В первой части интервью с руководителем Национального агентства по предотвращению коррупции Александром Новиковым «ФАКТЫ» узнали, проверяли ли декларацию президента Украины относительно офшоров и какие выводы сделали, а также у кого выявили самые большие незадекларированные суммы и когда следует ожидать реальных приговоров по делам о незаконном обогащении.
В продолжении разговора речь пойдет о том, кто помогает НАПК отслеживать стиль жизни чиновников, почему спрятаться от проверяющих почти невозможно и кто часто передает агентству информацию и документы о незаконно приобретенном состоянии.
— Одна из любимых лазеек должностных лиц для сокрытия состояния является переписывание имущества на родителей. Как выявляете богатых родственников бедных декларантов и боретесь с ними?
— Несколько месяцев назад Генеральная прокуратура проводила координационное совещание руководителей всех правоохранительных органов, чтобы утвердить общий порядок взаимодействия. Ведь установить, что имущество фактически оформлено на других лиц, проще всего в ходе уголовных производств. Сейчас от Генпрокуратуры в НАПК поступил порядок взаимодействия всех правоохранительных органов при фиксировании таких фактов. Нарабатывается методология, каким образом мы будем в своих выводах фиксировать такие факты и взимать имущество даже третьих лиц.
Благодаря такому взаимодействию НАПК уже сформировало первый вывод. В нем говорится о более чем 300 млн гривен. По результатам рассмотрения дела о незаконном обогащении деньги должны быть у человека конфискованы. Вот, к примеру, всем известная ситуация с братом главы одного из судов Киева. У него обнаружили более 3 млн долларов, определенную сумму шекелей, евро
В целом у нас еще есть такой инструмент, как мониторинг образа жизни. В прошлом году он заработал в Украине впервые. Предусматривается сверка образа жизни должностного лица с его декларацией. Если в документе имущество отсутствует, то есть там нет автомобилей, квартир, но человек ими пользуется, декларация идет на полную проверку, фиксируем эти факты и передаем правоохранительным органам.
Читайте также: Зарплата в конвертах и оформление работников ФЛП: Даниил Гетманцев о борьбе с методами уклонения от налогов
— Но как вы можете все эти факты зафиксировать, если у НАПК нет ни своей «прослушки», ни агентуры?
— Мы живем в новом цифровом мире, где известна информация почти обо всех. Это соцсети, камеры, контролирующие трафик в больших городах, система «Рубеж» Нацполиции. Закон дает нам право пользоваться всей этой информацией.
— Недавно прочла интересное выражение, что лучшие друзья НАПК — бывшие жены, мужья и брошенные любимые. Это действительно так?
— Да! Бывшие супруги и другие лица, о которых вы сказали, часто предоставляют нам документально подтвержденную информацию, на основании которой мы формируем свои выводы. Благодаря чему появляется возможность приобретенное коррупционным путем имущество зафиксировать и конфисковать в пользу государства. Призываю всех, кому известны факты незаконного использования имущества на сумму свыше 1 миллиона 113 тыс. грн, приобретенного коррупционным путем, предоставлять нам соответствующую информацию с подтверждающими это документами.
— Часто чиновники умышленно не заключают законный брак, чтобы записать состояние на гражданскую жену и таким образом скрыть имущество.
— Если официально брак не заключен, но характер отношений пары семейный, то есть ведется совместное хозяйство, есть дети, то их нужно указывать в декларации.
Бывают ситуации, в частности, у депутатов местных советов, когда есть несколько женщин, у которых дети от одного мужчины рождаются с разницей в несколько недель. В то же время депутат говорит, мол, ни первая, ни вторая женщина не жена, но дети — мои. Это просто мамы моих детей. Действительно, случается, что есть несколько матерей детей декларантов, однако их отношения с этими женщинами не имеют семейного характера. Но поскольку с этого года необходимо указывать членов семьи, с которыми ты был на 31 декабря, а также в течение 183 дней, то у нас бывают ситуации, когда жен или мужей — несколько. В декларацию можно записывать нескольких супругов, если фактически они есть. С точки зрения семейного права это недопустимо, а с точки зрения антикоррупционного законодательства обязательно нужно так поступать, чтобы потом не было вопросов у НАПК или правоохранительных органов. В этом плане антикоррупционное законодательство либеральнее семейного.
Главное — нужно отмечать детей, если им не исполнилось 18 лет. Это обязательно нужно делать по закону.
— Похоже, декларации могут рассказать жене или мужу много интересного о личной жизни второй половинки.
— Действительно, один член семьи может не знать о наличии других детей. Однако для того, чтобы у правоохранительных органов не возникало вопросов, даже если дети вместе не проживают, их нужно указать в декларации. Мы уже фиксировали факты, когда человек не указывал детей, но на них оформлялось имущество. О чем декларанту, конечно, было известно. Это привело к открытию уголовных производств.
Читайте также: Декларация Зеленского: НАПК обнародовало результаты проверки
— По вашим наблюдениям, какие ноу-хау для сокрытия доходов применяют чиновники и как вы с этом боретесь?
— Криптовалюта. Они думали, что это ноу-хау, но им не удалось таким образом скрыть состояние. Поскольку для нас открыт и понятен механизм проверки. Есть сервисы, позволяющие проверить наличие определенной суммы криптовалюты на определенную дату. Поэтому утаить невозможно.
У нас были случаи, когда декларанты давали нам открытую часть ключа, мы проверяли сумму средств в кошельке на ту или иную дату. Действительно подтверждали, что декларант владел такой криптовалютой и, так сказать, выдавали ему «сертификат честности» — то есть справку о результатах проверки, где указано, что человек все данные в декларации указал правдиво.
Были и другие ситуации, как с руководителем регуляторной службы, когда он указал в декларации наличие криптовалюты на 13 млн грн, а ее появление объяснил покупкой за наличные. Но ведь это физически невозможно, что и было зафиксировано в заключении проверки.
— По вашему мнению, недавно принятый закон об амнистии капитала облегчит работу НАПК?
— После принятия этого закона мы переосмыслили наш процесс проведения спецпроверок. К примеру, при назначении всех руководителей, заместителей руководителей центральных органов власти (категория «А») и при назначении на политические должности проводится спецпроверка. Ее частью является исследование декларации. В связи с принятием этого закона НАПК ввело новые методики проведения проверки декларации в ходе спецпроверки. Это 13 тысяч проверок в год. Для спецпроверки мы берем все доходы человека и членов его семьи в налоговой, начиная с 1998 года, из этой суммы высчитываем необлагаемый минимум и сверяем денежные средства и активы по состоянию на дату, когда этот человек хочет быть назначенным. Например, у нас была ситуация, когда в одно из министерств хотели назначить руководить внутренним аудитом человека, который за всю жизнь заработал 6 млн гривен, а в декларации у него указаны 42 млн. Согласно закону, в случае подачи ложных сведений лицо не может быть назначено на такую должность.
Вторая методика: мы сверяем декларации человека за 2019-й и 2020 годы. Если он работал в эти годы на госслужбе и его расходы за этот год превышают доходы, это также препятствует назначению на новую должность. Фактически сделали непроницаемую стену между коррумпированными претендентами и этими должностями. Благодаря такому предохранителю коррупционеры не смогут занимать руководящие должности в государственной службе.
— Сколько людей сегодня участвуют в проверке деклараций?
— Уполномоченных лиц, которые проводят полные проверки деклараций, — всего 42. Но в структурных подразделениях, чьи функции имеют отношение к декларированию, — 70 работников.
— А кто проверяет ваших работников: не увеличилось ли состояние их или родственников за время работы в НАПК?
— После назначения на должность в 2020 году одной из главных задач, поставленных передо мной правительством, было вернуть доверие к НАПК. Поэтому пришлось уволить более 70 человек. Всех, кто остался работать, тоже проверили. На самом деле большинство работников оказались честными.
В НАПК действует управление внутреннего контроля, для появления которого ВРУ внесла соответствующие изменения в закон. Это управление проверяет, в частности, и работников НАПК — основательнее, чем любых других декларантов. Процедуры внутреннего контроля обеспечивают их добропорядочность.
— В каждом органе власти, например, в министерствах, обладминистрациях
— Раньше их работа была, возможно, не слишком эффективной из-за неналаженности самого процесса. Ведь нужно время, чтобы получить положительный эффект. НАПК до перезагрузки фактически не оказывало методическую помощь уполномоченным и как новый орган не имело компетенции, чтобы повысить эффективность их работы. Сейчас наша команда создала антикоррупционный портал, где уже до конца года у каждого уполномоченного будет свой кабинет. Также помогаем им в формировании антикоррупционных программ, проверке конфликта интересов у работников
— Но как избежать ситуации, когда руководитель влияет на уполномоченного? Ведь глава, например, министерства может вызвать его и «попросить» не обнародовать результаты проверки.
— У нас есть инструмент защиты уполномоченного. Он независим, даже его руководитель не может такого работника самостоятельно уволить. Только обратившись в НАПК и обосновав это обращение. Были случаи, когда незаконно увольняли уполномоченного. К примеру, так произошло в Государственной службе морского и речного транспорта, в «Энергоатоме». Мы вступали в судебные дела и возобновляли уполномоченных в должностях. То есть в законе прописан инструмент, гарантирующий их независимую работу, на что не может влиять руководитель. Конечно, мы надеемся на лидерство руководителей органов власти и предприятий в вопросе минимизации коррупции, развития систем ее предотвращения. Это ведь успех каждого руководителя и всей страны в долгосрочной перспективе.
Читайте также: СМИ рассказали о «мастер-классе» «слуги» Демченко по сокрытию незадекларированного имущества
Фото в заголовке предоставлено НАПК