Многие родители сегодня жалуются, что дети живут… в гаджетах. Виртуальная реальность настолько заполонила жизнь мальчиков и девочек, что вместо живого общения с друзьями они отправляют им сообщения, а не звонят по телефону. Что делать?
— Это очень важная проблема: дети не просто тратят время, но и наносят вред здоровью, — объясняет заведующая кафедрой детских и подростковых заболеваний Национального университета здравоохранения имени П. Л. Шупика МЗ Украины доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент НАМН Украины Галина Бекетова. — У них ухудшается зрение ( «ФАКТЫ» рассказывали о рекомендациях международного сообщества офтальмологов, позволяющих снизить вредное влияние гаджетов. — Авт.), слух, особенно когда используются наушники (обычно на одно ухо, которое впоследствии начинает хуже слышать). Страдает позвоночник: дети сидят согнувшись, а статическая поза — нефизиологическая. Однако самая серьезная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что дети постепенно теряют навыки живого общения. Они живут в виртуальной реальности, а не в реальной жизни.
Если родители тоже много времени «сидят» в гаджетах, то дети берут с них пример, даже несмотря на то, что папа или мама говорят: так не надо делать. Где выход? Отчасти он состоит в том, чтобы дать учащимся младших классов телефоны старого поколения — простые кнопочные, без закачанных игр и подключения к Интернету.
В Китае для детей власти ввели ограничения по пользованию компьютером. Излучение с экрана стимулирует центральные нервные структуры, и дети, которые вечером поработали или даже поиграли, плохо спят. Часто бывает, что обострение какой-либо хронической болезни (функциональной или органической — чаще это касается заболеваний органов пищеварения) возникает именно у тех школьников, которые готовятся к экзамену, потому что они нарушают физиологический ритм сна, работая на компьютере до четытех-пяти утра.
Нарушенный ритм сна и отдыха ухудшает нормальную жизнедеятельность организма. Формируются или обостряются функциональные расстройства. В итоге имеем то, что имеем: 91 процент детей, заканчивая 11-й класс, страдает какой-то хронической патологией. То есть условно здоровыми можно назвать только девять процентов выпускников. Это ненормально: больные дети в будущем будут рожать нездоровых потомков.
Еще одна проблема, по словам Галины Бекетовой, в том, что когда люди общаются, они обмениваются своей энергией. От этого улучшается настроение, возникает бодрость, энергичность. А виртуальное общение ограничивает эмоциональное развитие, обедняет его.
— Кстати, сейчас в мире есть международная стратегия для детей первых пяти лет (она внедрена и в нашей стране) — интегрированное ведение болезней детского возраста, — рассказывает Галина Владимировна. — Там есть один пункт, на мой взгляд, чрезвычайно важный — относительно того, насколько ребенок эмоционально теплый или холодный в общении. Сейчас мамы-бизнесвумен спустя полтора-два месяца после рождения малыша идут на работу, оставляя ребенка на няню, в лучшем случае (если повезет) — на бабушку.
Обязанность няни — чтобы ребенок был накормлен, чист и выгулян на свежем воздухе. А как малыш эмоционально развивается, няню не волнует. Поэтому сейчас в мире существует большая проблема — формируется новое, эмоционально холодное поколение. Слава Богу, что есть бабушки — они могут пожалеть, рассказать, помочь, посмеяться, поиграть. А эмоционально холодные люди знают только себя — у них нет эмоций для других. И глобальная проблема может быть в том, что эти эмоционально холодные люди родят таких же детей, ведь не имели собственного опыта эмоциональной теплоты.
Читайте также: Как восстановить здоровье ребенка после COVID-19 и чем помочь во время дистанционного обучения: отвечает педиатр
Фото: pixabay.com