Зеленский начал крестовый поход против олигархов, в то время как они недооценивают его волевые качества. Об этом заявил в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Михаил Подоляк, советник главы Офиса президента.
— В чем ценность инициативы Владимира Александровича? В том, что он начал крестовый поход против олигархов, — заявил Михаил Подоляк, отвечая на вопрос о последствиях для Украины «закона об олигархах». — Подчеркну, что не против олигархов как субъектов экономической или предпринимательской деятельности, а против субъектов, которые ведут теневую политическую деятельность, скупают частями государство и определяют неконкурентные правила поведения.
— Крупные бизнесмены успешно наращивали капиталы при всех президентах. Что им Зеленский? Временное явление. Пересидят и его.
— Исходя из этой логики трансформация государства в принципе невозможна. В любом случае кто-то же должен инициировать изменения правил, которые укоренились здесь за тридцать лет? Понятно, что по своему ресурсному потенциалу и готовности вкладывать львиную часть своих заработков в консервацию нынешнего типа государства эти люди очень мощны, и государству будет непросто сломать их традиции оперировать теневыми политическими потоками. Но в этом и есть, еще раз подчеркиваю, фантастическая своевременность появления такого президента, как Зеленский. Ни один из представителей нашей старой элиты никогда не пошел бы на это. Гораздо проще было войти в сговор с олигархами, что и делали предыдущие президенты. То есть сказать: «Мы определили такие-то правила, такую-то часть вашей неформальной мзды надо вкладывать в такой-то фонд развития, за счет этого фонда президент будет набирать баллы. А взамен вы получаете неконтролируемые долевые участия в прибыли государства».
Читайте также: У Зеленского и Ахметова нет никакого личного конфликта, — Корниенко
— Так такое же и было. Ахметов в июле 2019 года «купил 200 скорых для Украины», Пинчук в октябре того же года — 24 квартиры узникам Кремля.
— Вы сами начали разговор с того, что первые полтора года новая команда (которая тем более пришла не из политики и не знала всех внутриполитических раскладов) проводит аудит отношений между теми или иными политическими, экономическими и социальными группами и государством. Когда были проведены аудиты, президент Зеленский предложил иную модель отношений — государство над всем, то есть оно задает правила, все остальные, в том числе крупные бизнесмены, конкурируют в рамках прозрачных отношений.
Впрочем, есть куда более серьезные вещи, о которых мы должны говорить. За время существования теневого государства многие финансово-промышленные группы получили более тридцати процентов контроля над теми или иными критически важными отраслями, в том числе над энергетикой. Так что у них в руках реальные инструменты влияния, например, на тарифообразование. Да на все по сути.
Но при этом для чего им нужны медиа? Чтобы это маскировать и говорить: «Это государство не может отрегулировать тарифы и обеспечить вам тепло в домах». При этом на самом деле именно они формируют запасы угля на складах, обеспечивают нас электроэнергией и рассчитывают тарифы. Если бы олигархи доверительно разговаривали с обществом и существенно бы сократили маржу, которую они получают, их будущее (как крупных бизнесменов) было бы гораздо более стабильным. Не может человек зарабатывать на монополии, но при этом обвинять государство в том, что оно пытается регуляторными актами вернуть его в конкурентную среду.
— Насколько глубоко зашло противостояние Ахметова и Зеленского?
— А на самом деле нет противостояния Ахметова и Зеленского. Владимир Александрович ведет себя максимально корректно, хочу это подчеркнуть. Есть ключевое мировоззренческое противостояние. Президент предложил другие правила. Да, они могут быть экономически болезненными и требуют каких-то консультаций. Но Владимир Александрович никогда не переходил в медийную войну, не позволял себе оскорблять Рината Леонидовича или другого крупного бизнесмена и не переносил это все в личную плоскость. А что делают олигархи? Они не ведут конструктивный диалог, не обсуждают правила (устраивает — не устраивает). Они даже не в состоянии аргументировать, почему должны иметь доминантные неконкурентные позиции в тех или иных отраслях. Потому что аргументов нет. Вот и решили перейти к прямым оскорблениям.
Что они делают? Набирают группу «бывших товарищей», дают им микрофоны и говорят: «Вперед, ребята». А те готовы бесфактово компроматить и придумывать фейки.
— Страсти накаляются. Чем это противостояние завершится?
— Несомненно, выиграет государство. Да, интенсивность «боевых действий» будет увеличиваться. Но за счет чего? У олигархов не появится никакой интересной креативной идеи. Они ведь не смогут сказать публично: «Мы хотим оставаться монополистами и иметь право распоряжаться частными судами». Значит, они будут привлекать дополнительных субъектов легкого информационного поведения, скажем так, которые станут нападать на государство или на конкретных его представителей. Тут вопрос в том, хватит ли воли у президента выдержать этот прямой личный удар? Мой ответ очень простой: олигархи сильно недооценивают волевые качества Владимира Александровича Зеленского.
Ранее в СМИ появилась версия, что Ахметов ведет переговоры с потенциальными соперниками Владимира Зеленского на грядущих выборах президента.
Фото с сайта president.gov.ua