Для большинства украинцев конец года ассоциируется с борьбой за свободу и равенство. Ведь именно в эти дни в 2013-м тысячи людей выходили на Майдан Незалежности отстаивать свое право на евроинтеграцию. Одной из главных причин протестов стало нежелание мириться с фактическим превращением Украины в колонию Российской Федерации, активно навязывавшей тогдашнюю власть. На первой фазе Революция достоинства имела все признаки цветной революции: мирные массовые собрания, ненасильственное сопротивление
Сегодня в Украине тоже не совсем спокойная ситуация: люди все чаще выходят на акции протестов. Уже начинают раздаваться призывы провести перевыборы как президента, так и ВРУ. Многие украинцы хотя и не выходят на Майдан, однако крайне недовольны ростом цен на продукты, стоимостью жилищно-коммунальных услуг и многими действиями власти. А подпитывают такие настроения «полезные» эксперты, умышленно используемые для снижения рейтинга Владимира Зеленского.
Политолог Олег Саакян поделился с «ФАКТАМИ» своими мыслями по поводу вероятности государственного переворота и спрогнозировал, что может заставить людей выйти на третий Майдан.
— Пан Олег, оценивая нынешнюю политическую и экономическую ситуацию в Украине, по вашему мнению, возможен ли третий Майдан?
— Сегодня возможны социально-экономические беспорядки и акции протеста. Однако Майдан — нет. Для украинцев Майдан — это прежде всего не протест, а специфическая форма политического участия. Наши граждане им пользуются тогда, когда политика становится глухой и при отсутствии других инструментов воздействия на тех, кто у власти. Мы видим, что, несмотря на целый ряд претензий к тем, кто сидит в «высоких» кабинетах, массовые акции маловероятны. Ведь назвать политиков абсолютно глухими и не прислушивающимися ни к социологии, ни к реальным настроениям населения было бы неверно. Именно поэтому мы можем говорить об увеличении социально-политического напряжения, но говорить о возможности Майдана, а не отдельных акций протеста, еще слишком рано.
Вспоминая, как произошла Революция достоинства, Оранжевый майдан, даже Революция на граните, мы увидим, что не социально-экономические факторы выводили людей на улицы. Это не были классические акции протеста, а скорее акции-требования после того, как власть не прислушалась к людям.
Читайте также: Кто предоставляет НАПК информацию о незаконном обогащении, как следят за стилем жизни чиновников: рассказывает глава НАПК
— Слишком высокие цены на продукты и «коммуналку» могут стать той последней каплей, из-за которой люди выйдут на протесты?
— Нет. Посмотрите на всю историю 30-летия независимости Украины. Ухудшение социально-экономического положения не выводило людей на улицы. Украинцы выходили на протесты только тогда, когда им по полгода не платили зарплату. Это не предвидится. Экономическая ситуация в Украине достаточно стабильна. Инфляция и повышение цен плюс-минус компенсируется экономическим ростом, хотя это происходит с задержкой во времени.
В этом году мы выходим на более высокий ВВП, чем в 2013 году. Еще до выхода на этот уровень ВВП по уровню среднего дохода и минимальной зарплаты мы обогнали показатели 2013 года. Вопрос одного-двух лет, пока не догоним и уровень зарплат в сферах, привязанных к бюджетному финансированию или к минимальной зарплате.
— И все же, что может побудить украинцев выйти на третий Майдан?
— Какой-то ценностный неправильный шаг власти. Если Владимир Зеленский будет делать что-то ценностно неприемлемое для украинцев. К примеру, власти примут недопустимое решение в сфере войны и дипломатии.
— Но о подготовке государственного мятежа сказал сам президент в ходе своей пресс-конференции. Это такой шаг на опережение?
— Думаю, это настолько нелепый шаг, что я бы в нем не искал логического разъяснения. Мне кажется, что совпало несколько факторов. Во-первых, окружение президента хотело бы видеть его более авторитарным. То есть, фиксируя информационные кампании вокруг этих вбросов, мы можем наблюдать, как окружение президента готовит самого Зеленского и общество к большей концентрации власти. Безусловно, для этого могут использовать и устрашение, поскольку Владимир Зеленский не впервые публично подчеркивает свой статус президента. Он настолько активно это делает, что иногда создается впечатление, что убеждает самого себя. Это, с одной стороны, а с другой — он не впервые апеллирует к желанию некоторых взять реванш, а его, как главу государства, сбросить. Говорит и о подготовке переворота
Читайте также: Я не Бурба: Зеленский рассказал о втягивании Рината Ахметова в подготовку госпереворота в Украине
— С одной стороны, мы видим, что представители власти якобы слышат украинцев и принятые ими решения логичны, с другой — создается впечатление, что далеко не всегда. Собственно, это впечатление усиливается выступлениями экспертов с экранов телевизоров.
— Это не что иное, как медиавойны, ослабляющие рейтинг президента. С этой целью с экранов телевизоров разные «эксперты» приводят аргументы, которые телеканалы эффективно усиливают в угоду интересам своих владельцев. Таким образом, можем говорить о росте антирейтингов Зеленского. Рейтинг будет падать, пока не остановится на электоральном ядре, которое уже прощупывается, и это будет цифра более 10%. Таким образом, «подмывается» возможность для Зеленского реализовывать собственные решения. Всегда можно будет подвергнуть сомнению и заблокировать их выполнение на институциональном или правовом уровне. В то же время уменьшаются его шансы избрания на второй срок.
— Некоторые специалисты по созданию имиджа говорили, что стиль, в котором прошла недавняя пресс-конференция, дала возможность спецслужбам иностранных государств срисовать психологический портрет и состояние Владимира Зеленского. По их мнению, общение президента с журналистами в таком формате — это неправильно.
— Не разделяю такое мнение. По рейтингам пресс-конференция не ударила. Она была ничем с точки зрения влияния на рейтинги: не хуже, не лучше тех, что проводились до этого. Совершенно бессодержательная, эмоциональная и с отсутствием какой-либо стратегичности. После пресс-конференции не создалось впечатление, что президент знает, что делает, только остался ряд месседжей, которыми теперь будут обмениваться «говорящие головы» в эфирах для формирования своих предположений и суждений.
По поводу спецслужб. Считаю, психотип господина Зеленского был считан значительно раньше. Он человек публичный, на сцене выступал не один год, в политике так же, поэтому не думаю, что спецслужбы, как наши, так и иностранные, смогли многое почерпнуть из этой пресс-конференции. Только зафиксировать его нынешнее психологическое состояние, заботы, слабые места, а также что может его дестабилизировать и каким образом воздействовать на его поведение. Однако это делается каждый раз независимо от формата пресс-конференции. Подобное исследование было бы легче или сложнее провести, но это все равно сделали бы. Речь идет только об уровне специалиста. Однако для спецслужб это вообще не проблема.
— По вашему мнению, такой новый формат общения с журналистами — удачная идея?
— Сама стилистика этой пресс-конференции бьет по имиджу Зеленского. С точки зрения того, кто его любит, ничего не изменится, однако сомнения тех, кто находился на развилке, могли конвертироваться в антирейтинг. Президент сам убрал дистанцию между собой и журналистами. Думаю, если бы этого не было, то по крайней мере вдвое реже Зеленскому пришлось бы говорить о себе как о президенте и главнокомандующем.
— Но почему же исчезла эта граница? Во времена других президентов она была. Собственно, проанализировав пресс-конференции европейских президентов, видим, что они проходят более протокольно.
— Потому что он свой человек. Для кандидата в президенты это хорошо, для начинающего президента — тоже, но Владимир Зеленский уже на экваторе, а для экватора подобное недопустимо.
Президент — человек и институт, который должен иметь презумпцию уважения к себе. Есть ряд норм, ритуалов, протокольных процедур, в частности наличие штандарта президента, флага Украины, который на подобных мероприятиях должен быть за спиной главы государства, и тому подобное. Всё это наработано опытом веков, эволюцией самого института президента. Все это перечеркивать и пытаться придумать велосипед? Конечно, такая дерзость может и вызывает уважение, но не исключает того, что потом придется разгребать последствия таких действий.
Либо ты свой парень и тогда с тобой спорят — и это нормально, либо ты президент. Надо определиться. Если ты президент, нужно вести себя соответственно. Если свой парень из народа, тогда не следует обижаться на такое отношение.
— В офисе президента этого не поняли.
— Он хочет быть и тем, и тем. Кстати, одна из характеристик Владимира Зеленского — тотальное неприятие критики. У него эта черта общая с Порошенко. Правда, если Петр Алексеевич был опытным политиком и умел играть в политических интригах и держать себя, то у Владимира Зеленского этих талантов нет. Поэтому он ведет себя искренне, чем выставляет себя в роли «голого короля».
Читайте также: «Зеленский не чувствует себя президентом по какой-то причине», — политический психолог Светлана Чунихина
Фото president.gov.ua