Уже несколько лет в Украине довольно вяло проводится судебная реформа. К сожалению, сегодня решение любого спора в суде — это долгий и сложный процесс. Но вскоре украинцы смогут разрешать конфликтные ситуации, не обращаясь в суды. Верховная Рада приняла Закон «О медиации». Этот документ определяет правовые основы и порядок проведения медиации как внесудебной процедуры урегулирования спора, принципы медиации, статус медиатора, требования к его подготовке и другие вопросы, связанные с этой процедурой. Однако большинство украинцев даже не представляют, что такое медиация и как она работает. Давайте попробуем разобраться.
По закону медиация может быть проведена до обращения в суд, третейский суд, международный коммерческий арбитраж или во время досудебного расследования, судебного, третейского, арбитражного производства, а также во время исполнения решения суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража. Проведение медиации не влияет на истечение срока исковой давности. Но медиация не проводится в конфликтах или спорах, которые влияют или могут повлиять на права и законные интересы третьих лиц, не являющихся участниками этой медиации.
В частности, законом установлено, что:
* процедура медиации будет применяться в любых конфликтах и спорах, возникающих, в частности, в гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных правоотношениях, а также в уголовных производствах при заключении соглашений о примирении между потерпевшим и подозреваемым, обвиняемым и в других сферах общественных отношений;
* физические и юридические лица смогут обратиться к медиатору для проведения медиации как до обращения в суд, третейский суд, международный коммерческий арбитраж, так и во время судебного, третейского или арбитражного производства или во время исполнения решения суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража;
* медиация будет проводиться по взаимному согласию сторон медиации в соответствии с принципами добровольности, конфиденциальности, независимости и нейтральности, беспристрастности медиатора, самоопределения и равенства прав сторон медиации;
* приобрести статус медиатора сможет любое физическое лицо, имеющее высшее образование и прошедшее базовую подготовку в сфере медиации в Украине или за ее пределами;
* подготовка в сфере медиации будет составлять не менее 90 часов обучения медиатора, в том числе 45 часов практического обучения, и включать теоретические знания и практические навыки по принципам, порядку и методикам проведения медиации, правового регулирования медиации, этики медиатора, ведения переговоров и урегулирования конфликтов и споров;
* подготовку в сфере медиации будут осуществлять учебные заведения, а также организации, обеспечивающие проведение медиации, объединения медиаторов, субъекты хозяйствования любой формы собственности и организационно-правовой формы, имеющие право оказывать услуги в сфере медиации или организовывать их предоставление в соответствии с законодательством;
* реестры медиаторов смогут вести объединения медиаторов, организации, обеспечивающие проведение медиации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые привлекают медиаторов или пользуются их услугами.
Закон определяет права и обязанности медиатора и сторон медиации, порядок проведения медиации, а также требования к договору о медиации и соглашению об урегулировании конфликта по результатам медиации. Кроме того, заключительными и переходными положениями закона внесены изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства Украины, которыми установлено право суда объявить перерыв в подготовительном заседании в случае, если стороны приняли решение провести внесудебное урегулирование спора путем медиации, право суда остановить производство по делу в случае обращения обеих сторон с ходатайством о приостановлении производства по делу в связи с проведением медиации, срок такой остановки и возможность остановить производство по делу на стадии его рассмотрения по существу.
Детальнее о медиации и особенностях ее применения «ФАКТАМ» рассказал старший юрист адвокатской фирмы Pragnum, арбитражный управляющий Вадим Маковий.
— Сначала стоит выяснить, что такое медиация в ходе внесудебного урегулирования конфликта.
— Прежде всего нужно отметить, что медиация — это не разработка отечественных законотворцев, а давно имеющийся инструмент внесудебного урегулирования споров, возникший в США еще в далекие 1930-е годы как механизм разрешения семейных и трудовых споров, а впоследствии значительно распространившийся на другие сферы жизнедеятельности общества, — сообщил Вадим Маковий. — Медиация — это внесудебная добровольная, конфиденциальная, структурированная процедура, во время которой стороны с помощью медиатора или медиаторов пытаются предотвратить возникновение конфликта или урегулировать его путем переговоров. В самом определении термина «медиация» ключевым является именно принцип добровольности применения процедуры. Никто не может быть принужден к разрешению конфликта или спора путем проведения медиации, и именно это определяет ее суть.
Казалось бы, стороны конфликта и без участия третьих лиц могут решить все спорные вопросы, однако не всегда складывается так, что стороны в своих взаимоотношениях полностью равноправны, и переговоры без участия посредника могут сводиться к давлению, моральному или психологическому, и манипуляциям. Одной из функций медиатора является организация и проведение процедуры на нейтральной и безопасной территории, которая была бы максимально комфортной для сторон и способствовала бы положительному разрешению спора.
— А если договориться не удается?
— Каждая сторона или сам медиатор могут в любой момент выйти из процедуры медиации. В то же время факт участия лица в данной процедуре не может свидетельствовать о признании им вины, исковых требований или желании отказаться от собственных исковых требований. Результатом медиации является заключение между сторонами соглашения, которое должно выполняться добровольно. Принудительное выполнение таких соглашений невозможно и нарушает самую сущность медиации. При этом в случае невыполнения соглашения любая сторона может инициировать разрешение спора в судебном порядке.
Другим фундаментальным принципом медиации является конфиденциальность. Никто из участников медиации не имеет права разглашать конфиденциальную информацию, полученную им во время этой процедуры, а конфиденциальной в таком случае считается вся информация, которая стала известна при подготовке и проведении медиации.
В то же время стороны могут определить, какая информация не считается конфиденциальной или предоставить разрешение на разглашение определенного объема информации. Кстати, медиатор также не может быть допрошен в качестве свидетеля по делу по поводу информации, которая стала ему известна во время подготовки и проведения медиации. Однако в случае, если любая сторона обратится в суд с требованиями к самому медиатору в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением им условий договора о проведении медиации, медиатор освобождается от обязательства сохранения конфиденциальной информации в пределах, необходимых для защиты его прав и интересов", — отметил Вадим Маковий.
— При каких именно правонарушениях, спорах и конфликтах может использоваться медиация?
— По закону медиация может быть применена в любых спорах, в том числе гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных, а также по делам об административных правонарушениях и в уголовных производствах с целью примирения потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.
— А что, условия и порядок проведения медиации в разных юрисдикциях не должны отличаться?
— Конечно, должны. Если гражданские, хозяйственные, семейные и трудовые споры можно будет разрешить с помощью медиации без каких-либо препятствий, то административные споры, в которых стороной всегда является субъект властных полномочий, требуют дополнительного урегулирования на уровне законов и нормативно-правовых актов, ведь любые уступки со стороны субъекта властных полномочий могут быть расценены правоохранительными органами как злоупотребление властью или служебным положением, что делает использование процедуры медиации в административных спорах почти невозможным. К тому же у субъекта властных полномочий просто отсутствуют механизм и возможность действовать иным способом, чем установлен Конституцией Украины и законами Украины.
Мы все отлично понимаем, что субъекты властных полномочий не будут отказываться от собственной правовой позиции и признавать исковые требования другой стороны. На мой взгляд, медиация должна способствовать взаимовыгодным договоренностям сторон, каждая из которых должна уступить определенную часть собственных интересов. В то же время использование медиации как способа склонить юридическое или физическое лицо отказаться от иска — это не совсем логично, ведь в таком случае конечный результат для них будет неизменным.
В то же время Верховная Рада 16 ноября 2021 года приняла Закон Украины «Об административной процедуре», который призван решить вопрос досудебного урегулирования споров во взаимоотношениях физических и юридических лиц с органами государственной власти, что в определенной степени и будет выполнять медиальную функцию в этой категории дел.
Между тем совершенно нереально применение медиации по делам об административных правонарушениях, ведь сама по себе правовая конструкция привлечения лиц к административной ответственности не предусматривает случаи избегания наказания. Если лицо совершило правонарушение и это доказано в установленном законом порядке, то оно должно нести ответственность, а вот объем такой ответственности уже зависит от санкции статьи.
Правда, в некоторых случаях лицо, совершившее административное правонарушение, может не привлекаться к административной ответственности из-за достижения определенного компромисса. Например, Таможенным кодексом Украины предусмотрена возможность применения компромисса в виде мирового соглашения, если в действиях лица, совершившего нарушение таможенных правил, отсутствуют признаки уголовного преступления. В таком случае дело о привлечении человека к административной ответственности прекращается, а человек считается не привлеченным к административной ответственности за такое нарушение. При этом порядок, условия и возможные последствия заключения мирового соглашения определены непосредственно в Таможенном кодексе Украины и участие медиатора в таком процессе, по моему мнению, вообще не требуется.
— А как быть с уголовными делами?
— Что касается уголовных производств, то возможность примирения в них урегулирована главой 35 Уголовного процессуального кодекса Украины. В таких делах договоренности по соглашению о примирении могут быть достигнуты самостоятельно потерпевшим и подозреваемым или обвиняемым, защитником и представителем или с помощью другого лица, согласованного сторонами уголовного производства, кроме следователя, прокурора или судьи.
Следовательно, стороны уголовного производства могут привлечь к процедуре примирения в том числе и медиатора и с его помощью прийти к определенному компромиссу. Здесь следует обратить внимание на то, что примирение может применяться только в отношении уголовных проступков, не тяжких преступлений и в уголовном производстве в форме частного обвинения.
Также заключительными и переходными положениями закона предусмотрено внесение изменений в Земельный кодекс Украины, к которому будет добавлена отдельная статья 1581, определившая возможность применения медиации в разрешении земельных споров. Однако и раньше никаких запретов на применение мер досудебного урегулирования споров в Земельном кодексе Украины не было.
При этом важно помнить, что медиация не может проводиться в конфликтах, которые влияют или могут повлиять на права и законные интересы третьих лиц, не являющихся участниками этой медиации, — подытожил Вадим Маковий.
В следующей статье мы выясним, как именно разрешается конфликт с помощью медиации и кто по новому закону может работать медиатором.
Кстати, недавно парламент утвердил Закон «О реализации публичных электронных услуг по регистрации и декларированию места жительства в Украине», изменяющий порядок «прописки» граждан по месту жительства. В частности, законом вводится декларирование места жительства, то есть уведомление человеком органа регистрации о своем адресе в электронной форме с помощью Единого государственного веб-портала электронных услуг с последующим внесением такой информации в реестр территориального общества.
Фото https://ru.depositphotos.com/