— Идея сдвинуться с места самолет появилась у меня около года назад, — рассказал «ФАКТАМ» Роман Кашпур. — Мы с женой постоянно ездим недалеко от военного аэродрома в Чугуеве на Харьковщине и видим самолеты. Однажды я и сказал, что потащу самолет. С тех пор эта мысль не оставляла меня. Потому что хотелось в очередной раз собственным примером мотивировать наших ребят, которые были ранены, получили инвалидность.
Роман был добровольцем и военным разведчиком. На фронте потерял ногу. Однако, невзирая на инвалидность и протез, активно занимается спортом и общественной деятельностью. Роман дважды участвовал в «Играх Героев», завоевав четыре золотые медали в кроссфите, подтягивании и толчке гири.
— На выбор самолета и аэродрома повлияли мои жизненные обстоятельства, — продолжает Роман. — Именно в Чугуев меня, раненого, эвакуировали с передовой военным вертолетом в 2019 году. На этом же аэродроме впоследствии я последний раз в жизни видел своего боевого командира, легендарного разведчика «Кола», когда его, тоже тяжело раненого, в коме, экстренно доставляли в военный госпиталь в столице. Доставляли именно самолетом Ан-26. Этот самолет весит 16 тонн. Я посвятил свой поступок 30-му юбилею Вооруженных Сил Украины, а также в честь всех украинских добровольцев и волонтеров.
— Как вы готовились?
— Очень внимательно изучал особенности своего организма, какие мышцы будут работать наиболее активно, какие тренировки следует усилить. Вместе с отцом изготовили специальную лестницу, благодаря которой я должен был тянуть 16-тонную машину. Больше всего думал о протезе — выдержит ли он такую нагрузку? По подсчетам на протез должна быть нагрузка в 64 раза больше, чем во время обычной ходьбы. Именно под мой протез и сделали эту лестницу.
— Где именно тренировались?
— Только дома — в своем импровизированном атлетическом зале. И я искренне благодарен жене Юлии за поддержку и помощь. Ведь у нас сейчас подрастает младший сын — ему 11 месяцев. Но нам удалось совмещать родительские обязанности с моими тренировками.
Следующий этап подготовки заключался в том, чтобы сдвинуть с места автомобили массой в три и семь тонн. Я увидел, что лестница и протез не подвели. Моя фитнес-тренер Юлия Коваль связалась с атлетами Сергеем Пономаревым и Денисом Дубровским, которые недавно в составе команды из восьми мужчин установили мировой рекорд, протянув самый большой в мире самолет Ан-225 «Мрия». Ребята показали мне мастер-классы. А еще я искренне благодарен всем людям, оказавшим мне поддержку и создавшим условия для того, чтобы этот рекорд состоялся.
— Это произошло во второй день зимы. Погода не подвела?
— Накануне была дождливая и прохладная погода. Ночью ударил мороз. Беспокоились, не покроется ли вся взлетная полоса гололедом. Но, как говорит поговорка, матч должен был состояться в любую погоду. Мы уже собирались посыпать бетонку песком и солью. Однако, на удивление, после морозной ночи было очень сухое и ясное утро. Никакой гололедицы. Наверное, Бог и природа тоже помогли мне. Было где-то минус четыре градуса. Хотя я выступал в легком спортивном костюме и шортах, холода не чувствовал. Конечно, немного волновался. Но поддержка самых родных мне людей и друзей очень мотивировала. Особенно моей жены и двух сыновей.
Моей главной задачей было сделать так, чтобы ведущее колесо самолета сдвинулось с места и начало катиться. Я его сдвинул… Вообще все произошло настолько быстро и на одном дыхании. Это уже потом я узнал о 44 секундах, что протянул на расстояние шесть метров и сорок сантиметров, и о национальном рекорде. А еще я понял, что и 16 тонн для меня не предел.
Фото издания «Армия Inform»