Политика

Первая. Государственная. Украинская: какой будет Украинская национальная авиакомпания и для чего ее создают

16:03 — 29 ноября 2021 eye 582

25 ноября на инфраструктурном форуме в Киеве президент Владимир Зеленский объявил о создании национальной украинской авиакомпании.

«Нам очень нужны проекты, которые сшивают Украину. Как метафорически, так и в прямом смысле слова — практически, проектно… Мы готовы инвестировать в воздушный флот, нагружать украинских производителей и привлекать мировых лидеров в объединенные проекты в авиастроительстве», — заявил Владимир Зеленский.

Речь идет о создании авиакомпании, восстановлении региональных аэропортов, авиастроительстве и трансформации «Борисполя» в большой восточноевропейский хаб и многом другом. Масштаб заявленного полностью соответствует названию президентской программы «Большая стройка» — он действительно большой, как украинская «Мрия».

UNA, но уже амбициозная

О создании национальной авиакомпании Владимир Зеленский впервые публично заявил еще в начале года, презентуя планы «Большой стройки» в разных отраслях.

Министерство инфраструктуры разрабатывало стратегию вместе с французской консалтинговой компанией Aerogestion, анализируя ситуацию на мировом и европейском авиарынках. Анализ показал, что для государственной авиакомпании есть место как на перевозках внутри страны, так и на европейских и дальнемагистральных маршрутах.

Украинская национальная авиакомпания, которую авторы проекта называют ЮНА (с ударением на первой букве от английской аббревиатуры UNA — Ukrainian National Airlines), должна стать полноценным игроком на рынке и будет выполнять как внутренние, так и внешние рейсы, в том числе на дальнемагистральных направлениях.

Среди причин создания государственной авиакомпании называют сразу несколько. И первая из них — экономическая. В Украине началась масштабная реконструкция аэропортов в рамках «Большой стройки». В этом году уже проводят реконструкцию ряда аэропортов, прежде всего идет строительство новых и продление существующих взлетно-посадочных полос и замена аэронавигационного оборудования, что позволит региональным аэропортам принимать большие пассажирские и грузовые самолеты и увеличить пассажиропоток в среднем до 1 млн пассажиров (или даже до 4 млн пассажиров, как планируют в Днепре).

«Украинский авиатранспорт имеет огромный потенциал для роста. Имеющееся количество предложенных мест на душу населения является самым низким в регионе, а основанный на показателях ВВП прогноз показывает, что воздушный транспорт в Украине более чем удвоится к 2035 году, достигнув 32 млн пассажиров», — указывают эксперты Aerogestion.

Увеличению рейсов и пассажиропотока также будет способствовать Соглашение о едином авиационном пространстве с Евросоюзом, подписанное в октябре этого года. Долгожданный «авиабезвиз» не просто синхронизирует правила авиаперевозок с нормами ЕС, но и открывает европейский рынок для украинских авиакомпаний, а украинские аэропорты — для европейских перевозчиков.

«Мы открываем для себя многомиллионный рынок потенциальных туристов из ЕС. Каждый день количество и регулярность рейсов между Украиной и ЕС растет. У нас есть несколько лет, чтобы привести свое авиационное законодательство к европейским нормам и обеспечить права украинских пассажиров на уровне с правами пассажиров ЕС», — говорит министр инфраструктуры Александр Кубраков.

В Министерстве инфраструктуры рассчитывают на увеличение количества европейских туристов до 500 млн, а также освоение новых рынков. В этом году успешная промокампания и наличие прямого авиасообщения (саудовский лоукостер Flynas) открыли Украину для туристов из стран Персидского Залива и принесли 2,5 млрд гривен новых поступлений. И здесь для UNA открывается огромное поле возможностей.

Вторая причина — безопасность. Необходимость иметь собственного перевозчика показал опыт эвакуаций, когда правительству приходилось вести переговоры с перевозчиками, ища возможность вернуть домой своих граждан. Сейчас компаниям начнут выплачивать 104 млн гривен компенсаций за такие эвакуации. Но дело даже не в деньгах: в кризисных ситуациях скорость является основным приоритетом, ведь от этого буквально могут зависеть жизни людей.

Трудно прогнозировать, где и когда вынырнет очередной «черный лебедь» вроде COVID-пандемии, но наличие собственных самолетов позволит быстро приходить на помощь украинцам, что бы ни произошло и где бы они ни были.

А еще есть вопросы геополитики, также напрямую связанные с безопасностью. Присутствие украинского флага в международных аэропортах — не только вопрос престижа и узнаваемости в мире. Это более тесные связи, прежде всего — с Европой и другими стратегическими партнерами Украины. Например, отсутствие прямого авиасообщения между Киевом и Вашингтоном или Нью-Йорком или той же Канадой с мощной украинской диаспорой — точно нам не на пользу.

Выздороветь от ковида

Пандемия стала одним из самых больших испытаний для рынка авиаперевозок за все времена. Но этот кризис — не первый и не последний. Топливный кризис 1970-х, война в Персидском заливе и обвал азиатских фондовых рынков в 1990-х, террористическая атака 9/11 в США и финансовый кризис 2008—2009 годов отражались на авиаперевозках, однако они возобновлялись и развивались дальше.

«Авиатрафик доказал свою устойчивость к экстремальным шокам и удваивается каждые 15 лет», — говорят эксперты Aerogestion. К примеру, если в 1999 году авиакомпании перевезли 1,6 млрд пассажиров, то в 2018-м — уже 4,2 млрд.

И хотя некоторые вещи, такие как сертификаты о вакцинации и новые протоколы медицинской безопасности, вероятно, останутся с нами надолго, пик падения уже позади. По прогнозам экспертов, мировой авиарынок восстановится к 2024 году.

Украинская авиация тоже поправляется. По словам генерального директора Международного аэропорта «Борисполь» Алексея Дубревского, в этом году аэропорт готовится принять 9,5 млн пассажиров, что составляет 62% пассажиропотока от докризисного 2019 года. Динамика восстановления даже более позитивная, чем в Европе, где по оптимистическому сценарию Евроконтроля в текущем году будет 56% от докризисного количества пассажиров.

Украинское правительство анонсировало свои механизмы поддержки отрасли и возобновления авиаперевозок. В частности, планируют снизить НДС на внутренних рейсах с 20% до 7%. Для пассажиров это будет означать более низкую цену билета и больше доступных рейсов.

Еще одним нововведением станет внедрение PSO (Public Service Obligation — обязательство по предоставлению услуг). Этот механизм широко используется в развитых странах и предусматривает компенсацию из бюджета части стоимости билета по критически важным маршрутам.

Такой проект уже существует на железной дороге: в ноябре запустили новый маршрут «Бессарабский экспресс» Одесса — Измаил, частично финансируемый областным бюджетом. Аналогичный вариант предусматривают для авиасообщения.

«В этом году открыты новые регулярные авиарейсы из Киева в Черновцы, Ужгород, Николаев и Кривой Рог, а всего сейчас осуществляются полеты между более чем 10 украинскими аэропортами.

Мы хотим сделать полеты внутри страны доступными и комфортными, чтобы авиаперевозчики конкурировали за пассажира с железной дорогой и автоперевозчиками. Наша цель к 2024 году — объединить всю страну качественным пассажирским транспортом. Механизм PSO позволит максимально расширить карту полетов в Украине и на первых этапах поддержать новые региональные аэропорты и внутренний туризм", — пояснил Александр Кубраков.

Финансировать развитие железной дороги и авиатранспорта будут через Спецфонд, средства от которого пойдут в том числе на модернизацию и строительство полос и терминалов в Днепре, Одессе, Виннице, Херсоне, Ровно, Кривом Роге, Ужгороде, Черновцах, Полтаве и строительство нового аэропорта в Закарпатье и двух новых аэропортов на востоке страны.

Среди планов «Большой стройки» также модернизация «Борисполя» и превращение его в главный авиахаб Восточной Европы.

«Борисполь» (который, кстати, также является государственным предприятием) демонстрирует хорошую динамику не только по восстановлению пассажиропотока, но и по финансовым показателям. Чистая прибыль аэропорта за 9 месяцев этого года составила 189,2 млн гривен. Для справки: в доковидный 2019 год «Борисполь» заработал более 1,5 млрд, но в 2020-м из-за пандемии «ушел в минус».

С начала года в Борисполь пришли 8 новых авиакомпаний, среди которых крупнейший туристический лоукостер Германии Eurowings, который является частью Lufthansa Group.

В Министерстве инфраструктуры надеются превратить «Борисполь» в альтернативу 19 аэропортам из 11 стран нашего региона. Для этого уже весной откроют Терминал F, простаивавший несколько лет. Спрос на его работу уже есть.

Прагматично и гибридно

Собеседники в министерстве уточняют, что к проекту подходят прагматично и рассматривают украинские национальные авиалинии в первую очередь как бизнес-модель. Сначала думали над вариантом создания национальной компании на базе существующих авиакомпаний, но впоследствии от него отказались из-за проблемы управляемости инвестиций. Если государство вкладывает деньги, оно хочет знать, куда и на что они тратятся.

Но в планах — создавать государственное предприятие как акционерное, что позволит привлекать частный капитал и быстрее развиваться. Таким путем в свое время шли Turkish Airlines, Lufthansa и другие ведущие национальные авиакомпании, где государственная доля менялась в зависимости от рыночной ситуации.

Флот UNA за первые годы существования будет состоять из 22 самолетов, которые будут обслуживать внутренние и внешние рейсы. По рекомендациям Aerogestion, в нем должны быть как турбовинтовые, так и узко- и широкофюзеляжные самолеты, рассчитанные на разное количество пассажиров и дальность полета. Несмотря на то, что Украина подписала Меморандум о сотрудничестве с Airbus, окончательное решение относительно самолетов, их комплектации и модели покупки или лизинга пока не принято.

Но уже есть понимание, что на базе национальной авиакомпании будет развиваться собственное производство. Как отметил во время форума Владимир Зеленский, Соглашение о совместном авиапространстве с ЕС оставляет за Украиной полномочия производителя авиатехники. Это важно с учетом мощностей завода «Антонов» и инженерных кадров. Квалифицированные человеческие ресурсы и высокую авиационную культуру отмечают и французские консультанты — как одно из преимуществ для создания авиакомпании.

Пока выглядит так, что Офис президента и правительство делают акцент больше на собственном производстве, сотрудничестве и локализации с международными компаниями, нежели на простой закупке иностранных самолетов.

О серьезности намерений развивать собственное производство говорят и озвученные планы инвестиций. «Объем инвестиций в развитие в Украине собственного авиастроения в период с 2021-го по 2030 год составит более 34 млрд гривен», — заявил заместитель руководителя Офиса президента Кирилл Тимошенко, координирующий «Большое строительство».

В этом году «Антонов» уже строит 3 самолета по заказу государства и вполне может стать базой для сервисной поддержки и переоборудования пассажирских самолетов в грузовые. Известно, что новая авиакомпания будет выходить и на рынок грузовых перевозок.

Также известно, что авиакомпания будет гибридной, предлагая лоукост-цены на коротких рейсах и преимущества авиакомпании с полным спектром сервиса на более длинных перелетах.

Возможность формировать парк самолетов под параметры будущих маршрутов и использование новых технологий является еще одним преимуществом UNA, которых нет у «старых» авиакомпаний. Это касается в том числе экологичности и экономичности самолетов, что важно с учетом стремления ЕС достичь климатической нейтральности к 2050 году и цен на топливо.

«Запуск национальной авиакомпании с чистого листа, с гибридной бизнес-моделью и ценовой стратегией, цифровым подходом и big data-инструментами, с адаптированным к маршрутам флотом — это ключевые факторы успеха для конкурентоспособности и прибыльности в ближайшей перспективе», — говорится в анализе Aerogestion.

Первый рейс UNA должен состояться уже в следующем году. Начнут с внутренних полетов, но в 2022 году хотят запустить и международные рейсы на среднемагистральных маршрутах. По расчетам, национальная авиакомпания должна стать прибыльной через 5 лет.

Пока планы новой авиакомпании выглядят очень амбициозно, и это почти пугает. За все годы независимости проектов такого размаха не было никогда. Но, с другой стороны, наибольший успех Украины в авиации называется «Мрия». Этот сверхмощный самолет знают во всем мире, а для глобального движения авиаспоттеров (фотографов, снимающих самолеты) наш АН-225 является настоящей суперзвездой, которую в аэропортах встречает толпа фанатов. Может быть, через несколько лет так же будут приветствовать борты UNA?

На фото в заголовке украинская «Мрия» АН-225 (фото Aircargo News)