Происшествия

На маковея глава семьи посыпал маковыми зернышками все углы в доме, чтобы защитить его от ведьм и всякой беды

0:00 — 14 августа 2007 eye 20335

Сегодня полагается освятить в церкви букет из трав, цветов и мака и искупаться в реке, а на яблочный Спас — принести из храма горящую тройную свечу

«Спасiвка»  — так в народе называют Успенский пост, который начался сегодня и закончится 28 августа — на Успение Пресвятой Богородицы. Так пост именуют потому, что на эти две недели приходятся сразу три праздника Спаса: медовый, яблочный и ореховый. С давних времен у верующих заведено в Успенский пост говеть столь же строго, как и в Великий перед Пасхой. В среду и пятницу, по уставу, разрешается только невареная пища без постного масла, во вторник и четверг — горячие блюда, но опять же без масла, и лишь в субботу и воскресенье позволяется добавлять постное масло в овощные блюда, каши и супы. Рыбу можно есть только на Преображение Господне, 19 августа. О мясе, яйцах и молочных продуктах придется на две недели забыть. Впрочем, несмотря на строгость Успенского поста, соблюдать его всегда было легче, чем не такой суровый Петровский, который приходится на начало лета, когда прошлогодние запасы у селян уже закончились, а до нового урожая еще далеко. Зато в августе хозяйки могли побаловать семью овощами и фруктами, ведь к этому времени созревали фасоль, горох, дыни, арбузы, тыквы, огурцы, яблоки и груши. За богатый стол называли это время в народе «Спасiвка-ласiвка».

По старинным поверьям, если не освятить на Маковея цветы, «не буде квiтнути господарство»

В первый день поста, 14 августа, — медовый Спас. По церковному календарю отмечается Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также день семи мучеников Маккавеев. Поэтому люди придумали еще одно название — Маковея.

На первый Спас в церквах выносят для поклонения верующих Крест. Обычай этот был установлен в Константинополе еще в IX веке. Поскольку в августе горожане болели больше, чем обычно, решено было ежегодно приносить в храм Святой Софии Крест, на котором был распят Спаситель. Крест хранился в домовой церкви византийских императоров. Затем эту святыню две недели носили по городу, чтобы люди могли к ней прикоснуться и получить исцеление. А 14 августа Животворящее Древо Креста возвращали в царские палаты.

В Украине издревле сложились свои особые традиции празднования первого Спаса. Так, утром в этот день девчата, готовясь к торжественной службе, делали «маковiйчики» — пышные букеты из «чорнобривцiв», георгин, астр, барвинка, мяты, чабреца, полыни и обязательно головок мака. В серединку ставили восковую свечу, оплетенную веночком из пшеничных колосьев.

На Полесье к букету из трав и цветов привязывали еще и морковку, початки кукурузы, горох, фасоль и укроп. В центральной части Украины считали, что, если не освятить на Маковея цветы, «не буде квiтнути господарство». На Подолье букет был больше похож на сноп из колосьев, трав и овощей.

Перед выходом в церковь хозяева, занимавшиеся пчеловодством, готовили для освящения мед. Соты нарезали большими кусками, складывали в новые глиняные миски и накрывали рушничком.

Затем, облачившись в праздничные вышиванки и взяв букеты и мед, семья чинно шла в храм. После службы освященный «маковiйчик» несли домой, и глава семьи клал его под образами. Там букет должен был пролежать всю зиму. Весной мак сеяли на огороде, а сухие цветы девушки на Благовещение вплетали в косы: «щоб не випадало волосся». В некоторых регионах Украины был обычай на Маковея обсыпать маком дом и двор. Люди верили, что таким образом они защитят семью от ведьм и всякого лиха. Если в этот день в хозяйстве появлялся теленок, жеребенок или поросята, их тоже обильно посыпали маковыми зернышками, приговаривая: «Щоб було в господарствi стiльки тварин, як у макiвцi зернин».

Часть принесенного из храма меда припрятывали для лечебных целей. Освященный мед, разведенный с водой, считался прекрасным лекарством от глазных болезней.

На первый Спас освящали и воду в колодцах, озерах, реках. Она считалась такой же целебной, как и сретенская. По народным поверьям, тот, кто искупается или умоется маковейской водой, быстро вылечится от лихорадки и других тяжелых недугов. Окунаясь в воду, положено было приговаривать: «Водице-студенице, очищала ти корiння i кремiння, очисти i мене, хрещеного». Купали в реках и домашний скот (последний раз в этом году), окропляли копны сена, чтобы уберечь от мышей, а также пчелиные ульи.

Возвратившись домой после водосвятия, семья садилась обедать. Поскольку на Маковея начинался пост, праздничный стол не ломился от яств, но на нем обязательно были вареники и пироги с маком, а также ритуальное блюдо «шулики» — коржи, которые ломали на небольшие кусочки, клали в горшочек и заливали водой с освященным медом и растертым маком.

Калачики с маком и кутью, сваренную из пшеницы нового урожая, раздавали деткам-сиротам

Всего через четыре дня после первого Спаса наступает второй — яблочный. По церковному календарю 19 августа — один из двенадцати самых больших праздников в году — Преображение Господа нашего Иисуса Христа. В этот день вспоминается описанное в Евангелие событие на горе Фавор. Христос, взяв своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору и преобразился перед ними: лицо Христа просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег. В этот момент ученики услышали голос свыше: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

К Преображению православный люд готовился заранее. Хозяйки хлопотали над традиционными блюдами, которых должно было хватить не только на семейный обед, но и на угощение для бедных. Так, из пшеницы нового урожая варили кутью, пекли хлеб, коржики и небольшие калачики с маком. Эти калачики и кутью полагалось раздавать деткам-сиротам, собиравшимся в праздник возле церкви. Правда, сладости любят все малыши, поэтому на Спаса ребятишки из вполне обеспеченных семей тоже обступали женщин, раздающих медовую кашу, протягивая ручки за лакомством.

Поскольку праздник выпадал на пост, то, конечно, скоромных блюд на столе не было. Зато позволялась рыба. К обеду варили борщ с карасями или суп с белыми грибами, лепили вареники с овощными начинками: картошкой, капустой, фасолью. Еще делали яблочные галушки и «соложеники», пекли яблоки, которые перед подачей на стол поливали медом. Хозяева доставали из кладовок бутыли с медовухой, вишневым, сливовым и яблочным вином.

Девчата накануне Спаса брали корзину, в которой на Пасху освящали куличи, украшали ее цветами и шли в сад за фруктами. Выбирали самые красивые плоды: яблоки, груши и сливы. В некоторых регионах Украины в корзину для освящения клали виноград, картошку, огурцы, горох — одним словом, все, что дала земля.

Хлопотали перед Великим Спасом не только женщины. На главу семьи и старших сыновей возлагалась очень важная «миссия». Они должны были вылить из воска особые праздничные свечи, длина которых порой достигала метра. Из этих свечек делали «трiйцю»: скрепляли по три штуки и украшали цветами и лентами.

В праздничный день вся семья, облачившись в лучшие наряды, с корзинами и свечами шла в храм. После литургии священник окроплял святой водой фрукты и овощи, а благодарные прихожане выкладывали по нескольку плодов в общую корзину для нужд церкви. Тройную свечу, которая горела в течение всей обедни, старались донести домой, не погасив. Если это удавалось, значит, год будет для семьи благополучным. Также люди приписывали «трiйцi» чудодейственные свойства: она могла защитить от всякой нечисти и зла. Ее зажигали во время сильной грозы, чтобы молния не ударила в дом, давали в руки умирающему человеку для облегчения страданий.

Возвратившись из церкви, семья садилась обедать. Стол, если позволяла погода, накрывали в саду под яблоней. Отец выкладывал освященные фрукты в расписную глиняную миску и торжественно раздавал всем членам семьи. Ведь именно с этих плодов полагалось начать трапезу. Дело в том, что многие верующие придерживались традиции не есть фруктов, а особенно яблок, до освящения, считая это большим грехом. Наиболее строго этому правилу следовали матери, похоронившие маленьких детей. Они верили, что, нарушив «яблочный пост», могут лишить своих малышей золотых яблок в Райском саду.

За столом царило веселое настроение, приглашенные на обед кумовья и соседи поднимали чарки, поздравляя друг друга с великим праздником Преображения и богатым урожаем. Ведь жатву заботливые хозяева всегда старались завершить до Спаса.

С окончанием сбора урожая было связано множество интересных традиций. К примеру, оставленные с начала жатвы первые колосья глава семьи заносил в дом и клал на стол: «щоб на столi завжди був хлiб». А в западной части Украины существовал такой забавный обычай: отец усаживался на первый сноп, который откладывали для использования в качестве «дiдуха» на рождественские праздники, и запевал… колядку «Бог предвiчний». Удивленным детям он объяснял, что теперь дело идет к зиме, к Рождеству.

Традиционно большое значение имели не только первые сорванные колосья, но и последние. Заканчивая собирать хлеб, жнецы оставляли на поле несколько колосков «Спасовi на бороду». Их связывали в пучок красной ниткой или заплетали в кисть, чтобы было похоже на бороду, и пригибали к земле. Согласно старославянской мифологии, «борода» — это последнее пристанище полевого духа, который, по народным поверьям, похож на козу. На Волыни «борода» так и называлась «козой». В этом регионе ее принято было украшать лентами и цветами. Затем из нее брали несколько зернышек и закапывали в землю. Жители Черниговщины оставляли возле «бороды» краюшку хлеба, щепотку соли, чашку с водой и пели: «Оце тобi, «борода», хлiб, сiль i вода!» Парубкам советовали пролазить через сплетенные колосья, чтобы были богатыми. А женщины использовали «бороду» для гаданий. Стоя возле нее, бросали за спину серп, если он падал острым концом в землю, это сулило хороший урожай в следующем году, а если ударялся ручкой или тупой стороной — жди засухи.

Венок из калины вешали под крышей хаты, чтобы парубки видели: здесь живет девушка на выданье

Строгий двухнедельный пост заканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), который народ окрестил «Першою Пречистою». С началом долгого мясоеда (аж до 28 ноября) можно было засылать сватов и играть свадьбы. Не зря ведь люди в шутку говорили: «Як прийде Перша Пречиста, принесе сватiв нечиста».

После праздничной литургии девчата с песнями и шутками шли в лес за калиной. Ее связывали в пучки и плели веночки. Венок из красных ягод, подвешенный под крышей хаты, свидетельствовал о том, что в этой семье есть девушка на выданье. В сборе калины иногда принимали участие и парубки, не упускавшие случая обрызгать или размалевать девчат ягодным соком.

А на следующий день, 29 августа, отмечается наконец третий Спас — ореховый, или на полотне. В этот праздник обычно освящают в храмах орехи. По православному календарю, 29 августа — Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, лик Иисуса Христа чудесным образом появился на полотне, когда Господь вытер им лицо. Благодаря этому нерукотворному изображению исцелился от проказы князь Авгарь из сирийского города Эдесса.

На ореховый Спас по некоторым приметам судили о том, какой будет зима. Если журавли потянулись на юг, значит, зима будет ранняя. А жара, начавшаяся в этот день, свидетельствует о том, что во второй половине сентября будет холодно и дождливо.

ЯБЛОЧНО-МЕДОВЫЙ НАПИТОК

Для приготовления понадобится: яблоки — 1 килограмм, мед — 400 граммов, вода — 1,5 литра.

Яблоки помыть, почистить, удалить сердцевину и нарезать на кусочки. Залить водой и проварить. Затем массу протереть через сито, добавить растопленный мед, хорошо перемешать и охладить.

МЕДОВИЧКИ

Для приготовления понадобится: мука — 2 столовые ложки, мед — 300 граммов, растительное масло — 2-3 столовые ложки, измельченные грецкие орехи — 100 граммов, пряности — 1 чайная ложка, лимон -1 штука, сода — 1/2 чайной ложки.

Ядра орехов хорошо истолочь или пропустить через мясорубку. Соединить с медом, маслом, пряностями, натертой на терке цедрой лимона вместе с мякотью. Затем массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто. Раскатать и вырезать формочкой прянички. Испечь в духовке.