Украинцы могут «выдохнуть»: министр финансов Сергей Марченко, скорее всего, не сможет пока провести через парламент свою инициативу проверять доходы граждан косвенными методами до 1995 года. По крайней мере, по словам главы фракции «Слуга народа» Давида Арахамии, внутри фракции поддержки это намерение министра не найдет. Такое положение дел уже вызывает вопросы о командных качествах Марченко у членов правительства и «монобольшинства».
Министр финансов Сергей Марченко постепенно превращается в изгоя в правительстве и среди народных депутатов, которые за это правительство проголосовали.
Как писало «РБК-Украина», неспособность побороть контрабанду на границе, даже несмотря на целый ряд санкций против контрабандистов со стороны СНБО, активно функционирующие (и, возможно, не без его участия) «скрутки» налога на добавленную стоимость, а также неэффективное планирование бюджетных доходов и расходов настроили против него половину Кабмина. А история с нарушением меморандума с МВФ и вовсе поставила вопрос о том, планирует ли Марченко в ближайшее время в принципе работать как командный игрок вместе с президентом, премьером и руководителем Нацбанка.
Недавнее заявление министра о способах проверки доходов граждан после завершения налоговой амнистии, которое, по всей видимости, не было согласовано ни с профильным комитетом, ни с Кабмином — и вовсе создало впечатление информационной оторванности Марченко от происходящего в стране.
В интервью изданию «НВ» Марченко заявил, что после завершения амнистии, то есть процесса добровольного декларирования активов, из которых не уплачены налоги, после 1 сентября 2022 года, «должны сразу идти косвенные методы налогообложения».
«Мы сейчас разрабатываем соответствующий законопроект, у нас уже фактически есть готовый концепт. Я думаю, что в ближайшее время мы будем готовы его обсуждать», — сказал министр.
По его словам, налоговая автоматически проверяет наличие доходов, уплаченных с 1995 года, суммирует их, все доходы, уплаченные налоги; затем сопоставляет сумму этих доходов с информацией о покупке объекта недвижимости и его стоимостью.
«Если этот человек амнистировал и задекларировал еще доходы, это суммируется также и потом к такому человеку либо есть вопросы, либо их нет. Я думаю, в большинстве случаев вопросов не будет», — оптимистично сказал журналистам министр.
Интересно, что о разработке законопроекта о косвенных методах оценки доходов в Минфине говорят как минимум с августа, но даже проекта текста никто не видел. Тогда Марченко говорил, что внедрение непрямых методов — одно из ключевых требований МВФ для выдачи Украине очередного транша.
Очевидно, речь идет о документе под названием «Украина: Отчет о технической помощи — Последующие меры в отношении налога на выведенный капитал, внедрения BEPS, программы добровольного раскрытия информации и косвенных методов определения налогооблагаемого дохода», который фонд публиковал осенью 2020 года. Однако, в отличие от Меморандума о предоставлении транша, который носит обязательный характер, отчет является рекомендательным документом. При этом, по мнению экспертов, рекомендации, основанные на опыте других стран, не всегда учитывают местную специфику. Другими словами, подойдут ли Украине косвенные методы, которые предложил МВФ, непонятно, поскольку Минфин все еще не вскрывает карты.
Одно ясно: налоговики захотят получить право переносить бремя доказывания законности происхождения средств на налогоплательщика.
«Фактически рекомендуется ввести презумпцию виновности налогоплательщика, — комментирует документ старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский. — Причем в украинских реалиях такие инструменты ГНС будет использовать в том числе для политического давления».
Декабрьское заявление Марченко вызвало панику среди налоговых консультантов и потенциальных «клиентов» налоговой. Во-первых, срок давности в 10 лет для уголовных преступлений никто не отменял. Во-вторых, доначисление налогов возможно только за последние 3 года. В-третьих, закон не может иметь обратной силы и может применяться только для будущих периодов.
Даже на официальном сайте «Вестника налоговой службы» (официального органа ГНС) редакторы разместили комментарий юристов с однозначной оценкой: косвенные методы должны применяться только в отношении доходов, полученных после вступления закона в силу.
«Впрочем, самая большая проблема заключается даже не в самом тексте соответствующих законов (хотя и к ним немало претензий), а в том, что эти законы будут применяться в неизменных украинских реалиях — с нереформированными правоохранителями, налоговиками и должностными лицами, которые только и стремятся выжать из украинцев как можно больше», — честно написали на сайте «Вестника».
Информация, которую озвучил Марченко, больше была похожа на провокацию, «вброшенную» с целью запугать потенциальных декларантов, которые не спешат участвовать в налоговой амнистии. Мол, если не подадите «нулевую» декларацию добровольно, потом сильно пожалеете.
Причин, почему Минфину приходится «раскачивать» ситуацию с косвенными методами и проверкой доходов до 1995 года, может быть несколько.
Первая и самая очевидная — это низкая активность декларантов. По данным главы налогового комитета Даниила Гетманцева, по состоянию на вторую декаду декабря украинцы амнистировали всего порядка 1 млрд грн (меньше $ 40 млн). Из них в бюджет уплачено около 50 млн грн. По сравнению с десятками миллиардов, которые Марченко и Гетманцев обещали, раскручивая законопроект об амнистии, игра не стоила свеч.
Некоторые Telegram-каналы опубликовали персональные данные лиц, которые якобы стали первыми участниками «амнистии». Среди них оказались помощники и бизнес-партнеры самого Гетманцева. Это дало злопыхателям повод предположить, что глава комитета чуть ли не собственными силами двигает счетчик амнистированных капиталов вверх.
Правда, здесь стоит напомнить, что «запугивание» налоговой, которая начала арестовывать активы тех, кто не может объяснить происхождение средств, не сработало и не придало должного «ускорения» процессам. Поэтому о том, что и 1995 год вряд ли сработает, Марченко можно было догадаться сразу.
Вторая причина — это желание протестировать степень «прочности» населения и его готовности к внедрению косвенных методов в будущем. Ведь внедрить тотальный контроль за доходами и расходами граждан, например, повсеместно требовать от них, даже при малейших покупках, вводить свой идентификационный код, — гораздо «проще», чем побороть схемы контрабанды и уклонения от уплаты налогов крупных компаний. А тот факт, что в тени находится порядка 140 млрд грн зарплат и граждане, которые их получают, в большинстве случаев не имеют другого выбора (а значит, не могут нести ответственность за неуплату налогов из этих денег), министра Марченко, похоже, особо не волнует.
Но все сомнения и страхи украинцев перед желанием министра финансов вывернуть их карманы наизнанку развеял глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.
«Это невозможно. Мне понятно, почему министр финансов так говорит: он отвечает за сборы. Но, во-первых, это практически невозможно. А во-вторых, у нас категорический протест против этого внутри фракции. Скажу так: этого не будет», — прокомментировал Арахамия инициативу Марченко о косвенных методах и проверках доходов на 25 лет назад.
Фактически это ставит под вопрос не только авторитет министра во фракции и в правительстве, но и состоятельность других его инициатив, которые будут рассматриваться парламентом. Например, Арахамия уже анонсировал большую налоговую реформу с возможностью получить «индульгенцию» от проверок и делением на «зоны» по благоприятности инвестиционного климата. Изменения, связанные со снижением налогов для юридических и физических лиц и введением налога на выведенный капитал, несмотря на сопротивление МВФ, пообещал также и глава налогового комитета Даниил Гетманцев. Но, судя по тому, что министр финансов Сергей Марченко пока не знает о таких реформах, его в обсуждение законодательных инициатив власти уже просто не включают. А это говорит лишь о том, что скоро министра, скорее всего, ожидает вопрос об отставке.