Происшествия

«резко рванув с места, маршрутка сбила жену с ног. А затем задними колесами, к моему ужасу, полностью переехала ee!.. »

0:00 — 8 августа 2007 eye 302

Водителя столичного маршрутного микроавтобуса, насмерть сбившего молодую женщину, у которой остался трехмесячный малыш, по решению суда даже не оштрафовали Зимний вечер 24 декабря 2006 года перечеркнул жизнь 28-летнего военнослужащего Александра Горды. В прошлом остались женитьба на любимой женщине, рождение сынишки. Настоящее — раннее вдовство и нестихающая боль утраты. Незадолго до свадьбы Елена обронила: «Все, о чем я в жизни мечтаю, — выйти замуж за Сашу и подарить ему сына». Увы, так и вышло, что женщина успела в жизни только это. Когда супруги готовились встречать первый Новый год с малышом, молодую маму переехал микроавтобус столичного маршрутного такси. Через 10 дней, проведенных в реанимации между жизнью и смертью, 22-летней Елены не стало.

«В приемной больницы Лена была еще в сознании. Врачам объяснила: «Меня сбила маршрутка. Я спасала мужа и попала под колеса»

- Первым эта проклятая маршрутка сбила меня,- рассказывает Александр Горда.  — В тот вечер жена, целый день проведшая в хлопотах с трехмесячным сынишкой, дождалась меня с работы и предложила выйти на улицу подышать воздухом. Компанию нам составили моя сестра Наташа с мужем, живущие вместе с нами, и их друг Михаил. Провожая гостя, мы направились к автобусной остановке. Около 11 вечера, переходя проспект Маяковского, заметили двигавшийся по проезжей части в сторону улицы Драйзера микроавтобус «Богдан» с номером маршрута 34+21.

Я шел по пешеходному переходу чуть впереди, следом жена с сестрой, затем зять с другом. Дойдя до середины проезжей части, на всякий случай замедлил шаг, потому что не мог понять, притормозит ли автобус. Благодаря этому и не попал под колеса: маршрутка пронеслась мимо, задев меня левым бортом. Отшатнувшись от резкого удара в плечо, я едва устоял на ногах. «Богдан» завизжал тормозами и метров через 15-20 остановился возле остановки общественного транспорта «Улица Беретти», наискосок к тротуару. Молодой водитель высунулся из окошка, послышался отборный мат. Я был потрясен: «Я иду по «зебре», это ты куда несешься?!» Но маршруточник продолжал выкрикивать нецензурщину.

Жена Лена, перейдя проезжую часть, подбежала к водительской кабине со стороны тротуара со словами: «Почему вы не притормозили на переходе?» Чтобы избежать неприятного разговора, водитель захлопнул открытую было дверцу и рванул с места. На моих глазах передней частью автобуса он сбил жену с ног. А затем правым передним колесом маршрутка заскочила на тротуар, резко вывернула влево и задними колесами, к моему ужасу, полностью переехала Лену! В несколько прыжков я догнал автобус, буквально повис на открытом водительском окне: «Стой, ты человека сбил!» Но он не остановился. Набирая скорость, протянул меня метров 70. Поняв, что сейчас разобьюсь насмерть, я разжал руки и упал.

- Лена навзничь лежала на мостовой, — рассказала Наташа, сестра Александра Горды.  — Видно было, что колеса проехали по ногам и животу — у нее были порваны джинсы и куртка. Бедняжка стонала, просила перевернуть ее на бок, жаловалась, что все внутри болит, а ног не чувствует. До приезда «скорой» мы боялись ее тронуть, Лена так и лежала в ледяной черной луже. В больнице нам отдали ее одежду, так даже лифчик был пропитан грязью!

- В приемной Больницы скорой помощи, куда привезли Лену, она еще была в сознании. На вопрос врачей, что случилось, объяснила: «Меня сбила маршрутка. Я спасала мужа и попала под колеса»,  — печально вздохнул Александр. Заметно, как вздрогнули его плечи.  — Жена так четко отвечала на вопросы, что я начал надеяться, что ничего серьезного не случилось и скоро ее выпишут из больницы.

Увы. Тогда, в приемном покое, Александр в последний раз видел жену живой. Пострадавшую срочно увезли на операцию. Выяснилось, что женщина была буквально раздавлена колесами маршрутки: растрощены кости таза, пробито легкое, порваны селезенка, мочевой пузырь, матка. После операции, длившейся четыре часа, больная не проснулась. С каждым днем ее состояние лишь ухудшалось. В последние дни Лена была подключена к аппарату искусственного дыхания. Кровотечение не останавливалось.

- Я нашел для Лены 40(!) доноров. Возил в больницу солдат из военной части, потом кормил их, покупал шоколадки, — продолжает Александр.  — В реанимацию к любимой меня не пускали, только каждое утро выдавали список необходимых на день лекарств, в среднем на сумму 700-800 гривен.

В госпитале Министерства обороны, куда я обратился после ДТП, врачи нашли у меня сотрясение головного мозга, ушибы грудной клетки и позвоночника, отслоение сетчатки глаза. Держался только на обезболивающих препаратах. Числился на лечении в стационаре, но на самом деле метался между больницей, где лежала жена, и домом, где плакал малыш.

На глаза моего собеседника наворачиваются слезы:

- Как жена хотела сына! Она так тяжело перенесла беременность, два раза лежала на сохранении. Малыш родился крупный, 3 700 граммов. А Леночка хрупкая: при росте 160 сантиметров весила всего 45 килограммов.

… Врачи сделали больной еще одну операцию, но хирургическое вмешательство не принесло положительного результата. Четвертого января, после повторной остановки сердца, молодая женщина скончалась, так и не придя в сознание…

На допросах водитель рассказывал, что на него напала «компания подвыпивших парней»

К счастью, прохожий, стоявший на остановке, видел все происходившее и запомнил номер скрывшейся с места ДТП маршрутки. Водителя нашли спустя полтора часа.

- Первый раз меня допросили уже после похорон Лены, — описывает дальнейшие события Александр Горда.  — Следователь утверждал, что водитель маршрутного такси был трезвым. Спрашивал, не были ли мы сами под хмельком. Но я ответил, что жена кормила ребенка грудью, а я не пью, потому что практически все время за рулем.

Уголовное дело было возбуждено по части второй статьи 286 Уголовного кодекса Украины (»Нарушение водителем правил дорожного движения, повлекшее смерть потерпевшего»), которая предусматривает от трех до восьми лет лишения свободы, а также лишение водительских прав сроком до трех лет.

За четыре месяца, которые продолжалось следствие, 32-летний водитель маршрутного такси Олег Пекарь (фамилия изменена) не сделал попытки хотя бы извиниться перед вдовцом. В ходе допросов он даже не раскаивался в случившемся. Наоборот! Пояснения Олега по поводу ДТП поражали остротой сюжета. По его словам, сначала один из пешеходов «ударил проезжавший мимо автобус кулаком». Потом, когда водитель остановился, «к нему со всех сторон бросилась компания подвыпивших парней». Поэтому шофер, везший в парк дневную выручку, «испугался, что его сейчас будут грабить, и поскорее уехал». Того, что задние колеса автобуса переехали тело упавшего на мостовую человека, водитель попросту «не заметил».

Впрочем, в уголовном деле имеется одно обстоятельство, смягчающее вину водителя. По словам Олега Пекаря, в тот день его рабочая смена началась в пять утра. А ДТП, напомним, произошло в 11 часов вечера. Не исключено, что к концу 18-часового сидения за баранкой шофер мог находиться на грани нервного срыва. Но в таком случае предприятие-перевозчик (маршрутное такси принадлежит ООО «Крокус-Авто», занимающемуся пассажирскими перевозками) должно нести ответственность за нарушение трудового законодательства.

«Предприятие, на котором работал маршруточник, не заплатило мне ни копейки, несмотря на то что я с ребенком нахожусь в тяжелом материальном положении»

На первом же заседании суд Деснянского района столицы признал «Крокус-Авто» гражданским ответчиком по делу и наложил арест на его банковский счет.

- Однако второе и, как оказалось, последнее, судебное слушание меня просто ошеломило! — воскликнул Александр.  — В начале заседания встал защитник подсудимого и заявил, что его подопечный… подпадает под закон об амнистии. Судья скрылся в совещательной комнате, а через десять минут вышел и прочел постановление об… освобождении водителя, совершившего смертельный наезд на пешехода, от уголовной ответственности! Уголовное дело против шофера маршрутки закрыто, а сам он освобожден из-под подписки о невыезде. И все! Судья вышел из зала, водитель и представитель «Крокуса» откровенно заухмылялись…

- Не может быть! А штраф с водителя и предприятия, а предъявленный семьей погибшей иск на возмещение морального и материального ущерба?  — интересуюсь у Александра.

- Об этом не было сказано ни слова: судья просто проигнорировал наш иск о возмещении ущерба.

Действительно, потрясающе: ГАИ борется за то, чтобы брать штраф даже за непристегнутый ремень, а тут виновники дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом вышли полностью сухими из воды.

Ситуация показалась «ФАКТАМ» невероятной. Однако, внимательно изучив закон об амнистии, вступивший в силу 19 апреля нынешнего года (кстати, под его действие подпали около 13,5 тысячи человек, совершивших преступления), мы убедились, что освобождение водителя Олега Пекаря действительно соответствует этому закону: во-первых, он обвиняется в преступлении по неосторожности, статья за которое предусматривает не более 10 лет лишения свободы, во-вторых, является отцом двух несовершеннолетних детей. Закон об амнистии, правда, четко оговаривает: «Лица, на которых распространяется действие данного закона, не освобождаются от дополнительных видов наказания» (в данном случае это лишение водительских прав) и «амнистия не освобождает от обязанности возместить причиненный преступлением ущерб согласно приговору или решению суда». Но парадокс ситуации в том, что приговора-то не было! Действия водителя суд не рассматривал, его вина осталась недоказанной. Ни приговора, ни решения о возмещении ущерба не было. Кто в таком случае заплатит семье погибшей под колесами женщины?

- Понимаете, оценить в денежном эквиваленте потерю любимого человека невозможно, — чуть ли не оправдываясь, говорит Александр.  — Но «Крокус-Авто» не заплатил мне ни копейки, несмотря на то, что уже несколько месяцев я с ребенком нахожусь в тяжелом материальном положении. Только на лечение жены было потрачено около 10 тысяч гривен. Малыша, с ущербом для его здоровья, пришлось резко перевести на искусственное питание. Не говоря уже о том, что Артурчик никогда больше не увидит маму…

Поскольку судья Деснянского районного суда, вынесший решение об освобождении виновника ДТП от уголовной ответственности в начале судебного процесса, ушел в отпуск, прояснить ситуацию взялся представитель обвинения прокурор Станислав Степанюк.

- Судья правомерно применил к подсудимому закон об амнистии, — прокомментировал произошедшее прокурор.  — Может, в постановлении суда следовало указать, что теперь с иском о возмещении ущерба потерпевшие могут обращаться в гражданском порядке. Однако сути дела это не меняет.

- Но вина водителя осталась недоказанной!

- Суд, рассматривая гражданский иск о возмещении ущерба, должен разобраться в ситуации. Тем более что согласно постановлению суда имущество «Крокуса» арестовано — как раз с целью обеспечения имущественного иска со стороны родственников потерпевшей.

«ФАКТЫ» позвонили в ООО «Крокус-Авто». По имеющимся у редакции данным, еще в середине июля водитель Олег Пекарь работал там, причем на этом же маршруте. Но поговорить с директором «Крокуса» не удалось — он в отпуске. На месте оказалась лишь главный бухгалтер.

- Интересующий вас водитель уволился две недели назад. До этого прекрасно работал, а что? — удивилась она.  — Почему журналисты к нам пристают? Выяснилось ведь, что водитель маршрутки ни в чем не виноват, суд его оправдал! Там была толпа пьяных, они сами лезли под колеса.

Пытаюсь ей объяснить, что амнистия — это совсем не оправдание, ее применяют только к виновным. Потом спрашиваю насчет ареста имущества «Крокус-Авто».

- Из суда пришло постановление, что арест на имущество снят, — сообщила женщина.  — Все у нас в порядке!

P. S. Муж и родители погибшей Елены Горды, считая постановление Деснянского районного суда Киева несправедливым, подали апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию.