Культура и искусство

Кто на самом деле взорвал Успенский собор: раскрыты тайные манускрипты

13:41 — 24 декабря 2021 eye 2292

Закончилась работа над четвертой частью документального цикла «Україна. Повернення своєї історії»,"Таємничі манускрипти" («1+1»). Команда известного журналиста и продюсера Акима Галимова работала над фильмом 12 месяцев, исследуя события тысячелетней давности. Премьера документального фильма состоится на канале в канун католического Рождества.

В четвертом фильме Аким Галимов вместе с учеными продолжит развенчивать мифы и раскрывать малоизвестные факты украинской истории, которые долгие века пытались стереть из памяти украинцев.

В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Аким Галимов рассказал, где его команде пришлось искать «тайные» документы, что долгие годы пытались скрыть и кто на самом деле взорвал Успенский собор.

— Аким, вас уже называют «историческим сыщиком».

— Мне больше нравится слово «исследователь». Мы с командой всегда работаем с информацией, которую, как правило, уже знают историки. Анализируем ее и популяризируем. И в отличии от сыщиков, которые в конце всегда что-то находят, с нашей историей это практически невозможно. Часть ее или уничтожена, или вывезена в Россию.

— Вы сняли уже четвертый фильм.

— Да, «Тайные манускрипты». Фильм посвящен огромному, стертому пласту нашей истории, который называется «темные века». Это времена Великого княжества Литовского — около 400 лет. Многие считают, что в это время была разруха после Золотой Орды, дикое поле, выжженные города. Но это не так и мы, проводя расследования, убедились в этом. Наше расследование проходило через призму истории церкви — она неразрывна с историей нашего государства. Мы подходили к моменту, когда пересекались истории украинской и тогда еще московской церкви. Это были времена, когда давняя Киевская митрополия стала частью Московского патриархата.

— Знаю, что вы изучали историю, связанную с Успенским собором.

— Весь двадцатый век в нем висели памятные таблички разным российским историческим персонажам. При этом утаивалась информация, что именно там находилось захоронение князя Константина Острожского. Интересно, что, если изучать взрыв, разрушивший собор, то становится понятно, что заряд был заложен именно под местом, где находился надгробие Острожского.

— Почему именно там?

— Скорее всего, задача стояла взорвать собор, чтобы уничтожить историю, которая связывала Украину с литовским периодом. Я не верю в конспирологические истории, но факты часто говорят обратное. Мы, например, исследовали историю взрыва Михайловского собора, на месте которого в 30-годах прошлого века хотели построить большой правительственный квартал. Мы нашли документы, подтверждающие, что за несколько месяцев до взрыва в собор приезжала комиссия из Москвы, работала там два месяца и снимала давние мозаики со стен. Они сняли главную мозаику с изображением Дмитрия Солунского XII века и сегодня она висит в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи.

Удивительная история произошла и с церковью святого Георгия, в которой был похоронен Иван Мазепа. Она находится в городе Галац (Румыния). Могила существовала 250 лет и мало кто знал, где она находится. В начале шестидесятых годов минувшего века в Галац приехал московский патриарх Алексий I. А после его отъезда церковь святого Георгия была разрушена, есть сведения, что ее обтянули тросами и стянули в Дунай, на берегу которого она стояла.

— Вы исследовали историю взрыва Успенского собора?

— Историки показывали нам фотографии, которые были сделаны немецким фотографом, якобы доказывающие причастность нацистов к взрыву. На серии снимков зафиксировано время до, во время и после взрыва. Когда начинаешь их детально рассматривать, понимаешь, что для самих немцев на этом фото происходящее было неожиданностью. Да и найдены они были в семейном архиве 25 лет назад. Поэтому версия взрыва собора нацистами достаточно слаба. У них для этого не было никаких мотивов. Мы докопались до того, как это произошло. Зрители фильма увидят уникальную фотографию советских диверсантов, которые за пару минут до взрыва выбежали из церковного подземелья и были расстреляны. Очевидно, заряд, заложенный под Успенским собором, был с радиоуправлением, которое не сработало и им пришлось отправиться, чтобы лично поджечь фитиль.

— Где проходили съемки вашей картины?

— Мы работали в Греции, Литве, Польше, Турции, Канаде, Италии и Румынии. Сами съемки длились четыре месяца — это самые длительные съемки в рамках нашего проекта. До этого пять месяцев писался сценарий.

На самом деле церковь — малоизученная страница нашей истории. А ведь наша идентичность благодаря ей и сформировалась. Позже, захватив Киевскую митрополию, Московский патриархат превратил церковь в ретранслятор российских нарративов. В Греции мы нашли уникальный документ — про передачу Киевской митрополии Московскому патриархату. Нам его зачитывал один из самых известных ученых в мире по изучению древнегреческих текстов. Этот таинственный манускрипт объяснит многие моменты нашей истории, в том числе и проблемы, которые существует у нашей страны до сих пор.

Читайте также: «Наша супернаходка в Киево-Печерской лавре связана с детективной историей»: археологи о своем неожиданном открытии