Происшествия

Мама сильнейших теннисисток украины сестер бондаренко наталья владимировна: «перед уимблдоном катя и алена… Подрались. Даже два раза! »

0:00 — 10 августа 2007 eye 1185

Младшая из сестер 8 августа отпраздновала свое 21-летие, а средняя отметит день рождения 13 августа Сестер Бондаренко знают уже не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Екатерина выиграла один из четверки «Большого шлема» — Уимблдонский турнир среди юниоров. Алена, благодаря стабильным выступлениям, сумела подняться на 21-ю строку мирового рейтинга. Незаслуженно обделена вниманием старшая из сестер Бондаренко — Валерия, которая, выступая в женском туре, тоже показывала неплохие результаты. Но вряд ли эти три умницы-красавицы достигли бы таких вершин без своей мамы — Натальи Владимировны!

«На соревнованиях Алена и Катя выступали в нарядах, которые для них шила старшая сестра»

Наталью Владимировну Бондаренко я застала за… мытьем посуды. В селе Красиловка Броварского района семейство Бондаренко строит теннисную школу. Наталья Владимировна призналась: однажды переночевав здесь, уже не смогла вернуться в Киев  — в тесную квартирку на Лесном массиве. Узнав, какой объем работы этой миловидной невысокой женщине приходится ежедневно выполнять, я просто ужаснулась. Сейчас в теннисной «академии» Бондаренко живут и тренируются девять маленьких спортсменов. Занимается с ребятней в основном старшая из сестер — Валерия, а на плечи Натальи Владимировны легли неспортивные хлопоты. Рабочий день у нее начинается в семь утра, а заканчивается в десять-одиннадцать вечера. Мама сильнейших теннисисток Украины и за тренера, и за прораба, и за повара…

- Не могу найти человека, который бы готовил кушать, — сетует Наталья Владимировна.  — Убирать помогает местная девушка, а вот с готовкой проблемы. На прошлой неделе приезжала моя подруга, помогла на кухне, так я хоть на корты выбралась.

Я поинтересовалась меню на сегодняшний день. На завтрак ребятню кормили мюслями, арбузом и домашними хрустиками, которые приготовила бабушка сестер Бондаренко. На обед — куриный суп с грибами и домашние пельмени. Что приготовить на ужин, еще решалось, но там однозначно «присутствовал» винегрет.

Свою школу Бондаренко начали строить ровно два года назад. Купили два участка по сорок соток, где расположились желтый трехэтажный дом, шесть кортов (два хардовых, три грунтовых и один травяной), небольшой сад и даже… огородик.

- Вот перец, баклажаны и помидоры с нашего огорода, — показывает Наталья Владимировна.  — Детям на салат. Посадили и сад — 43 дерева, но, к сожалению, часть из них вымерзла прошлой зимой, а часть погибла от пожара. Мы тут с Лерой такой ужас пережили! Весной на поле кто-то поджег прошлогоднюю траву и огонь перекинулся на наш участок. Слава Богу, потушили вовремя. Боялись, что займется домик, в котором стоит оборудование. У нас ведь два корта на зиму накрываются специальной надувной конструкцией, чтобы можно было тренироваться круглогодично.

Возле кортов внимание привлекает сказочный деревянный сруб. Планировалось, что там будет тренерская. Валерия «приватизировала» избушку.

- Лера там мастерскую обустроила, — поясняет Наталья Владимировна.  — Ведь еще в мае на Уимблдоне Алена и Катя выступали в нарядах, которые им пошила старшая сестра. Лера у нас такая умничка — все умеет! Рисует эскизы, подбирает ткани, показывает девчонкам. А те только корректируют: вот тут — цветочек, а тут — разрезик. Алене нужно, чтобы больше прозрачным был, Катя любит поскромнее. Раньше столько денег уходило: юбочка — 40 долларов, топик — столько же, спортивный костюм — 150-200 долларов. Дорого все. Профессиональная карьера у нас полностью за свой счет.

Валерия недавно купила швейную машинку, уже шестую. По деньгам она стоит, как тот деревянный сруб, который вы видели. Осенью на турнире в Харькове Лера планирует показать выставку спортивной одежды собственного изготовления. Недавно Алена и Катя подписали контракт с одной известной фирмой, и там предложили, чтобы Лера продвигала у них свои дизайнерские идеи. Знаете, мне немножко обидно, что старшая дочь оказалась в тени своих сестер. А ведь на ее плечах столько работы! К тому же она еще и в мединститут поступила — врача в нашей семье не хватает.

«Катю за то, что она выиграла Уимблдон, наградили грамотой и значком»

Наталья Владимировна проектировала дом вместе с Лерой. Поражает, что ни одна из комнат не повторяет другую даже в мелочах. Здесь — звездное небо и светильник в виде месяца, там — на стенах цветочная поляна. Очень уютно. Даже кровати не обычные деревянные, а мягкие кушетки. Душ и туалет — на этаже. Исключение сделано для сестер. У них в каждой комнате санитарный блок. В Катиной комнате запомнилось большое количество мягких игрушек и огромная красивая музыкальная кукла. У Алены во всю стену — зеркало. К сожалению, из-за плотного игрового графика сестрам удается побыть дома в общей сложности месяца два в году.

- Алена у нас без зеркала жить не может, — смеется мама.  — Если не дохвалишь ее, такой разнос может дать! Девчонки очень разные. Но я с детства не знала с ними хлопот. Выросли они на корте. А куда им было деваться? Иду на работу и их с собой беру. Я тогда работала тренером в Кривом Роге. Папа у меня тоже был тренером по теннису. Под его руководством я показывала неплохие результаты, выступала за область на Спартакиаде народов СССР. А вот на тренерскую работу меня брать не хотели. Я закончила экономический факультет Львовского университета, лет шесть работала по специальности. Читать на рабочем месте нельзя, вязать тоже, компьютеров не было, а работа — только в начале месяца и в конце. Сидишь восемь часов, как дурачок.

Мне это очень не нравилось, душа рвалась в спорт. Обивала пороги, просила, чтобы меня взяли на тренерскую работу. А мне — единственному в городе на то время мастеру спорта! — везде отказывали. Помню, когда в очередной раз отказали, разрыдалась прямо в кабинете чиновника. После этого меня взяли на полторы ставки. Получала 124 рубля — бешеные «бабки» на то время. Тренировала студентов и своих девчонок тоже. Им было шесть, четыре и два года. Хотя студенты их с рук не спускали, сладостями закармливали…

- И до сих пор дочки любят сладости?

- Катя без шоколада жить не может. Как-то поехали они с Аленой на турнир в Германию. Алена звонит: «Мама, что делать? Меня всю обсыпало».  — «А что ели?» — «Да меня здесь Катя кормит». Выясняю, чем: шоколадом, булкой с шоколадом, мюслями с шоколадом, шоколадным йогуртом, чуть ли не макароны шоколадом посыпала. Кате хоть бы хны, а Аленка пострадала. Она у нас любит борщи, картошку, а Кате только шоколад подавай.

Дочки росли не капризными детьми. И помогали. Правда, Катя у нас с коммерческой жилкой родилась. Говорю ей: «Помой посуду». А она так мило: «Дашь два рубля, помою». Алена тут же возмущается: «Что? Два рубля? Бессовестная! Мама, я бесплатно помою». Лера была вся в творчестве — вязала, шила. Дочки все умеют делать и готовить. Правда, сейчас я их на кухню не пускаю. Помню, когда-то молодой человек Алены, с которым она встречалась, попросил испечь «Наполеон». Пекла Катя, потому что у Алены был… шикарный маникюр. Она только коржи намазала, все это сложила и отнесла жениху.

- Столько времени проводят вместе, наверняка и ссорятся?

- Конечно. Причем ссору могут начать из-за какой-то мелочи — кто чье платье надел. Глупые и мелкие поводы. А когда приехала на Уимблдон — поддержать дочек, Алена меня огорошила: «Мама, мы с Катей подрались! Два раза». Но всегда нам с Лерой привозят подарки: браслеты, сережки, украшения разные. Мне дочки подарили дорогие швейцарские золотые часы очень известной марки. Я их практически не снимала, пока случайно не ударила об кухонный стол — треснуло стекло. Месяц ждали, пока завод-изготовитель прислал взамен. Сейчас надеваю их по праздникам, а ношу вот эти — подарок бывшего столичного мэра Александра Омельченко. А Катю за то, что она выиграла Уимблдон, у нас наградили грамотой и значком! Стыдно кому сказать. За границей такой успех мирового уровня и отмечается соответственно.

«Перед аварией я умоляла дочь не ехать в Харьков на машине, а лететь самолетом»

- По поводу пирсинга дочери с вами советовались?

- Они меня подготавливали. Ежедневно, целенаправленно. Это ужасный ужас! Я их отговаривала: «Вы что, папуасы? Зачем тело уродовать?» У Кати только нос проколот. А у Алены — пупок и нос. После того как в пуп сережку вставила, подачу нельзя было неделю подавать. Слава Богу, язык не прокололи. Хотя подружка и уговаривала.

- Помните свою первую заграничную поездку?

- Конечно! Я тогда, кстати, не на турнир поехала, а по турпутевке. В Германию. Тогда немцы как раз рушили Берлинскую стену. Помню и первые призовые, которые заработали девчонки. Это было на турнире в Хорватии. Лера играла и в основной сетке, а в парном разряде они с Аленой стали финалистками. На соревнования приехали на «Дэу-Ланосе», который я купила в кредит в 1998 году. Так что призового чека нам как раз хватило на бензин на обратную дорогу.

После Уимблдона Катя купила золотистый «Опель». Вон он стоит во дворе. Причем тоже в кредит, и до сих пор выплачивает за него деньги. Отдали уже больше 30 тысяч долларов.

- Не могу не спросить об аварии, в которую Алена попала зимой по дороге в Харьков…

- Была ужасная погода, и я просто умоляла дочь не ехать на машине, а лететь самолетом. Точно не пустила бы ее, если б знала, что водительский стаж молодого человека, который вез ее в Харьков, всего полгода. Неподалеку от Харькова автомобиль раскрутило на ледяной дороге, и он на встречной полосе врезался в старенький «Мерседес» с пьяными колхозниками. Их тоже потом забрали в больницу, но они через полчаса ушли, даже показаний не дали. А Алена позвонила мне и начала просто орать в трубку — до сих пор в ушах стоит этот крик. «Где ты? Что случилось?» — спрашиваю. Но она ничего не может сказать, потом: «Авария, авария. Ему плохо»… И связь прервалась. Можете представить мое состояние?! Звонила всем харьковским знакомым и просила что-то сделать. Потом нам дозвонился какой-то мужчина и успокоил: «Все нормально. Все живы».

Машина, в которой ехала дочь, восстановлению не подлежит. Парень Алены ударился головой об боковую стойку, был без сознания. Алена травмировала плечо, ногу, колено. Осколками стекла ей поцарапало лицо, зашивали. А парня буквально вытащили с того света. Сейчас он в порядке. С дочерью они уже не встречаются.

- После этого Алена не боится ездить за рулем?

- За рулем нет, а на месте пассажира очень нервничает. В последний раз забирала ее из аэропорта, так она дергалась: «Мама, вон машина. А пешеходов ты видишь?»

- Вы до сих пор следите и знаете, какой матч сегодня или завтра играют девочки?

- Ой, с этими хлопотами уже нет. Хотя практически каждый день шлют мне смс-ки. Каждую неделю турнир: не получилось выиграть на этом, попробуют на следующем. Однажды приходит сообщение от Алены: «Если проиграю, наложу на себя руки». Какие-то малозначительные соревнования в Турции, с чего бы это? Оказалось, она встречалась с неизвестной теннисисткой из второй сотни рейтинга, и ей уже было стыдно «слить» тот матч. Я стала успокаивать: Турция — отдыхайте, набирайтесь сил перед «Ролан Гарросом». Вскоре получаю смс-ку: «Повезло. Еще поживу!» А вообще они обе сильно страдают, когда проигрывают матчи. Посидят-поплачут.

Может, сейчас морально им станет полегче. С девчонками начал работать Нумруд Мухатасов. Он со Львова, но уже давно живет в Америке. У него в Нью-Йорке своя теннисная школа «Только звезды». У меня с ним взгляды на тренировочный процесс совпадают на 90 процентов! И Катя с Аленой ему доверяют.

- Знаете, немножко обидно было читать один из репортажей о нашем доме, — сказала напоследок Наталья Владимировна.  — Статья называлась «Роскошь сестер Бондаренко». Сами видите, какая здесь роскошь. Только все необходимое для жизни. В зарубежных теннисных академиях идет чистая отработка денег, и никто в наших детей душу не вкладывает. А мы не только занимаемся с ними спортом. В холлах установили телевизоры и караоке, подключили «Евроспорт». По вечерам вывозим их в бассейн или кататься на коньках. Ходим гулять в лес. У нас ведь в основном городские ребятишки. Ездим в спортивные лагеря на море и Труханов остров. Вот еще достроим бассейн, сауну на днях запустим. В башенке возле дома будет бильярдная.

Кстати, в бильярдную можно попасть через зимний сад и открытую террасу. В зимнем саду небольшие искусственные водопады, аквариум с рыбками и клетка с попугаем Тютей. Из живности есть еще пудель Гений (он же Геня), азиатская овчарка Бонапарт, кот Персик и кошка Багира. Был поющий кенар, но пал смертью храбрых от лап Персика. В зимнем саду море растений, за которыми тоже ухаживает хозяйка. Ей и пришла идея огромную колонну посередине комнаты превратить в… пальму.

Наталья Владимировна со смехом вспоминает, как до трех часов ночи с друзьями обматывала колонну специальной «волохатой» веревкой, а к верхушке крепила искусственные пальмовые ветви. Результат превзошел все ожидания — журналисты одной столичной газеты написали: «Большую гостиную в доме Бондаренко украшает настоящая пальма». Видимо, именно ее они и считают в наше время роскошью…