Перед завершением финансового года Министерство финансов решило официально нарушить меморандум с Международным валютным фондом. Ведомство Сергея Марченко намерено потратить до конца года весь остаток средств, полученных от МВФ по «ковидной» программе, хотя в меморандуме идет речь о том, что они должны остаться на счетах правительства, пишет издание «Дело». Такие действия Минфина могут поставить под угрозу продолжение программы в 2022 году.
Напомним, в августе 2021 года, Украина в рамках распределения специальных прав заимствований (SDR) получила от МВФ в эквиваленте $ 2,7 млрд. Фактически это была безвозмездная «помощь» от фонда странам-участникам для поддержки экономики в сложных постпандемических условиях. В сентябре 2021-го Минфин уже использовал $ 1,3 млрд из этих средств на финансирование дефицита бюджета — на погашение и обслуживание внешнего долга.
В меморандуме, который был подписан в ноябре, было сказано, что Украина намерена сохранить остаток специальных прав заимствований как буфер против будущих рисков.
«Однако министерство Марченко практически сразу же нарушило данное обязательство перед МВФ, подставив и президента, и правительство, и Нацбанк, считают авторы материала», — пишет «Дело».
Как сообщили в пресс-службе Минфина информагентству «Интерфакс-Украина», по состоянию на середину декабря 2021 года ведомство Марченко уже использовало практически весь остаток средств, полученных от МВФ, — $ 2,45 млрд из полученных $ 2,7 млрд. Более того, до конца 2021 года Минфин планирует использовать оставшиеся $ 250 млн.
«Перефразируя текст из меморандума, использовав остаток средств от МВФ, министр Марченко фактически «обнулил» «буфер против будущих рисков, который должен был помочь поддерживать цели по внешней стабильности», — отмечается в публикации.
Среди причин такого положения дел издание называет неэффективное планирование Минфином программы заимствований и, как результат, — недостаток средств на покрытие даже обязательных, защищенных расходов в декабре, о чем неоднократно предупреждали эксперты.
«Согласно официальным данным Госказначейства сумма недофинансированных расходов до конца года от плана составляла 135 млрд грн (при общих расходах, запланированных на месяц, — около 190 млрд грн с учетом традиционной декабрьской „паники“ среди распорядителей). При этом 12 млрд грн — это расходы, по которым платежки уже поданы, но деньги вообще не проведены, то есть их нужно добавить к сумме общего недофинансирования», — сказано в статье.
По мнению автора, альтернативные источники наполнения бюджета не работают: план приватизации провален, «борьба с контрабандой», несмотря на санкции СНБО, не привела вообще ни к каким результатам. По оценкам главы налогового комитета Рады, «просадка» по таможенным поступлениям из-за этого составляет минимум 50 млрд грн. Еще порядка 40−50 млрд — это оценочные объемы потерь бюджета от «скруток» НДС.
«Именно поэтому остатки на счетах от средств МВФ, несмотря на обещания сохранить их в качестве „буфера“ против будущих потрясений, оказались Минфину Сергея Марченко очень нелишними. Другое дело, что такое „фривольное“ отношение к бумагам, подписанным с ключевым кредиторам страны, может привести к ужесточению дальнейших условий сотрудничества», — прогнозирует издание.
По словам самого министра, в 2022 году за счет МВФ планировалось закрыть почти половину потребности во внешнем финансировании по существенно более низкой цене, чем операции на рынке. Сумма, на которую рассчитывает Минфин, составляет $ 2,2 млрд в рамках действующей кредитной программы stand-by, пересмотры программы пройдут в марте и июне. Теперь эта программа оказалась под угрозой.