Политика

Лоббистам антитабачных инициатив невыгодно соответствие украинских законов нормам ЕС: в СМИ назвали причины

11:08 — 10 декабря 2021 eye 202

Общественные организации, которые продвигают антитабачные законопроекты через Верховную Раду и лояльных народных депутатов, пытаются внедрить в украинское законодательное поле ограничения, которые отсутствуют в профильных «антитабачных» директивах Европейского союза и Всемирной организации здравоохранения. Об этом идет речь в обнародованном накануне исследовании Украинского института будущего «Украина без сигаретного дыма. Поможет ли законопроект № 4358 бороться с курением», пишет «РБК-Украина».

По мнению авторов исследования, внедрение такого ужесточенного регулирования способно привести к увеличению объемов контрабанды и производства контрафактной продукции, потерям бюджета, рабочих мест и негативно отражаться на здоровье граждан.

«В частности, крупнейшим игроком на этом рынке является американский миллиардер Майкл Блумберг, который уже потратил на борьбу с табакокурением около $ 1 млрд. Именно структуры, связанные с The Bloomberg Initiative to Reduce Tobacco Use — Campaign for Tobacco-free kids и Vital Strategies, — являются основными спонсорами ГО „Життя“ (выделили им только в 2020 году около 10 млн грн, в текущем году суммы могут быть еще больше)», — пишет «РБК-Украина».

Кроме того, как пишет издание, именно лоббирование антитабачных законопроектов является частью ключевых индикаторов для получения последующих грантов, даже несмотря на безрезультатные попытки продвинуть через Раду предыдущие версии таких законопроектов с излишне жестким регулированием.

В публикации отмечается, что на примере законопроекта 4358 эксперты УИБ демонстрируют, в какие именно противоречия с Директивой 2014/40/ЕС о противодействии курению вступает первая редакция документа, разработанная и лоббируемая ГО «Життя». В частности, предлагалось внедрить запрет на любые изменения по типу (виду, формам) пачек сигарет, имплементировать стандартизированную внешнюю поверхность упаковки табачных изделий, запретить размещать на пачках сигарет сообщения «о вкусе, запахе, любых вкусо-ароматических или других добавках или об их отсутствии».

«Международное законодательство не требует имплементации таких норм. В то же время исследования утверждают, что курильщики с опытом, как правило, редко меняют свои привычки, так что наличие или отсутствие каких-либо сообщений на пачках (включая даже изменение дизайна этих пачек) незначительно повлияет на их осознанный выбор», — говорится в тексте исследования УИБ.

Кроме того, по данным УИБ, в первой редакции проекта 4358 содержались нормы о введении стандартизированной внешней поверхности упаковки табачных изделий без торгового знака и запрете упаковки сигарет со скругленными или скошенными краями, чего вообще нет в Директиве 2014/40/ЕС. Также ни в Директиве, ни в Конвенции ВОЗ не упоминается запрет на выкладку табачных изделий на прилавке, что авторы законопроекта 4358 почему-то считают «рекламой».

«Кроме того, первая редакция содержала и необоснованный запрет на продажу сигарет лицам до 21 года, чего нет ни Директиве, ни в Конвенции», — говорится в материале «РБК».

Законопроект 4358 готов ко второму чтению в редакции, максимально приближенной к нормам Директивы 2014/40/ЕС, хотя и не полностью соответствующей ее требованиям.

«Парламентарии, которые работали над документом в профильном Комитете по вопросам здравоохранения и здоровья нации, отклонили поправки о чрезмерном давлении на бизнес, которые продвигали представители антитабачного лобби», — добавляет издание и отмечает, что под видом внедрения в Украине европейских норм и правил пытались продвинуть гораздо более жесткие запреты и ограничения, которые никак на уровне курения не отразятся.

«Зато точно приведут к росту контрабанды сигарет и объемов контрафактной продукции, и, соответственно, многомиллиардным потерям бюджета. Ведь, мошенникам куда проще подделывать сигареты, когда можно просто менять название, не трудясь над разнообразными дизайнами пачки», — резюмирует издание.