Деньги

«Тотальной фискализации» не получится: названы недостатки законопроекта об упрощенной системе налогообложения

9:18 — 9 декабря 2021 eye 1877

В поданном в парламент законопроекте № 6348 об упрощенной системе налогообложения предусмотрен ряд нововведений, которые вызывают довольно неоднозначную реакцию как в предпринимательской, так и экспертной среде.

В частности, глава движения SaveФОП и Союза защиты предпринимательства (СЗП) Сергей Доротич считает, что в проекте закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно применения упрощенной системы налогообложения» больше негативных, чем позитивных новаций, пишет UBR.

Прежде всего он акцентировал внимание на предложении отменить обязательное использование фискально-кассового аппарата для предпринимателей второй группы «упрощенцев».

Читайте также: В налоговой объяснили, нужно ли «ФОПу» на общей системе налогообложения отчитываться, если он в отчетном периоде не получал доходов.

Сейчас ряд предпринимателей имеет право продавать продукты и хозяйственные товары без кассовых аппаратов. Если же документ примут, такое право предлагается ограничить, утверждает Доротич и добавляет, что по такой схеме можно будет продавать только продукты собственного производства, а для этого нужно предоставить документы на происхождение товара. В противном случае — фискализация и РРО.

Без касс хотят разрешить обходиться таким группам физлиц-предпринимателей (плательщикам единого налога):

Государство подсчитало, что дополнительные затраты на фискализацию одного кассового аппарата составляют минимум 100 тыс. грн, отметил Сергей Доротич. «Это расчет Государственной регуляторной службы, который она провела еще в сентябре-октябре 2019 года», — подчеркнул он, и добавил, что «если сейчас какая-то бабушка на базаре продает шоколадок на 200 тыс. грн, то в дальнейшем они могут стать дороже на 30−40%».

«Увеличивается налоговая нагрузка на самых незащищенных, мелких предпринимателей „первой группы“ упрощенной системы налогообложения», — констатировал глава СЗП. По его словам, самым мелким поднимают налоги, а крупным — «третьей группе» — предлагают снизить нагрузку.

Читайте также: В Раде предложили отложить обязательное применение бизнесом РРО до 2023 года: что об этом известно.

Есть и положительные моменты, в частности, возможность использовать книгу учета доходов вместо касс. Еще один — правда, спорный — момент, это легализация товарных остатков.

Именно для того, чтобы не заниматься их учетом, бизнес выбирает «упрощенку», поэтому, подчеркнул Доротич, непонятно, для чего нужна такая новация.

В то же время старший экономист Case Ukraine Владимир Дубровский рассказал, что на рынках крупной бытовой техники или в сфере торговли бывшими в употреблении товарами присутствуют интересы крупных игроков — больших ритейлеров или ассоциаций легкой промышленности, созданных «вместо министерства легпрома СССР».

«Они лоббируют, чтобы у нас тут не продавали б/у вещи — они думают, что тогда люди активней будут покупать новые отечественные», — объяснил он.

Если согласится сейчас расширить рисковую группу товаров, то в будущем туда может попасть кто угодно. А значит, это путь к «ползучей фискализации» всех поголовно, констатировал Владимир Дубровский, назвав законопроект «очень плохим и вредным» для значительной части предпринимателей.

По его словам, сам по себе перевод торговли на «третью группу упрощенки» — это «обременительный» шаг, так как надо уплачивать 5% от оборота. «Для торговли это очень большой налог, невыгодно заниматься торговлей на третьей группе», — подчеркнул старший экономист Case Ukraine.

Согласно его данным, в оптовой торговле «вся наценка может составлять 5%, а в розничной — 20−30%». Поэтому на третьей группе бизнесмены-«упрощенцы», как правило, занимаются предоставлением услуг или производством.

В то же время ряд опрошенных изданием экспертов назвали указанный проект закона бесперспективным.

К примеру, налоговый консультант Киевского центра поддержки развития бизнеса (КЦПРБ) Александра Томашевская оценила документ как непроходной. Основная причина — он отменяет использование РРО для «упрощенцев» второй группы (продажа товаров и услуг преимущественно за наличные), что идет вразрез повсеместной политике всеобщей фискализации. Следовательно, если инициативу примут, госбюджет рискует недосчитаться какого-то объема налоговых поступлений, чем нынешние власти жертвовать, по всей видимости, не готовы.

Ранее в налоговой службе объяснили, как «ФОПу» перейти на упрощенную систему налогообложения.

Фото с Pixabay