4 декабря православные и грекокатолики отмечают один из 12 самых важных после Пасхи церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы — Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. В народе этот непереходящий (то есть имеющий постоянную дату) праздник носит название Третья Пречистая (Первую Пречистую, или Успение Пресвятой Богородицы христиане восточного обряда отметили 28 августа, Вторую — Рождество Божьей Матери — 21 сентября).
В четырех канонических Евангелиях отсутствуют очень многие факты, рассказывающие о земной жизни Богородицы, в том числе нет там сведений и о событии, легшем в основу праздника Введение во храм Богородицы. Но о них повествуют Церковные предания и написанные часто на их основе апокрифические (то есть не включенные в канон Священного Писания) документы. Такие, как, например, относящееся предположительно ко второй половине II — началу III века греческое Протоевангелие Иакова. (Слово протоевангелие произошло от греч. πρῶτος, что означает «первый», так как текст в нем посвящен событиям, произошедшим до тех, что описаны в канонических Евангелиях.) Или латинское Евангелие псевдо-Матфея (IX век), в котором также описывается событие, которому посвящен этот праздник.
Известно, что родителями будущей Богородицы были благочестивые Иоаким — выходец из рода царя Давида и Анна — дочь первосвященника Аарона. Прожив в любви и согласии 50 лет, пара оставалась бездетной. Несмотря на праведный образ жизни, они постоянно подвергались несправедливому осуждению от своих соотечественников, считавших отсутствие детей наказанием Божьим за грехи. Мало того, считалось, что если у родителей нет наследников — продолжателей рода, то такой род будет вычеркнут Господом из Книги жизни, что означает предание всех его представителей полному забвению.
Но даже будучи уже немолодыми, Иоаким и Анна, надеясь на милость Божью, продолжали усердно молиться о даровании им ребенка, пообещав в знак благодарности посвятить свое дитя Богу, отдав его на воспитание в храм (именно так часто поступали те, кому уже в преклонных годах выпадало счастье стать родителями). И молитвы пары были услышаны — Анна родила девочку, которую назвали Марией (в переводе с еврейского — «госпожа», «надежда»).
Как сказано в Протоевангелии Иакова, Иоаким хотел отдать свою дочь на воспитание в храм, когда малышке исполнилось два года. Но Анна уговорила мужа оставить ее дома на один год, чтобы хоть еще немного насладиться своим материнством. А через год, выполняя обет, родители отвели трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм.
По свидетельству святого Тарасия, архиепископа Константинопольского, возглавлял шествие хор девственниц с зажженными свечами, за ними шла Мария, которую с двух сторон держали за руки родители, а следом — множество их родственников, соседей, друзей и знакомых, также с горящими свечами в руках.
Подойдя к храму, родители поставили Марию на нижнюю ступеньку лестницы, ведущей к его входу. По словам блаженного Иеронима (библеиста, толкователя и переводчика Св. Писания, одного из учителей Западной церкви, создавшего канонический латинский текст Библии), всего ступеней было 15 — по числу 15 степенных (от греч. ἀνα-βαθμός - ступень) псалмов. Поднимаясь для служения по этой лестнице, священники на каждой ступени пели по псалму. (По другим источникам, Мария поднималась ко входу в храм по другой лестнице, состоявшей из 12 ступеней, символизирующих 12 колен Израилевых.) Так или иначе, но трехлетняя малышка очень легко и быстро, без посторонней помощи преодолела все высокие ступеньки, ведущие ко входу в храм, где в сопровождении других священнослужителей ее встречал первосвященник Захария, будущий отец Господнего Крестителя Иоанна.
Руководимый Духом Святым, Захария ввел Марию в самую важную и священную часть храма — Святая Святых, куда имел право входить исключительно первосвященник, да и то — только раз в году, в праздник Йом Кипур.
Надо сказать, что вводили Марию во Второй храм, возведенный вместо разрушенного Навуходоносором в 586 году до н.э. Первого храма, построенного царем Соломоном.
В Первом храме находилась Скиния (палатка, шалаш) Завета — тот самый походный храм, с которым иудеи после исхода из Египта 40 лет путешествовали по пустыне. В Святая Святых Скинии (а это было помещение квадратной формы (10×10×10) без окон и без какого-либо освещения) стоял Ковчег Завета, в котором находились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, полученные Моисеем от Господа на горе Синай, и, как считается, там же хранилось непроизносимое Имя Бога. (Во время движения по пустыне Скинию разбирали, а Ковчег Завета переносили на плечах. На стоянках Ковчег устанавливали в Святая Святых собранной Скинии.) Именно в Святая Святых Господь через первосвященника передавал израильтянам свою волю.
Кстати, Скиния Завета в Первом храме была установлена над краеугольным камнем, с которого, по преданию, Господь начал творение мира. (Сейчас на этом месте находится одна из современных святынь ислама — Купол над Скалой.)
В самые ответственные моменты истории еврейского народа над Скинией с Ковчегом таинственным образом появлялся знак особого присутствия Господа — облако. И хотя Мария была введена во Второй храм (вместо разрушенного Первого он был построен в 516 году до н. э. и просуществовал до 167 года н. э.), именно такой знак появился над Святая Святых, когда Захария ввел туда Марию, хотя Ковчега Завета в нем уже не было (он бесследно исчез еще перед разрушением Первого храма). Увидев облако, малышка запрыгала от радости.
Оставшись жить и служить в храме, Мария, как и другие девочки, изучала Святое Писание, училась письму, молилась и обучалась всему, что должна была уметь женщина, чтобы приносить пользу храму: пряла, шила
Первые упоминания о празднике Введение во Храм Пресвятой Богородицы у восточных христиан относится к VIII веку. Широкое распространение он получил только в IX веке, но к числу двунадесятых был отнесен не раньше XIV века.
Введение имеет один день предпразднства (3 декабря) и четыре дня попразднства — отдание праздника 8 декабря. Накануне праздника вечером совершается всенощное бдение. Хотя Введение приходится на Рождественский пост, в этот день разрешены вино и рыбные блюда. Но шумные застолья устраивать не стоит.
Читайте также: Филипповка, или Рождественский пост: народные традиции, ограничения и приметы
Как в любой церковный праздник, верующие люди стараются не пропустить праздничное богослужение, чтобы поклониться Пресвятой Богородице и молитвенно попросить ее о заступничестве. Например, так:
«К кому еще, как не к Тебе, Матушка небесная, обращу я молитвы свои. Услышь чаяния раба твоего (имя). Утешь в скорби моей и не оставь без защиты в этом грешном мире. Убереги от соблазнов и позволь замолить грехи вольные и невольные. Наставь на путь веры и помоги не отступать от заповедей христианских. Дай сил бороться со злом, внутри меня прибывающим. Смягчи сердце мое и прими покаяние искреннее. Помолись за меня Господу нашему Всемогущему, чтобы не оставил меня без милости. Аминь.»
Конечно, в этот день, как, впрочем, и в другое время, нельзя отказывать в помощи нуждающимся.
Нельзя злиться, злословить и ругаться.
Погодные приметы
По народной традиции, на Третью Пречистую обращали особое внимание на погоду.
С большой надеждой ожидали в этот день морозной солнечной погоды, что считалось хорошим знаком. А пасмурная и теплая погода предрекала неурожай.
Все знали, что даже если к 4 декабря вода в водоемах покрылась льдом, ходить по нему опасно — он еще слишком тонок. Но и после Введения без проверки крепости льда на него лучше не выходить.
Было замечено, что выпавший на Введение снег быстро тает. Зато тот, что покроет землю после праздника, будет лежать очень долго, возможно, даже до весны.
Мороз на Третью Пречистую обещает жаркое лето в следующем году. Но в ближайшие праздники погода теплом точно не порадует.
Прислушивались в этот день к звону колоколов. Если звон слышен издалека, скоро будет морозно, если доносится глухо, вот-вот начнется снегопад.
Какие еще важные праздники есть в церковном календаре на декабрь, читайте тут.
Фото в заголовке: Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534—1538)