— Сделать в нынешний полевой сезон исключительно интересные археологические находки у стен Софийского собора нам позволило то, что вокруг древнего храма полностью меняли каменное покрытие (эти работы проводились в рамках программы «Велика реставрацiя»), — говорит археолог, кандидат исторических наук Тимур Бобровский. — Строители снимали камни и бетон (то, из чего состояло отслужившее свой срок покрытие), и мы получили возможность обследовать участки, расположенные непосредственно у стен собора. Суммарно это довольно большая площадь земли — около полутора тысяч квадратных метров. Самым важным из того, что мы обнаружили в ходе этих исследований, оказались остатки неизвестной древней апсиды (полукруглого выступа) собора. Она была построена в ХI веке (возможно, вместе с храмом). Но в последующие времена по каким-то неизвестным пока причинам ее разобрали (или разрушили). Остатки апсиды столетия покоились под землей. Мы занялись их раскопками и получили без преувеличения поразительные результаты.
— Какие самые ценные вещи вы обнаружили в ходе раскопок?
— Среди найденных там вещей есть уникальный предмет — фрагмент золотой иконы ХI века, украшенный перегородчатой эмалью. Это первая такого рода находка на территории Восточной Европы. До наших дней полностью сохранилась лишь одна такая икона ХI столетия.
— Где она находится?
— Хранится в Венеции. Туда ее привезли из Константинополя венецианские купцы в ХIII веке — то ли купили, то ли получили в подарок. Она довольно крупная, высотой порядка полуметра. На ней изображен архангел Михаил. Такие иконы изготавливались при дворе византийского императора в ограниченном количестве, поскольку они стоили очень дорого.
Тут следует сказать, как их делали. На листе золота чеканили изображение. Понятно, что это мог быть Христос, Богоматерь, кто-то из ангелов или святых. Затем по контуру изображения напаивали золотые пластинки, украшенные перегородчатой разноцветной эмалью (технология ее изготовления очень сложная).
— Получается, вы нашли одну из таких накладок с эмалью?
— Да. Сопоставив этот фрагмент с золотой иконой, хранящейся в Венеции, мы можем уверенно сказать, что «наша» накладка размещалась в обрамлении нимба.
— Над чьей головой размещался этот нимб, установить по одному фрагменту невозможно?
— Конечно, нет. Разве что удастся отыскать золотую икону, на которой находился этот фрагмент.
Ввиду ее очень большой стоимости она, вероятно, была подарком византийского императора митрополиту или Великому князю киевскому. Куда она делась и почему от нее отломался фрагмент нимба? Об этом можно только догадываться. Скорее всего, во время одного из разграблений Киева захватчиками (такие потрясения город переживал неоднократно еще до монгольского нашествия) сокровищницу Софийского собора опустошили и, унося добычу, впопыхах отломали одну из накладных деталей с бесценной реликвии. Замечу, что в музеях мира есть всего лишь несколько фрагментов подобных икон. А целиком, как я уже сказал, сохранилась только одна такая икона XI века.
Читайте также: «Наша супернаходка в Киево-Печерской лавре связана с детективной историей»: археологи о своем неожиданном открытии
Среди других наших находок отмечу три свинцовые печати, которые крепились на различные документы. Они датируются
— Чем он интересен?
— Многие историки считают, что Даниил совершил паломничество в Святую Землю и благополучно вернулся в Русь. По тем временам это было многотрудное, опасное и очень далекое путешествие. Паломник описал его во всех подробностях в своей книге.
Юрьев, епископом которого он был, — это нынешний город Белая Церковь Киевской области. Основан великим князем киевским Ярославом Мудрым и назван в его честь (этот князь получил при крещении имя Георгий). Юрьев находился на границе Руси со степью. В начале ХII века там учредили епископскую кафедру. Даниил в награду за паломничество в Святую Землю мог получить эту кафедру.
Мы также нашли несколько застежек (в том числе серебряных) от массивных обложек древних книг. Легендарная библиотека Ярослава Мудрого, скорее всего, погибла (сгорела или книги попросту истлели в земле), а вот их бронзовые и серебряные застежки мы находим.
— Рядом со стеной разрушенной апсиды мы обнаружили курганное захоронение конца Х — начала ХI столетия, появившееся там еще до того, как был построен Софийский собор, — продолжает Тимур Бобровский. — Судя по костям, там погребен мужчина. Он лежал в деревянном гробу. В ушах у него были серебряные серьги в виде колечек. На руке — кольцо. Еще там находился нож — не боевой, а для хозяйственных нужд. Серьги в ушах дают основание предположить, что усопший был варягом. Впрочем, окончательные выводы о его поле и этнической принадлежности даст антропологическая экспертиза. Этот человек лежал в погребении ногами на восток, руки сложены на животе. То, что над могилой насыпали курган, — характерно для язычества. Но остальные элементы погребального обряда христианские. Получается, захоронение появилось в переходный период: Русь уже была крещена князем Владимиром, но еще сохранились в быте, обрядах черты язычества.
— Удалось выяснить, что размещалось в апсиде, остатки которой вы исследовали?
— Можно сказать, что да. Вообще-то эта апсида нас удивила и заинтриговала — ничего подобного в церковной архитектуре Византии и Руси не известно.
— В чем заключается ее загадочность?
— Чтобы понять, в чем интрига, следует сказать, что центральным местом любого христианского храма является алтарь, где проводятся богослужения. До начала нынешних раскопок мы знали, что в княжеские времена в Софийском соборе алтарей было три — один (основной) в центральной части храма, и два — в боковых апсидах. Продолжительное время ученые не могли понять, зачем три алтаря. Эта загадка разрешилась, когда докопались, что на одном из Вселенских соборов постановили: в течение одного дня дважды служить литургии на одном и том же алтаре запрещается. Поэтому нужно несколько.
Оказалось, что в апсиде, которую мы начали исследовать, тоже был алтарь, то есть уже четвертый. Причем он имел такой же важный статус (в этом и заключается его неординарность), как и центральный алтарь в центре собора.
Читайте также: Российские солдаты уничтожили старинный город в Крыму: подробности на уникальной выставке археологических находок в Киеве
— Почему вы пришли к такому выводу?
— Потому что в этой разрушенной апсиде мы нашли остатки синтрона — специальной скамьи для высших иерархов церкви (митрополита и его епископов). Такой же синтрон находится возле главного алтаря в центральной части собора. Понимаете, получается, что в княжеские времена в этом храме было два главных алтаря.
— Вы разобрались, зачем два?
— Самое простое объяснение такое: в центральной части храма проводился ремонт, поэтому понадобилось продублировать центральный алтарь, оборудовав его в одной из апсид.
Однако, вполне возможно, разгадка вовсе не в ремонте в центральной части храма, а в том, что по соседству с несуществующей ныне апсидой находился дворец митрополита Киевского. В таком случае не дошедшая до наших дней апсида использовалась им как домовая церковь и резервное место для богослужений с участием епископов.
— На чем основана эта версия?
— На том, что в 30 метрах от этой апсиды в княжеские времена находилась баня — это установленный факт. Ее остатки нашел в 1949 году археолог Михаил Каргер. Он решил, что это сооружение (оно датируется второй половиной XI века) — очень большая печь для обжига плинфы (широкого плоского кирпича). Однако в 1960-е годы ученые разобрались, что на самом деле Михаил Константинович нашел остатки старинной бани, причем византийской. Ее пол стоял на опорах из плинфы. Благодаря этому под ним было свободное пространство — своего рода каналы, в которые нагнетали горячий воздух. Его подавали и к стенам. Это широко распространенная в античные времена система обогрева, которая называется гипокауст. В Руси византийские бани распространения не получили, хотя русичи много чего позаимствовали из византийской культуры.
Читайте также: Считавшиеся утраченными сокровища из Софийского и Успенского соборов Киева нашлись в Москве (фото)
Если в ХI веке в 30 метрах от стен Софийского собора находилась византийская баня, то она входила в комплекс зданий дворца митрополита Киевского. Дело в том, что из всех митрополитов времен Руси только двое были из местных. Остальные — греки, присланные Вселенским Патриархом из Византии. На родине они привыкли пользоваться византийскими банями. Вот кто-то из них и построил такую же возле своего дворца в Киеве. Кстати, еще одна баня византийского типа была на дворе епископа в Переяславе, ведь и многие епископы были приезжими греками.
— Возле Софийского собора найдены остатки древнего митрополичьего дворца?
— Пока что нет. Территория Софийского монастыря в плане археологии почти не исследована. Так что у нас есть реальные шансы найти здесь много чего интересного. Напомню, кстати, что в 2019 году в нескольких десятках метрах от нынешнего главного входа в собор были обнаружены под землей руины ранее неизвестного древнего строения. Мы его исследовали, и оказалось, что это остатки часовни XII века. Причем совершенно оригинальной — подобные по архитектуре культовые сооружения науке неизвестны.
— Есть какие-либо предположения, почему апсида, которую вы сейчас исследуете, была разрушена?
— Следов того, что она рухнула из-за землетрясения или пожара, мы не обнаружили. Этот вопрос пока остается открытым. На зиму мы законсервировали раскоп. В следующий полевой сезон планируем возобновить раскопки.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, кто и когда возвел первый каменный храм Древней Руси — Десятинную церковь, а также о большом кладе, найденном у стен этого собора.
Фото предоставлено Тимуром БОБРОВСКИМ
Фото в заголовке с сайта ukrainaincognita.com