Проект «РЕЙТИНГ. Бизнес в официальных цифрах» опубликовал ТОП-200 крупных налогоплательщиков топливного рынка за 9 месяцев 2021 года. Об этом пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн в статье для издания «Зеркало недели».
«Учитывая промежуточный характер 9-месячного рейтинга, сосредоточимся на наиболее информативном индикаторе, — налоговой нагрузке на 1 литр», — пишет Куюн.
Комментируя налоговую нагрузку, эксперт отмечает, что, как и раньше, ровной картины здесь нет.
«У прошлогоднего лидера сети Shell показатель упал на 40%, с 1,79 до 1,07 грн/л (сравнение приведено с учетом результата компании „Альянс Ойл Украина“ — эксклюзивного оптового поставщика топлива в сеть Shell, который между тем не входит в периметр ее бизнеса. Без учета налогов оптовика „литровый“ результат в 2021 году сети опускается до 0,99 грн). Среди видимых причин, которые могли вызвать такое пике, — снижение маржи вследствие введения госрегулирования и дисконтная политика, ставшая в последнее время более агрессивной», — отметил Куюн.
По его словам, сети заправок, торгующие бензином, не отвечающим требованиям стандартов, находятся в нижних строчках рейтинга налогоплательщиков.
«Cогласно данным Государственной экологической инспекции, в сетях Мotto, SUNOIL, „Укрпетроль“, „Брент Ойл“ и др. были зафиксированы нефтепродукты, не отвечающие требованиям стандартов. Ранее эти же сети вместе с БРСМ отличились в исследованиях бензинов А-92, А-95 и ДТ, проведенных Институтом потребительских экспертиз», — сообщается в статье «Зеркала недели».
Следует отметить, что в «БРСМ-Нафта» отреагировали на исследование специалистов «Института потребительских экспертиз» и назвали его недостоверным, так как сеть не уведомили о заборе каких-либо проб.
«Соответственно, ни одной арбитражной пробы сети „БРСМ-Нафта“ оставлено не было. Ни один двухсторонний акт забора проб горючего, в который должны вписываться номера пломб, сетью не подписывались», — говорится в сообщении компании и подчеркивается, что не оставление арбитражной пробы тянет за собой недействительность выводов испытаний такой лаборатории.
Эксперт также обратил внимание, что у сети «БРСМ-Нафта» показатель уплаты налогов вырос по сравнению с первой половиной 2021 года, однако он все равно ниже, чем у аналогичных по размерам сетей АЗС.
«В центре внимания БРСМ — рост „литровой“ нагрузки вырос вдвое с 16 до 31 коп./л. Похвально, но это вдвое ниже, чем у „Привата“ и в четыре раза ниже, чем у ОККО», — пишет Куюн и отмечает, если компания сохранит 9-месячный темп до конца года, то заплатит налогов вдвое больше, чем в 2020 году. По его словам, что способствовало этим изменениям — регулярные обыски фискалов с арестами имущества или общественное порицание, — «неизвестно, да и не столь важно».
По мнению эксперта, отсутствие системности в изменениях налоговой нагрузки позволяет многим «королям бензоколонок» по-прежнему определять ее на свое усмотрение.
«Необходимо не только более пристальное внимание налоговиков к кассовой дисциплине, но и ликвидация нелегальных объемов топлива, которые зачастую реализуются „мимо кассы“. Это в первую очередь остановка работы мини-НПЗ и барьеры на пути импортных топливных компонентов»,— считает Куюн. По его словам, такие действия помогут увеличить налоговые поступления в бюджет от сетей заправок.