в ходе проверок выявляли у депутатов местных советов. В частности, депутат Одесского областного совета Кутателадзе Олег забыл внести в декларацию 69,9 млн гривен. Вообще в 60 декларациях мы обнаружили нарушения. Также это 9 народных депутатов: Сергей Шахов, депутатская группа «Довіра»; Олег Кулинич тоже из «Довіри», Александр Куницкий и Анна Колесник из «Слуги народа» и другие.
Есть в этом списке и судьи Конституционного суда. Да, установили нарушения в декларациях Виктора Кривенко и Александра Касминина. В их декларациях есть признаки уголовного преступления. Дела переданы в НАБУ. Они их расследуют. В 1243 декларациях выявили административные правонарушения. Речь идет о декларировании на сумму менее 1 млн 113 тыс. грн.
Читайте также: Откуда деньги? НАПК подловило Шкарлета на нестыковках в налоговых декларациях
— Какие нормы законодательства чаще всего нарушают чиновники, заполняя декларации?
— Обычно это неуказание автомобилей, домов, земельных участков, на которых они находятся и фактически используются лицами; неуказание в декларации членов семьи, на которых оформлено все имущество. К примеру, народный депутат Шахов, рассказывавший журналистам, что находится в Александровской больнице, добавлял, что и у его жены тоже ковид. Однако в декларации жену не указал. Таких фактов много.
— Как мы видим, нарушителей вы обнаруживаете. Среди них есть много известных фамилий, поэтому возникает логичный вопрос — когда будут реальные судебные приговоры?
— Этот вопрос беспокоит в том числе и НАПК. Поскольку в таком случае мы являемся сервисным органом для НАБУ, Нацполиции и ГБР, ведь передаем им материалы. Поскольку ответственность за эти виды правонарушений фактически возобновлена с 30 декабря прошлого года, полные проверки мы начали в мае, то есть прошло всего 6 месяцев.
Кстати, именно полгода нам нужно на проверку. То есть сейчас мы эти материалы передали в НАБУ, ГБР, Нацполицию. Они должны расследовать дела, на что также нужно время. Только после этого материалы передаются в суд, который будет их рассматривать. Со времени проведения проверки до вынесения судебного приговора пройдет не менее года.
В то же время сегодня уже есть 8 приговоров в отношении депутатов местных советов, которые не подали декларации. Сейчас расследуются десятки уголовных производств в отношении членов Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры. В частности, ее председателя господина Вилкова, который также не подал декларацию. В общем, адвокаты не должны подавать декларации, в отличие от членов квалификационно-дисциплинарной комиссии. Ведь именно они решают, предоставлять юристу право работать адвокатом или лишить его этого права, привлекают их к дисциплинарной ответственности, то есть выполняют функции государства. Так вот в отношении председателя этой комиссии, не подавшего декларацию, возбуждено уголовное производство и продолжается расследование.
Читайте также: В Украине узаконили операции с криптовалютой: что это значит
— Какая ответственность ему угрожает за это нарушение?
— За неподачу декларации ему грозит наказание до года ограничения свободы. К сожалению, ВРУ хоть и возобновила ответственность за ложь в декларациях или их неподачу, однако она слишком незначительна — ограничение свободы до года. Даже если не подать декларацию, скрыть имущество на миллиард, максимальное наказание, угрожающее декларанту, — лишение свободы до года. При рассмотрении этого законопроекта мы настаивали и доносили свою позицию, в том числе и президенту, чтобы ответственность была хотя бы на уровне 2 лет, как в предыдущем законе. Ведь как президент, так и партия «Слуга народа» обещали не борьбу с коррупцией, а ее преодоление. А это невозможно сделать без введения ощутимой ответственности.
Недекларирование — это не про «украл», а про «скрыл». Однако в прошлые годы суд в случае подобных нарушений ограничивался наказанием в виде штрафа до 51 тыс. грн. К сожалению, законом предусмотрены небольшие суммы штрафов за такие правонарушения.
— Если НАПК докажет, что имущество должностного лица нажито непосильным, однако незаконным трудом, насколько строго можно его наказать?
— Кроме того, что НАПК находит незадекларированное имущество, мы еще и выявляем факты наличия необоснованных активов и незаконного обогащения. Речь идет о случаях, когда у декларанта есть имущество, приобретение которого он не может подтвердить законными доходами. Если такое имущество было выявлено на сумму от 1 млн 130 тыс. грн до 7,7 млн грн, тогда направляется иск в Высший антикоррупционный суд и оно изымается в пользу государства. Когда такого имущества обнаружили более чем на 7,7 млн грн, открывается производство по незаконному обогащению, декларанту грозит уголовная ответственность и изъятие имущества в пользу налогоплательщиков. Уже есть первое такое дело. Речь идет об Илье Киве. НАПК совместно с НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратурой подготовили соответствующие материалы. Решение суда уже вынесено. Также по народному депутату Михаилу Волынцу из фракции «Батьківщина» антикоррупционная прокуратура подавала иск.
В декларациях 5 должностных лиц выявили признаки необоснованных активов. Это нардепы Николай Кириченко от «Слуги народа», Александр Куницкий, тоже «Слуга народа», Олег Кулинич, фракция «Довіра», а также Александр Бабиков (бывший заместитель директора ГБР), Таран Татьяна — должностное лицо Слобожанского управления Главного управления ГНС в Харьковской области. Материалы переданы в Специализированную антикоррупционную прокуратуру для подготовки материалов и заявления исков о взыскании необоснованных активов.
Фото НАПК