— В начале 1921 года в Польше в лагерях для интернированных находились около 15 тысяч старшин и воинов армии Украинской Народной Республики, — рассказывает начальник управления Украинского института национальной памяти, кандидат исторических наук Ярослав Файзулин. — После перехода украинско-польской границы в ноябре 1920 года они вынуждены были сложить оружие. Однако делали все от них зависящее, чтобы сохранить боеспособность: сохранялась целостность воинских подразделений, структура, командование, проводились обучение и военно-патриотическое воспитание. В польском городе Тарнове работало правительство УНР в изгнании — Совет Народных Министров. Ее глава Симон Петлюра на заседании 21 января 1921 заявил, что следует создать Партизанско-повстанческий штаб во главе с генерал-хорунжим Юрием Тютюнником для подготовки и проведения военной операции, целью которой будет освобождение отчизны от российско-большевистских оккупантов и восстановления Украинской Народной Республики.
— План операции заключался в том, что несколько групп армии УНР пойдут рейдом на территорию Украины, что станет сигналом для всеукраинского восстания против российско-большевистских оккупантов, — продолжает Ярослав Файзулин. — Для подготовки этой операции в феврале 1921 года в Польше в городе Тарнов был создан Партизанско-повстанческий штаб (ППШ). Его возглавил генерал-хорунжий армии УНР Юрий Тютюнник. Он поехал в Варшаву договариваться с польскими силовыми структурами о поддержке и сотрудничестве.
— Польская сторона согласилась помогать?
— Да, Польша ведь была заинтересована в ослаблении большевистского режима, справедливо считая его своим врагом. Без поддержки поляков проведение рейда войск УНР на территорию Украины было невозможно. Например, нам известно, что ППШ создавался при содействии так называемой двойки — Второго отдела польского генерального штаба (военной разведки). Польская сторона финансировала ППШ, отправляла своих офицеров для работы в нем, снабжала агентов ППШ оружием, снаряжением, документами, картами. На польско-советской границе была создана целая сеть контрольно-разведывательных пунктов и подпунктов, через которые на советскую сторону перебрасывали агентов ППШ. Понятно, что украинские военные делились с поляками информацией, получаемой с родины (эти сведения приносили связные, которые направлялись в Украину для встреч с предводителями повстанческих отрядов и подпольщиками). Важно понимать, что основной военной силой всеукраинского выступления против большевистского режима должны были стать крестьянские повстанческие отряды.
Читайте также: Петлюра в кратчайшие сроки создал боеспособную армию, чтобы сохранить независимость Украины
— Они были столь многочисленны и организованы, что могли вместе разбить Красную армию?
— Лидеры УНР надеялись на это. В воззваниях и листовках они писали, что на борьбу поднимутся миллионы повстанцев — стоит только войскам УНР начать рейд в Украину. К сожалению, реальная численность крестьянских повстанческих отрядов была не слишком велика. Сколько людей воевало в их рядах, неизвестно. Но по приблизительным оценкам — от 15 до 30 тысяч человек. Повстанческое движение традиционно уменьшалось в период жатвы или с наступлением холодов, большинство повстанцев (фактически крестьян) расходилось по домам.
К тому же в течение лета и осени 1921 года чекисты захватили или заставили прекратить борьбу несколько десятков повстанческих атаманов, в частности в июне 1921-го известного в те времена Юлиана Мордалевича. Он вынужден был публично заявить о своем «добровольном» переходе на сторону большевистской власти.
В июле того года ЧК (Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, инструмент красного террора. — Авт.) арестовала в Киеве членов подпольной повстанческой организации — Всеукраинского повстанческого комитета (более известного как Цупком), созданного по инициативе местной интеллигенции. Этот комитет установил контакт с ППШ, пытался организовывать повстанческую сеть, наладил связи с несколькими повстанческими атаманами. Однако уже 18 июня 1921 года в Киеве начались тайные аресты подпольщиков. А в ночь с 30 июня на 1 июля чекисты провели масштабную операцию по ликвидации Цупкома и Украинской военной организации (УВО), в ходе которой были задержаны сотни человек. По данным киевской ЧК, в течение июня-июля 1921 года 1200 человек были задержаны и подвергнуты проверке относительно принадлежности к Цупкому. 28 августа коллегия Киевской губернской ЧК приговорила к расстрелу 45 арестованных, еще 132 получили разные меры наказания. Разумеется, во время допросов чекисты получили важную информацию об активных участниках подпольной сети, ввели в нее своих агентов.
Читайте также: Первый польский отряд въехал в Киев на трамвае: 100 лет назад из города изгнали российских оккупантов
Советская власть действовала не только с помощью кнута, но и пряника. В течение года она несколько раз объявляла амнистию бойцам повстанческих отрядов: «Прекратите вооруженную борьбу, занимайтесь мирным трудом, и мы вас не будем трогать». Многие крестьяне согласились сложить оружие.
В вопросе организации всеукраинского восстания отрицательную роль сыграло и то, что именно тогда, в 1921 году, большевики отменили ненавистную крестьянам продразверстку (пока она действовала, у людей силой забирали почти все зерно, в результате чего начался Голодомор — читайте об этом в материале До 80 процентов детей, которых власть отправляла из «полосы голода» в детдома, умерли, потому что не было чем их кормить.- Авт.) и ввели вместо нее продналог. Уплатив налог, крестьянин имел право часть урожая продать. Так что экономическая причина браться за оружие исчезла. Напротив, люди были заинтересованы в работе на своей земле. Что касается патриотических мотивов, то в этом вопросе многих вводило в заблуждение то, что оккупация Украины была не явной, а замаскированной. Хотя фактически УССР руководили из Москвы, формально советская Украина тогда еще считалась независимым государством (Советский Союз образовали в следующем, 1922 году).
Все эти факторы ослабили силы в Украине, на которые рассчитывали Петлюра, Тютюнник и другие лидеры УНР, чтобы поднять всенародное восстание.
Читайте также: Война против УНР едва не обернулась для белогвардейцев разгромом: как это было
— В марте 1921 года Польша заключила в Риге мирный договор с Украинской СРР и РСФСР. Это повлияло на подготовку похода армии УНР в Украину и на организацию всенародного восстания?
— Существенно не отразилось. Согласно Рижскому договору, Польша не имела права поддерживать правительство УНР и его войска. Потому поляки начали делать это завуалированно.
Официально польская сторона отрицала свою причастность к антибольшевистскому повстанческому движению. Сотрудники Партизанско-повстанческого штаба соблюдали строгую конспирацию. Когда дошло до вооружения украинских воинов для участия в рейде на территорию Украины, было имитировано ограбление польского военного склада на станции Моквин и вагона с винтовками на станции Копычинцы. Кстати, украинских воинов доставляли на польско-советскую границу конспиративно: малыми группами с легендой, что едут работать на лесоразработках в пограничных селах.
— Советские спецслужбы все это знали?
— К сожалению, знали. Они подсылали своих агентов даже непосредственно к Юрию Тютюннику.
— Как им это удавалось?
— Различными способами. К примеру, внедряли в подпольные организации в Украине своих сотрудников. А потом те ехали к Тютюннику как представители этих организаций. Скажем, так к нему попал чекист Сергей Карин-Даниленко. Мнимого подпольщика разместили на конспиративной квартире вместе с другими посланниками от повстанческих отрядов и подпольных организаций. Так что чекист собрал сведения не только в ППШ, но и от них.
К тому же советским спецслужбам удалось схватить Григория Заярного, связного, которого Юрий Тютюнник направил в Украину для встречи с командующим Второй повстанческой группой Юлианом Мордалевичем. Чекисты завербовали Заярного, регулярно получали от него информацию. Впоследствии, в 1923 году, с его помощью им удалось арестовать и самого Тютюнника. Кстати, существует предание о том, что во время пребывания в ГПУ в Харькове на допрос в Тютюннику пришел Карин-Даниленко. И тогда Тютюнник будто бы сказал: «Перед кем можно склонить голову, так это перед ЧК. Хорошо работает».
Советские спецслужбы примерно знали, когда и по каким направлениям начнется рейд подразделений армии УНР в Украину, поэтому заранее предупредили об этом командование Красной армии.
— В рейд пошли все 15 тысяч бойцов, которым располагало правительство УНР в изгнании?
— Нет, только около двух тысяч. Хотя добровольцев было в разы больше. Но у всех не хватало ни оружия, ни обмундирования — польская и румынская стороны (Румыния также способствовала проведению операции) хоть и помогали, но недостаточно. Участников рейда разделили на три повстанческие группы. В основной из них — Волынской — большая часть бойцов ушла в военный поход вообще без оружия. К тому же у многих из них были очень плохие одежды и обуви — люди шли на войну в лохмотьях, которые носили в лагерях для интернированных (об этом мы знаем из многочисленных воспоминаний участников этой операции). У некоторых вообще не было плащей или какой-нибудь куфайки. Десятки бойцов, увидев такое затруднение с материальным обеспечением, отказались участвовать в рейде. Он начался в конце октября и завершился в декабре. Сначала погода была обычной осенней, но уже в первой половине ноября выпал снег, ударили морозы — фактически началась зима. Эта военная операция была названа Вторым зимним походом (по аналогии с первым, который состоялся зимой 1919—1920 годов и благодаря которому удалось сохранить армию УНР).
— А как проходил Второй зимний поход?
— Эта операция, как я уже говорил, производилась силами трех повстанческих групп. Первой должна была войти в Украину с территории Румынии Бессарабская повстанческая группа. Она должна была наступать в направлении Тирасполя. Ее задачей было отвлечь на себя силы противника. Но вовремя выступить в рейд она не смогла. Поэтому ее роль пришлось взять на себя другой группе — Подольской, которая перешла границу 25 октября, рейдировала Подольем, а затем переместилась на Волынь. Провела несколько успешных сражений с красными. Но соединиться с Волынской группой, к сожалению, не смогла. Находилась в рейде дольше всех — до 6 декабря. Потери среди ее личного состава были относительно невелики.
Самые трудные испытания в этой военной кампании выпали Волынской группе, которая имела еще одно название — Украинская повстанческая армия (УПА). Ее главнокомандующим Петлюра назначил Юрия Тютюнника. Она начала свое наступление в ночь на 4 ноября, впоследствии ей удалось взять город Коростень и некоторое время его удерживать. Но силы врага значительно превосходили, пришлось начать отступление. Украинских бойцов преследовала девятая дивизия красных, которой командовал Григорий Котовский. Украинским воинам пришлось проводить рейд в тяжелых условиях — холод, снег, постоянные арьергардные бои. Многие солдаты были ранены или получили обморожение, растущий обоз существенно уменьшал маневренность группы. Решающее сражение произошло возле села Малые Миньки (современная Житомирская область). Волынская группа была разбита. Погибли в бою 400 бойцов, в плен попали 537. Оторваться от преследования и вернуться в Польшу удалось лишь небольшому отряду вместе с командующим Юрием Тютюнником.
Читайте также: Легендарный рейд армии УНР: «Это был марш отчаяния. Марш небывалый в истории войн»
— Что случилось с пленными?
— Их допрашивали, предлагали перейти на службу в Красную армию. Бойцы решительно отказались. После этого по решению «чрезвычайной пятерки» 361 из них были расстреляны возле села Базар на Житомирщине. Остальных отправили в Киев для дальнейших допросов. Но некоторым из пленных удалось бежать. Кроме того, после боя под Малыми Миньками местные крестьяне тайком спасли нескольких раненых.
— Бессарабская группа пошла в рейд с территории Румынии?
— Да, но она была малочисленна, красным было не слишком сложно остановить ее. В конце концов, эта группа была вынуждена вернуться в Румынию.
— Крестьянские повстанческие отряды в Украине поддержали рейд войск УНР?
— Некоторое количество атаманов начали тогда активные боевые действия. Но этого было мало. Всеукраинское восстание не случилось по причинам, о которых я вам уже рассказывал.
— Как чекистам удалось арестовать Юрия Тютюнника?
— После окончания рейда он жил в Польше с семьей как эмигрант. В 1922 году на связь с ним вышли люди, назвавшиеся представителями придуманной ГПУ (Государственное политическое управление. — Авт.) подпольной организации Высший военный совет. Они переписывались с Тютюнником, убеждая, что он должен тайно прибыть в Украину и возглавить эту организацию, которая, по их словам, имела разветвленную сеть ячеек по всей УССР. Тютюнник был человек чрезвычайно амбициозный, мечтал стать «украинским Наполеоном», который освободит свой народ из-под оккупации. Однако, как только 16 июня 1923 г. со своим ближайшим побратимом Игорем Дуткевичем перешел границу, его арестовали. Впоследствии вынудили выдать свой личный архив, вызвать из Польши жену с двумя малолетними дочерьми, подписать публичные письма-призывы к украинским воинам возвращаться в советскую Украину. Поначалу Тютюнника помиловали. Он издал пропагандистский памфлет «С поляками против Украины», работал в Харьковской школе красных старшин. Согласился поучаствовать в создании пропагандистского фильма «Пилсудский купил Петлюру». Но это его не спасло — в 1929 году Тютюнника арестовали и впоследствии расстреляли.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о том, что в Виннице в ходе раскопок найдены останки более чем 20 бойцов Украинской галицкой армии, сражавшихся в составе войск УНР против большевицких и белогвардейских оккупантов.