ВТОРОЙ АКТ
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1979
Скульптор: Salvador Debón
Размер: 55×32 cm
Героиня сегодняшнего нашего рассказа Ольга Лепешинская родилась в Киеве в 1916 году. Семья у неё была знатная, дворянская, с польскими корнями. Мама, Мария Сергеевна, заметив у девочки тягу к бальным танцам, тайком от мужа отвела её в балетную школу. Приёмная комиссия, долго изучая способности 9-летней претендентки, отметила и ритмичность, и музыкальность девочки. Но в школу её так и не приняли, записав «в очередь».
Очередь подошла довольно скоро — и Ольга с головой окунулась в любимое занятие, ставшее со временем делом всей её жизни. Она так была увлечена балетом, что каждый свободный час старалась проводить у балетного станка в репетиционном зале, куда добрый охранник Кузьмич за пачку папирос «Казбек» пропускал настойчивую танцовщицу. Вскоре Лепешинская, начавшая занятия с шести фуэте, на спор могла без остановки сделать 64 сложнейших движения!
Правда, отец, Василий Васильевич, по-прежнему не одобряя Олиного выбора, любил приговаривать: «У меня две дочери: одна — умная, а другая — балерина». Да ещё и жаловался на неё знакомому академику Образцову, который, в свою очередь, с грустью делился сожалением по поводу увлечения своего сына Сергея «какими-то куклами». Недовольным отцам было невдомёк, что пройдёт совсем немного времени и их «незадачливые» дети станут всемирно известными артистами.
С Ольгой так вообще начало происходить что-то невероятное. Закончив в 1933 году Московское хореографическое училище, она, минуя кордебалет (случай уникальный!), сразу же стала солисткой Большого театра. И это в 17 лет! А в 25 лет Лепешинская получила Сталинскую премию первой степени «за выдающиеся успехи в области балетного искусства». Говорят, что сам Сталин безумно любил выступления юной примы, стараясь не пропускать ни одного спектакля с её участием. А орденов, медалей и почётных званий у неё было столько, что их с лихвой хватило бы на десяток признанных артистов. Но это не мешало ей с первых же дней войны отправиться на фронт, где с гастрольными выступлениями она побывала в сотнях госпиталей. Да и на передовой выступала не раз. Причём, порой в самых не подходящих для этого условиях, когда под ногами у знаменитой балерины была земля или даже песок, что не раз приводило к серьёзным травмам.
В личной жизни у Лепешинской, увы, всё складывалось не так гладко, как в жизни творческой. С первым мужем, известным кинорежиссёром Ильёй Траубергом, она развелась ещё до войны. Второй муж, генерал-лейтенант КГБ Леонид Райхман, после освобождения из сталинских лагерей, куда был отправлен как «враг народа», к жене не вернулся, дабы не навлекать на неё ненужные проблемы. Третий муж Лепешинской, генерал армии Алексей Антонов, одно время даже возглавлявший Генеральный штаб Советской Армии, довольно рано ушёл из жизни.
Детей у балерины не было. И после смерти супруга Лепешинская, от горя едва не потерявшая зрение, в 1962 году отправляется на лечение в Италию. Именно там у неё рождается идея преподавать. Сначала в Риме, затем в Берлине, затем в Дрездене, Стокгольме, Лондоне, Осло, Нью-Йорке… На мастер-классы Лепешинской известным уже мастерам балета приходилось записываться за месяцы вперёд.
Однажды, уступив настойчивым просьбам Улановой, Лепешинская чуть было не вернулась на сцену. Она попробовала станцевать в одной из самых любимых своих партий в «Вальпургиевой ночи». Но не смогла. Всё изменилось. Ушло. Безвозвратно. «Ушла радость…» — сказала печально она. А в декабре 2008 года, закрыв глаза и заснув, великая балерина тихонько отошла в мир иной. Ей было 92 года.
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.