По библейскому преданию, Андрей Первозванный был первым из Христовых 12 учеников (а также был свидетелем распятия и воскресения Иисуса). Святого считают покровителем профессий, связанных с морем. Андрей родился в Вифсаиде (город на северном берегу Галилейского озера), юношей решил не жениться и посвятить свою жизнь служению Божию, стать Христовым последователем. Он первым присоединился к ученикам Иисуса, потому его и назвали Первозванным, а затем привел и родного брата — святого апостола Петра. Господь наделил Андрея Первозванного способностью исцеления людей, а слава об этих способностях распространилась повсюду.
По церковным легендам, святой проповедовал христианство на востоке Римской империи, был миссионером в Скифии, со словом Божиим побывал в восточных странах, творя чудеса и обращая в веру разные народы. В Синопе проповедника избили камнями, но он невредим двинулся дальше, преодолевая берега Черного Моря, Причерноморья, Крым, затем дошел по Днепру до места, где впоследствии возник Киев. На одном из его холмов, как свидетельствует летопись XIII века, Андрей установил крест и произнес ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет большой город».
После славянских поселений Андрей вернулся в Рим и во Фракию. Последним посетил Патру, где его (по средневековому преданию XIV века) за проповеди об Иисусе распяли (связав веревками) на Х-образном кресте, с которым и изображается в иконографии (впоследствии крест назвали Андреевским). Мощи Андрея перенесли в 357 году из Патры в Константинополь, в XIII веке — в итальянский город Амальфи. На месте распятия построили храм Андрея Первозванного, крупнейший в Греции.
В день памяти мученической смерти Андрея, который в христианско-народном календаре приходится на 13 декабря (по старому стилю 30 ноября), поздравляют с именинами Андреев и Андреевичей. Праздник Андрея Первозданного относится к большим церковным праздникам, не входящим в список официальных выходных в Украине. И в народных традициях сохранились еще дохристианские обряды угадывания будущей судьбы, заклинания, ритуальное кусание калиты и прочее.
В народе Андреев день (или просто Андрея) еще называют Калитой. Почему закрепилось такое название и какие еще обряды проводились нашими предками в канун праздника, а в какие приметы верили в древности, рассказала «ФАКТАМ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
- По всем преданиям, Андрей Первозванный был на славянской земле и забил крест в Киеве (которому пророчествовал славное будущее) — именно на месте Андреевской церкви, — начинает рассказ Елена Громова. — И на иконах легко узнать особенного святого, потому что он изображен с неизменным атрибутом — крестом. Андрея Первозванного, который сначала был рыболовом в селении Капернаум, первым позвал к себе Иисус. Однажды Андрей услышал, что пришел Иоанн Креститель из Иудейской пустыни и говорит о приближении Царства небесного. Иоанн крестил людей у реки Иордан, а на берегу явился тот, кого все звали Иисус из Назарета. Над ним прояснилось небо, и на голову сел белый голубь. В тот момент Андрей понял, кто знает путь в Царство небесное, и направился с братом Петром за Спасителем, а когда поинтересовались, где он живет, то услышали: «Идите и все увидите». Андрей первым последовал за Иисусом, за что его и прозвали Первозванным. Также он стал свидетелем воскресения Иисуса и его вознесения на Небеса. Христос сказал ученикам: «Иоанн крестил людей водой, а вы будете крещены Святым Духом». Когда все апостолы собрались к великому апостольскому служению, раздался шум и возникли языки огня. После этого апостолы заговорили на разных языках, которыми потом пользовались, проповедуя веру по всему миру.
Праздник в украинских традициях привлекателен и очень популярен в молодежных кругах — он самый яркий среди других, благодаря обрядам гадания, забавам. И если на Екатерины не всегда девушки с ребятами могли собираться, то на Андрея сходились обязательно — считали вечерницы счастьем и очень ждали этого дня. Повелось, что ребят, рожденных в декабре, преимущественно звали Андреями, потому что имя часто употреблялось (хотя чтили 14 декабря — Наума, 18-го — Савву, а 19-го — Николая).
В обрядах многих украинских праздников просматриваются традиции дохристианства. И Андреев день не исключение — его считали магическим с древнейших времен, а одним из обрядов было гадание. Наполненные развлечениями вечерницы проходили во время Филипповского поста и не соответствовали нормам христианской морали. С точки зрения церкви, на Андрея Первозванного нельзя гадать. Так что священники не приветствовали эту традицию, но не преодолели ее — со временем праздники постепенно потеряли магический оттенок и превратились в своеобразный повод для собрания молодежи.
Накануне Андрея часто (это продолжалось до первой половины ХХ ст.) девушки собирались и думали о любви, хорошей женской судьбе, успехе в жизни. Но ребята тоже приходили на вечерницы — это был и мальчишник, когда проводили Андреевский обряд «кусания Калиты». Молодежь устраивала веселые посиделки с шутками и всевозможными затеями. А собирались вместе в доме, арендованном у вдовы. Девушки сначала препятствовали приходу парней с подарками: перематывали веревкой тропу, смеялись, но впоследствии приглашали за гостеприимный стол. После ужина продолжались комические игры и забавы.
«Калита» — пресный цепной корж из ржаной или пшеничной муки (выпекали в форме круга с дыркой посередине). С этим обрядовым блюдом и устраивали развлечения: привязывали как можно выше под потолком, а потом ребята с завязанными глазами должны были допрыгнуть до коржа и откусить кусок. Ленту, на которую подвешивали лепешку, опрокидывали через деревянный сволок. За свободный конец ленты держал «Господин Калитинский» (он регулировал длину ленты «Калиты» в зависимости от роста того, кто пытался ее укусить). Ехал «Калиту кусать» «Господин Коцюбинский» (он «садился» на кочергу, которой выгребали жар из печи). Герои «Калиты» обычно начинали с шутливых переговоров: «Добрый вечер, пан Калитинский», «Здоровым будь, господин Коцюбинский». «Чего пожаловал, пан Коцюбинский», «Калиту кусать». «А я буду по лицу писать», — предупреждал веселый «Сторожевой», который стоял наготове с квачем (или щеткой) и мазал сажей лица каждого неудачника, если тот не дотягивался до «Калиты». И дальше в таком же духе: «А я укушу», «А я впишу», «А впишешь или нет, потому что я на белом коне. Еду, еду на коне и в красном жупане — в ваш дом „Калиту“ кусать»… Могли продолжаться более длинные диалоги, во время которых «Калитинский» всячески должен был рассмешить ребят в роли «Коцюбинского», чтобы те ошибались (тогда их снова и снова разрисовывали сажей), поэтому в доме постоянно раздавался смех. А под конец уже и девушки так разгуливались, что могли привлекаться к «Калите». Но их уже мазали не сажей, а медом… Было поверье: кто укусит «Калиту», тому круглый год будет везти во всем — проявится позитив в здоровье, семье, хозяйстве. «Калита, Калита, сладкая была. Теперь мы ее съели, за женихами улетели», — говорили девушки и ближе к полуночи переходили к гаданиям.
Накануне Андрея вместе предсказывали свое будущее. Были гадания, когда и ребята участвовали. Издавна девушки искренне верили, что Андриева ночь поможет узнать их судьбу — выйдет ли она замуж и кто же будет ее суженым. «На Андрея делается девушкам надежда», — говорили в народе. Гадания были как индивидуальные, так и групповые. Способов гадания на жениха существовало много и большей частью веселые. Хотя и продолжался пост, умеренное веселье не запрещалось. На молодежных вечерницах, как правило, не употребляли крепкие напитки. Громких гуляний не организовывали, в этот период учили и пели колядки, народные песни, пересказывали интересные истории, шутили. Например, бросали в миску с водой (с вином или с разведенной водкой или медом) перстень. Чтобы достать его с самого низа, парень должен выпить много жидкости, и эта процедура сопровождалась смехом и шутками со стороны наблюдателей. Еще играли в «Панас, Панас, хватай нас»: парня с закрытыми глазами раскручивали и пускали в круг «ловить свою судьбу»…
Для гадания использовали в том числе и обувь. Ее девушки снимали с левой ноги, чтобы измерить расстояние от стола до порога: та, которая сделает это скорее, первой и выйдет замуж. А опрокидывая сапог через дом, девушки смотрели, какое направление покажет носок обуви, оттуда жених и будет ее искать. На Буковине еще приговаривали: «Не сапог бросаю, а суженого зазываю — пусть моему сердцу скажет, в какую сторону ступит моя нога». Похожим было гадание на лай собак: одна за другой девушки выходили во двор и трижды произносили определенные слова, и с какой стороны после этого собака отзовется, с той стороны и будет ее суженый.
В разных областях был распространен такой обряд: девушки с закрытыми глазами во дворе считали (число выбирали свободно) в ограждении колышки, подходили к нему, снимали повязку и смотрели: если колышек тонкий и ровный, то девушке выпадет молодой и стройный парень, с толстой корой — суженый будет богатым, а кривой — достанется пьяница.
На Подолье девушки разбрасывали мелкие конопляные семена по снегу и тащили по нему подолом юбки, собирая туда семена со словами: «Андрей, Андрей, коноплю сею, юбкой волоку, очень замуж хочу». Смотрели, удалось ли получить парное количество семян, что означало скорейшее замужество, а если нечетное число — плохой знак.
К гаданиям привлекали и петуха, возле которого выставляли три мисочки — с зерном, водой и с зеркалом (а на Буковине вместо зеркала брали уголек, выбор которой указывал на хозяйственного мужчину). Если птица пила воду, то будет мужчина пьяница, сначала клевал зерно — то попадется хозяин с землей, если начинал крутиться возле зеркала, судьба «подарит» лентяя или самолюбивого «нарцисса».
- В центральных регионах, чтобы узнать род занятия будущего мужчины, для гадания из реки брали ил, — продолжает Елена Громова. — Как находили в нем гвоздь, то ждали кузнеца, щепочку — бондаря или плотника, стеклышко — стекольщика, кусочек кожи — суженый будет сапожником, просто песок указывал на строителя, а как кроме земли в осадке не было ничего, — то парой станет земледелец. Кроме этого, разные бытовые вещи складывали на столе, накрывали платком, а девушки поочередно вытаскивали свой «фант»: например, попался карандаш или ручка — мужчина будет писарем.
В процессе еще одного гадания клали под три тарелочки перстень, ленту и маленькую куклу, а девушки не видели, где лежит. Первой угадывала свою судьбу старшая девушка, выбирая свою тарелку. Если под ней находила кольцо — скоро замуж, если — ленту — побудет еще девицей, а если куклу — ее предаст любимый (боялись, чтобы не было внебрачных детей).
На Одесщине (и по многим регионам) девушки узнавали о суженом, записывая на бумажных клочках знакомые имена. Накануне Андрея вечером клали все подписанные бумажки под подушку, а утром вытаскивали одну из них. А еще могли выйти вечером на улицу, чтобы спросить имя встречного, тезкой которого и будет жених.
В Киевской области бытовал обряд фартуков. Девушки скручивали снятые фартуки мячиком, бросали в корыта и раскачивали. Если выпадет чей-то фартук, его хозяйка первой и выйдет замуж.
В следующем действе думали на балабушках (пышках), которые выпекала каждая девушка. Выпечку раскладывала на скамейку в доме и запускали собачку. Чью балабушку он первую схватит, та и замуж пойдет скорее всех, а когда укусит и бросит — плохой знак (муж покинет или погибнет), занесет куда-то — девушка поедет за любимым далеко от дома.
Думали еще на двух свечах, которые ставили в кувшин с зерном, и примечали: горят и склоняются друг к другу, то пара долго будет неразлучной, будут поддерживать друг друга, а как отклонятся свечи — это к разлуке. Наблюдали и за фигурками, созданными на воде из воска, капавшего со свечей: например, образовался ключик — это будет мужчина начальником, кнут — конюхом
Из Андреевских обрядов сохранились не только девичьи гадания, но и так называемые «мальчишеские убытки». На Андрея парням разрешалось шалить, и никто и ничто их не могло остановить. После вечерниц ребята наносили ущерб — выносили на огороды снятые калитки, соломорезки, и тому подобное. Если родители не пускали какую-нибудь девушку на вечерницы, то парни могли разобрать им ограждение или ворота. Наибольшим дебошем считалось вытащить на крышу дома сани или телеги, также замазать сажей окна. Правда, родители взрослых дочерей знали об этих проделках и, чтобы ребята не навредили, могли караулить во дворе, спускать собак, но знали: «Парней, как чертов, не устерегешь»… Бывало, если ребят не приглашали на «Калиту», то они тоже могли отреагировать и начудить.
На Полесье проводили обряд «исповеди дежи», которую женщины всегда содержали в чистоте. Хлебную дежу (обычно этот предмет сельского быта стоял в почетном городе — в углу) накануне праздника Андрея традиционно вымывали и пропаривали. Верили, если не сделать эту дезинфекцию, то у кого-то из женщин в семье могли быть тяжелые роды. Дежу также использовали на свадьбе — на нее приседала невеста, что символизировало уют в семье и чистоту отношений. По легенде, накануне Андрея все дежи сходятся и обсуждают хозяек, выясняя, ухаживают ли за ними, не ссорятся, не злословят или не бросают дежу на пол. Как ведут себя хозяйки, так им и будет вестись, поэтому пытались угодить своей деже: мыли, обертывали чистым полотенцем.
Считали, что в Андреев день грех что-то делать без уважительной причины. Чтобы не навлечь беду, женщины категорически не шили и не пряли, не пекли хлеб. В этот день издавна запрещали любой интеллектуальный труд, потому что можно сойти с ума. Запреты иногда распространялись вплоть до Крещения. 13 декабря приходится на Рождественский пост, поэтому в этот день не употребляли мясную и молочную пищу, яиц — праздничный стол был постным и блюда готовили из круп, овощей, фруктов и сухофруктов, орехов и бобовых.
Верующие на день Андрея ходили утром в церковь на службу Божию, а незамужние девушки ставили святую свечу и говорили: «Не свеча горит, а душа моя. Как я к тебе, так ты ко мне». В молитвах просили святого о порядочном муже и счастливой семейной жизни.
День Андрея Первозванного, в сущности, встречал зиму. И издавна люди пытались предсказать погоду. Говорили: «На Андрея нужно кожуха-добродетеля». В народе, в частности, верили: если вода на реках тихо себя ведет, — это примета спокойной ровной зимы, если бурлит и шумит, то неизбежны вьюги. Если выпадет снег, то следующая неделя, как и зима, отметится холодом и вьюгами. На праздник не выпал снег — ожидается теплая зима. Если красный огонь в печи в праздничный вечер — на стужу, белый — к оттепели. Снег пойдет к празднику — к холодной зиме. На праздник холодно, но солнечно — быть хорошему урожаю, а день без осадков и светит солнце — к коротким холодам, а вот урожай можно ожидать обильный.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
Фото из интернета