— Мое велопутешествие протяженностью 12 тысяч километров началось со спонтанно возникшего желания увидеть закат над Атлантическим океаном, — говорит предприниматель из Днепра Олег Шишов. — До этого у меня не было опыта подобных путешествий. Поэтому не очень-то представлял, какой велосипед понадобится, чтобы добраться на нем до самой западной точки Европы — мыса Рока в Португалии. Просто купил велосипед, который понравился. И, как оказалось, не ошибся в выборе. Новый такой стоит 1 300 евро. Я приобрел подержанный, с небольшим пробегом. Оснастил его специальными противопрокольными шинами. Сам сконструировал багажники. Под эти багажники купил специальные велосипедные сумки для вещей. Запасся туристическими печкой, посудой, спальным мешком, палаткой… Вес велосипеда с поклажей составил 65 килограммов. Это довольно много.
Первые несколько дней путешествия дались мне непросто. С непривычки да еще на наших далеко не идеальных дорогах болела пятая точка. Но затем эта проблема исчезла, можно сказать, сама собой — организм приспособился к многочасовой езде. В дальнейшем дискомфорта не испытывал, крутил педали и любовался пейзажами.
Прежде чем попасть на территорию Европейского союза, пришлось проехать 2 тысячи 700 километров по Украине — из-за ковидных ограничений меня не пустили через польскую, словацкую и венгерскую границу. К счастью, в Румынии правила оказались не столь жесткими, и я наконец смог заехать на территорию ЕС.
— Заранее я не планировал, по какому маршруту поеду, — продолжает Олег Шишов. — Конкретной была только цель: добраться до самой западной точки Европы и полюбоваться оттуда закатом солнца над Атлантическим океаном. Я поехал по югу континента вдоль побережья Средиземного моря. Ночевал неизменно в палатке. Просыпался затемно, чтобы до рассвета успеть позавтракать и сложить вещи. С первыми лучами солнца отправлялся в путь. За утро проезжал от 40 до 60 километров. Делал остановку на обед и отдых (на это уходило около часа). Затем ехал в более щадящем режиме: устраивал привалы через каждые 10—15 километров. Старался увидеть наиболее интересные достопримечательности, которые были мне по пути. Двигался, как правило, по второстепенным дорогам, где машин немного, и по велодорожкам.
— У вас была специальная велосипедная экипировка?
— Всякая. В Румынии я потерял шорты. У меня были с собой специальные велосипедные, но в них было некомфортно — появились потертости на коже. Дальше ехал в шортах, которые сделал сам, обрезав штанины джинсов. А велошорты выбросил, правда, не сразу, а когда добрался до Франции.
Читайте также: Я посмотрел вулкану прямо в глаза, — Борис Андресюк
— В целях безопасности разбивали палатку подальше от посторонних глаз?
— Нет. Проблем с безопасностью не возникало, кроме одного случая, произошедшего во Франции. Среди ночи к моей палатке подошел медведь. Я уже спал, но посторонние звуки заставили насторожиться. Смотрю — метрах в 20-ти медведь. Я выбрался из палатки, стал отгонять непрошеного гостя: включал велосипедную сирену, дудел в дудку, прыгал, кричал. Косолапый смотрел на меня, смотрел, наконец развернулся и побрел восвояси. Заявился он, видимо, потому, что учуял запах еды, которую я готовил на ужин. Медведь был не очень большим — средних размеров. Местные потом мне рассказали, что эти звери частенько спускаются к трассе поискать остатки еды, которую бросают люди.
На ночлег я устраивался со своей палаткой в самых разных местах. Однажды спал на крохотной площадочке между пролетами пожарной лестницы какого-то офисного здания. Неоднократно останавливался на частных территориях, обязательно получив на это разрешение хозяев. Но в большинстве случаев разбивал палатку в лесах, на берегах рек и озер, там мне больше нравилось.
— Кроме встречи с медведем, попадали еще в какие-либо экстремальные ситуации?
— Да, в Хорватии и Испании оказался в эпицентре ураганного ветра. Когда это произошло в Испании, скорость ветра была до того большой, что мне, находясь в палатке, пришлось со всех сил держать ее руками и ногами, чтобы не снесло. Попадал под град размером с крупную фасоль. Однажды целый день ехал под проливным дождем.
— С местными жителями всегда удавалось находить общий язык?
— К счастью, да. Где бы я ни был, везде ко мне относились дружелюбно. Общался с местными с помощью онлайн переводчика в смартфоне.
— Довелось отведать в путешествии какие-нибудь экзотические блюда?
— Необычными и очень вкусными мне показались фастфуды из морепродуктов, которые покупал в Генуе. Во Франции ел свежайшие мидии на ферме, на которой их выращивают. Как правило, готовил себе еду сам.
— Что именно?
— Покупал в супермаркетах крупы, картошку, макароны, сыр, колбасу, овощи. Блюда готовил самые простые, например, рис с колбасой и помидорами. Фрукты ни разу не покупал. А зачем, если яблок, инжира, ежевики повсюду полно растет. Бери сколько хочешь, тебе никто и слова против не скажет. Если хотел сорвать сливы или помидоры, перец, лук, спрашивал у хозяев, можно ли немного взять. Мне никто не отказывал.
— Где мылись, стирали вещи?
— Обычно это было так: увидел ручей, речку или озеро, остановился, окунулся (это когда еще было тепло), постирался, развесил мокрые вещи на багажные сумки на велосипеде и поехал дальше. Пару раз пользовался стиральными машинами на заправках. Стоило это два евро.
— Имели при себе оберег?
— Нет, когда мне было физически тяжело, помогала песня. Что это были за ситуации? Например, когда преодолевал крутые протяженные подъемы в горах, или когда на испанском и французском плоскогорьях дули очень сильные изматывавшие меня ветра. Я слазил с велосипеда и шел, напевая песню Андрея Макаревича: «Мы в такие ходили дали, что не очень-то и дойдешь». Помогало.
Кстати, чтобы добраться до уединенных живописных пляжей на берегу Средиземного моря, зачастую приходилось преодолевать труднопроходимые места. Ухоженные пляжи Ниццы, Канн, Сан-Ремо особо меня не впечатлили. Гораздо больше понравились так называемые дикие пляжи, где или вообще не заставал людей, или их там было совсем немного. Эти пляжи зачастую находятся в бухточках. Как правило, там нет песка — в воду заходишь по камням. Вот только добираться до этих бухточек очень непросто. На некоторых тропах приходилось снимать сумки с велосипеда и переносить. Затем перетаскивать велосипед. Но это того стоило, чтобы увидеть красоты природы.
— Бывало такое, что ощущали нехватку общения?
— Ни разу дефицита общения не испытывал, буквально каждый день разговаривал с людьми: на заправках и в кафе, где останавливался попить кофе, подзарядить телефон и пауэрбанк. Встречался в дороге с другими велотуристами. Неоднократно общался с земляками, которые живут в странах Европы. Некоторые семьи переехали туда 15—20, а то и 30 лет назад.
— Когда любовались закатом над Атлантическим океаном, загадали желание?
— Нет, голова в те минуты была полностью отключена. Я просто смотрел и слушал, получая неимоверное удовольствие от великолепного зрелища заката, пенящихся волн, которые бьют о скалы, шума океана.
— В Украину возвращались тем же путем, каким ехали к Атлантике?
— Нет, это было бы не очень интересно. По дороге к океану я проехал Восточные и Западные Карпаты, Балканы, итальянские и французские Альпы, Пиренеи в Испании и Португалии. Обратный путь пролегал севернее этих мест, благодаря чему побывал в большем количестве стран. Кстати, несколько лет назад была открыта велодорожка от атлантического побережья Франции до Будапешта. Часть пути я проехал по этой прекрасной дорожке.
— Как организм выдержал дорогу протяженностью 12 тысяч километров?
— Никаких серьезных проблем со здоровьем не возникло. Я, признаться, сам этому немало удивлен. Понятно, что у меня с собой была аптечка. В пути понадобились таблетки от расстройства желудка и перекись, когда появлялись потертости на коже.
Читайте также: «Идея проекта „Мандруй Україною“ пришла мне в голову в то время, когда мир был закрыт»
— К концу путешествия чувствовалась усталость?
— На завершающем этапе я переживал не усталость, а дискомфорт из-за погоды. К тому времени порядком похолодало, а теплых вещей у меня было с собой недостаточно.
— Велосипед приходилось чинить в дороге?
— И с ним тоже все было в порядке — ни разу не подвел. Выдержали и противопрокольные шины. Они тяжеловаты, зато надежные. Думаю, эти шины способны выдержать еще не менее семи тысяч километров пути. Планирую через некоторое время отправиться еще в одно путешествие: проехать Азию и добраться до Новой Зеландии. Но сначала нужно поправить свое финансовое положение.
— Сколько денег потратили за 124 дня путешествия?
— Около двух тысяч евро.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о Константине Лиореке из Киева, который во время пандемии побывал в 50 странах мира, и это достижение внесено в Национальный реестр рекордов Украины.
Фото со страницы Олега Шишова в «Фейсбуке»