Чтобы не гневить турок-мусульман, но сохранить нормальные размеры храма, его фундамент углубляли в землю Когда говорят о Болгарии, вспоминают благоухающие поля роз, красное вино и золотые пески морских пляжей. Но, проехав более двух тысяч километров от Варны до Софии, а затем до Несебра, посетив по дороге несколько храмов и монастырей, которых в Болгарии насчитывается более 150 (многие из них объявлены ЮНЕСКО памятниками культуры международного значения), мы открыли для себя совершенно иную страну. Пресс-тур для киевских журналистов, организованный Государственной администрацией по туризму Болгарии и туристическим агентством «USB-Travel», больше походил на паломничество.
За высокими стенами Роженского монастыря — уютный чистый двор. Террасы увиты виноградом. Тишина нарушается лишь журчанием чешмы — обложенного камнем источника. Горный воздух настоян на травах и хвое. Хорошо тут посидеть, поразмышлять. Жаль, что монастырь мужской, а то бы, наверное, осталась Увидев нашу группу, монах, подметающий террасу, бросил веник, чтобы показать монастырь. Завел в приземистую церковь. Когда глаза привыкли к полумраку, мы увидели, что буквально вся поверхность стен заполнена красочными фресками, яркими витражами, строгими ликами икон Поразительно: храм расписывали в XVI-XVII веках, когда страна находилась под властью турок-мусульман, не признающих иконописные образы. Болгарам удалось сохранить и этот, и многие другие монастыри, несмотря на пять столетий османского ига (с конца XIV века до конца XIX века) и десятки лет правления атеистов-коммунистов.
То, что болгарские храмы, сооруженные во времена Османской империи, низкие и снаружи малопривлекательные — это целая история. Турки не разрешали строить церкви выше кончика сабли, поднятой всадником. Иногда, правда, позволяли достроить уже существующие. Чтобы не гневить завоевателей, но сохранить нормальные размеры храма, его фундамент углубляли в землю. В деревне Арбанаси есть церковь — серый невысокий дом. А внутри, в небольшом пространстве мастерам росписи удалось поместить около 3500 образов! Христа вместо двенадцати апостолов окружают античные философы и мудрецы: Сократ, Платон, Аристотель,
Самый крупный в Болгарии — Рильский монастырь. Он расположен в 120 километрах от столицы Софии высоко в горах. В лучшие времена обитель, основанную в X веке отшельником Иваном Рильским, населяли больше тысячи монахов. Это был самый влиятельный монастырь в стране. Он неоднократно страдал от набегов разбойников, пожаров и был восстановлен благодаря пожертвованиям, поступавшим со всей Болгарии. В советское время монастырь превратили в отель для партийной элиты. Монахи смогли сюда вернуться только в 1991 году. Сегодня их всего восемь плюс два послушника. По иронии судьбы пустынь, основанная отшельниками, сегодня самая посещаемая. Тишина монахам только снится: ежедневно подходят несколько автобусов с туристами. Одни приезжают помолиться, другие — полюбоваться уникальными фресками, архитектурой и горными видами. В монастырском музее выставлена золотая и серебряная утварь, старинные монеты, оружие, украшения, праздничные одежды священников. Одна из достопримечательностей — крест, вырезанный из цельного куска дерева. Монах Рафаэль изобразил на нем около ста миниатюр-сюжетов из Ветхого и Нового заветов и примерно 600 фигур людей. Некоторые из них имеют размеры не больше рисового зерна! При этом мастер пользовался лишь булавкой. Закончив труд через 12 лет, Рафаэль ослеп Хранится в музее и один из ключей от монастырской кассы. Дабы не вводить кого-либо в искушение, кассу закрывали на пять замков, ключи от которых имели пять хранителей. В библиотеке монастыря собрано более 16 тысяч книг и рукописей. Есть тут подарки Киево-Печерской лавры: первая печатная книга о святом Иоанне и Евангелие.
- Болгарии, расположенной на пороге Европы и Азии, пришлось пережить немало потрясений, — рассказывает наш гид, представитель турагентства «USB-Travel» Митко Хитов. — Здесь постоянно перемещались народы, менялись правители. В VII веке потомки фракийцев, греков, римлян, славян и болгар объединились в болгарское царство. Чтобы наладить отношения с Византией, постоянно провоцирующей конфликты, царь Борис решил обратить своих подданных в христианство. И с конца IX века в Болгарии стали возникать религиозные общины, возводиться монастыри. Царская семья не жалела средств на это дело, поэтому к строительству обителей привлекали лучших каменщиков, мастеров резьбы и художников. За монастырскими стенами работали философы, просветители, переводившие важнейшие христианские сочинения на кириллицу и писавшие собственные труды. Здесь хранили реликвии, создавали библиотеки и школы, в которых не только готовили священнослужителей, но и давали светское образование. То есть монастыри изначально представляли собой нечто большее, чем просто пустыни, куда удалялись от соблазнов мирской жизни и суеты.
Когда Болгария попала под оттоманское правление, именно в обителях, расположенных высоко в горах среди лесов, удалось сохранить дух нации и культурные традиции. В Дряновском монастыре, который примостился под крутыми утесами на берегу горной реки, прятались народные мстители-гайдуки. Рассказывают, что многотысячному турецкому войску не раз пришлось атаковать обитель, за стенами которой находилось 220 монахов, гайдуков и жителей окрестных сел. Многие защитники погибли, а оставшиеся в живых сдались лишь тогда, когда пороховой погреб взлетел на воздух и воевать стало нечем.
Ощущая сопротивление болгар-христиан, турки не раз предпринимали попытки обратить их в мусульманскую веру. Делали они это своеобразно: приставив в качестве «аргумента» саблю к подбородку. Говоря «да», болгарин вынужден был качать головой из стороны в сторону, чтобы не напороться на острие. Знак согласия, воспринимаемый как отказ, до сих пор вводит иностранцев в заблуждение, хотя в следующем году исполняется уже 130 лет, как Болгария освободилась от турецкого гнета.
О жительнице болгарской деревни Рупите Ванге, ослепшей еще в молодости, но видевшей минувшее и предсказывавшей будущее, до сих пор ходят легенды. Например, она могла выйти из дома и крикнуть, обращаясь к толпе людей, ожидавших с ней встречи: «Ты, в красном платье, иди ко мне!» И потом объяснить, что этой женщине помощь была нужна немедленно. В 1994 году на средства провидицы недалеко от ее дома соорудили храм Святой Петки. Когда на куполе установили крест и рабочие спустились, женщина заставила их вернуться. «Крест стоит криво!» — сердилась она. И точно: рабочие обнаружили, что один из крепежных болтов не затянут, и крест накренился! Ванга также настояла, чтобы святых на иконах изобразили без нимба. Она считала: святость состоит в том, чтобы служить людям, а не возвышаться над ними
Свет едва пробивается через узкие окна. Церковь, построенная в XII веке, всегда освещалась огнем свечей, поэтому, наверное, орнаменты, фрески и иконы хорошо сохранились. Экскурсовод с помощью красного фонаря «высвечивает» росписи на стенах. Слева от входа сюжет — преображение Христа. Не верим своим глазам: Иисус изображен в космической ракете! Отчетливо видны сопла, из которых, кажется, вырывается дым. На противоположной стене сюжет Воскресение Христа: он будто выходит из капсулы, похожей на аппарат, в котором спускаются космонавты. Что бы это значило, ученые пока объяснить не могут И как бы в благодарность простым болгарским женщинам, приютившим когда-то искалеченных воинов, древние мастера изобразили на стенах церкви более тридцати образов женщин-святых. Кто не верит — поезжайте, проверьте.