В первой части интервью с министром социальной политики (2016−2019 гг.) Андреем Ревой «ФАКТЫ» выяснили, сколько раз и на какую сумму украинским пенсионерам увеличат выплаты в 2022 году и кому в государственном бюджете предусмотрели существенное увеличение расходов.
В продлении интервью мы поговорим о введении общеобязательного пенсионного накопления в Украине. Ведь недавно правительство приняло программу дополнительной социальной защиты работников предприятий, находящихся в государственной собственности и внесенных в список объектов крупной приватизации.
Суть ее состоит во внедрении накопительной пенсионной системы для работников предприятий крупной приватизации. Инвестор, который будет покупать этот гособъект, в течение двух лет после приватизации будет платить взносы в негосударственные пенсионные фонды. Эти взносы будут уплачиваться не менее 50% работников предприятий.
Что даст этот проект работникам, за которых будут платиться такие взносы, в чем опасность внедрения общеобязательной накопительной пенсионной системы в Украине — все это в продолжении эксклюзивного интервью «ФАКТАМ» рассказывает министр социальной политики (в 2016 — 2019 годах) Андрей Рева.
— Андрей Алексеевич, депутаты убеждают, что уже в ближайшее время могут принять законопроект 2683, которым предлагается ввести с 1 января 2023 второй уровень пенсионного обеспечения.
— Да, могут. Глупое дело не хитрое.
Речь идет о законопроекте 2683 авторства Галины Третьяковой. Суть его состоит в том, что часть вашей заработной платы в принудительном порядке станут изымать и, на первом этапе, будут направлять в Государственный пенсионный фонд, но не на выплату текущих пенсий, как это происходит сейчас, а для накопления на специальных счетах.
Через три года после введения обязательной накопительной системы застрахованное лицо получит право переводить свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды по своему выбору.
Дальше все пенсионные фонды — как государственные, так и негосударственные — будут выходить на фондовый рынок и покупать акции котируемых там предприятий.
Предприятия, получая эти деньги, смогут расширять производство, увеличивать количество рабочих мест и выпуск продукции, их реализацию, получать дополнительные доходы, а затем часть полученной ими инвестиционной прибыли будет зачисляться на личные накопительные счета будущих пенсионеров. В дальнейшем, через несколько десятилетий, накопленные средства должны вернуться застрахованным лицам в виде дополнительной пенсии.
Это так в идеале должна работать накопительная система, и так она работает в развитых странах: в Западной Европе и США.
Но есть одно но. Эта обязательная накопительная пенсионная система не сработала в странах Восточной и Центральной Европы.
Возникает логичный вопрос — почему? Потому что в той же Польше, Венгрии, Чехии, Хорватии, Словакии, Словении не было полноценного фондового рынка.
Читайте также: Пенсии 2022: на сколько вырастут выплаты тем, кто имеет полный страховой стаж, объясняет экс-министр
— В Украине фондовый рынок тоже фактически не работает.
— Конечно. Ведь деньги у людей вы уже собрали, поэтому куда-то их нужно вкладывать. Существующий фондовый рынок не может обеспечить вложение средств будущих пенсионеров в полном объеме. Спрашивается, что делать?
Акции иностранных компаний вы тоже не будете покупать, чтобы не выводить капитал из страны. Ни в одной стране умная и сознательная власть этого делать не позволит. Остается единственное: покупать облигации внутреннего государственного займа. Иными словами, за счет денег будущих пенсионеров будет финансироваться текущий дефицит государственного бюджета. Так и случилось во всех странах Восточной и Центральной Европы. По сути, средства будущих пенсионеров направлялись не на развитие отечественной экономики, а на рост государственных долговых обязательств.
Первые 20 лет, когда мы собираем деньги, — все прекрасно. А вот через двадцать лет, когда возникает необходимость погашать долговые обязательства перед людьми и выплачивать деньги пенсионерам, появляются серьезные проблемы, которые могут стать неподъемными для государства.
Поэтому первые 20 лет мы шикуем на дополнительные доходы, а потом, когда появляются дополнительные расходы, начинаются проблемы, и накопительные пенсионные системы просто банкротятся.
Кстати, мое поколение хорошо помнит банкротство Государственного сберегательного банка СССР, где сгорели вклады, сбережения наших отцов и дедов.
Со временем любая накопительная система превращается в солидарную: все больше нужно направлять на текущие выплаты и поэтому все меньше их остается на инвестиции в отечественную экономику.
Вывод: накопительная пенсионная система в конце концов превращается в классическую финансовую пирамиду с соответствующими известными всем последствиям.
— В интервью «ФАКТАМ» представители Международной организации труда уже высказывали предостережения по поводу введения в Украине общеобязательного накопления пенсий.
— Конечно, если они увидели крах этих систем в Восточной и Центральной Европе, то зачем их внедрять у нас? Нетрудно догадаться, что будет происходить с ними в будущем.
— Однако наши чиновники постоянно апеллируют к плохой демографической ситуации в Украине. Мол, через 15 лет страна не сможет выплачивать пенсии. У нас действительно столь плохая демографическая ситуация?
— Действующая власть все время напоминает: поскольку, мол, детей рождается все меньше и меньше, а пенсионеров становится все больше, то в недалекой перспективе нагрузка на Пенсионный фонд будет расти. Поэтому, по мнению власти, это приведет к невозможности в ближайшем будущем выплачивать пенсии.
Премьер Шмыгаль даже конкретные сроки назвал: по его словам, если ничего не делать, то через 15 лет правительство не сможет платить украинцам пенсии. А министр финансов Марченко пошел еще дальше, заявив, что он как 40-летний вообще не рассчитывает на пенсию в будущем!
После таких заявлений этих горе-чиновников нужно немедленно увольнять с должностей, поскольку они публично расписались в собственной профнепригодности. Но аргумент правительства о том, что обострение демографического кризиса является главной причиной всех проблем с наполнением Пенсионного фонда Украины средствами, требует детального рассмотрения.
Начнем с пенсионеров. С 2016 по 2021 год их количество в Украине сократилось на 1 млн 300 тысяч человек. Учитывая, что наша страна занимает второе место в Европе по смертности среди больных коронавирусной болезнью, я думаю, эта цифра будет расти и в дальнейшем. К сожалению.
Далее, давайте взглянем на численность тех, кто должен содержать пенсионеров, а именно — на количество плательщиков единого социального взноса (ЕСВ).
Сегодня в Украине ЕСВ платят чуть больше 12 млн человек. И это при том, что всего людей трудоспособного возраста в Украине насчитывается 24 млн человек!
Читайте также: Снижение уровня бедности в Украине: эксперт Людмила Черенько обнародовала оптимистичный прогноз
— То есть почти половина людей трудоспособного возраста не платит взносы в Пенсионный фонд. Но как это может быть?
— Арифметика следующая:
У меня возникает вопрос: скажите, пожалуйста, при чем здесь демография?
Представим, что в Украине вместо 24 млн человек трудоспособного возраста стало 100 миллионов. Что это изменит для Пенсионного фонда, если ЕСВ опять же будут платить те же 12 млн граждан?
Как увеличение рождаемости поможет улучшить состояние пенсионного обеспечения в Украине?
Ответ более чем очевиден — НИКАК. С одним уточнением: при нынешней социально-экономической политике, проводимой зеленой властью.
— Сформулирую вопрос иначе: неужели без увеличения рождаемости невозможно увеличить количество плательщиков ЕСВ в Украине?
— Давайте разбираться. Разве не влияет правительство на занятость населения? Ответ очевиден — влияет. В свое время это признавал Шмыгаль, обещая создать в Украине 500 тысяч новых рабочих мест. И не создал.
Разве правительство не может внести законопроект и сделать общеобязательное государственное социальное страхование действительно общеобязательным, упразднив льготы по уплате ЕСВ?
Может, но почему-то не делает.
Напомню, что в период с 2016 по 2019 год количество плательщиков ЕСВ в Украине выросло на 508 тысяч человек.
Просто зафиксируем эту цифру: 508 тысяч работников вышли из тени в течение 2016 — 2019 годов. Но уже с августа 2019 года, после смены власти, и по сей день количество плательщиков ЕСВ сократилось на 1 млн 100 тысяч человек. Зафиксируем, что суммарно за последних 5 лет количество плательщиков ЕСВ уменьшилось на 600 тысяч человек.
Подытожим: количество пенсионеров в 2016 — 2021 годах уменьшилось на 1 млн 300 тысяч человек, а плательщиков взносов в ПФУ — всего на 600 тысяч человек.
Вывод: соотношение количества работающих (плательщиков ЕСВ) и количества получателей пенсии в Украине за последние 5 лет не только не ухудшилось, но и улучшилось.
Таким образом заявления правительства о том, что в Украине обостряется демографическая ситуация, ставящая под угрозу выплату пенсий будущим пенсионерам, не соответствуют действительности.
Читайте также: Для кого увеличат соцнормы субсидии, когда минимальная пенсия достигнет 4 тысяч гривен: объясняет Марина Лазебная
— А почему же такая проблема с выплатами, если демографическая ситуация в целом нормальная?
— Популизм является главной причиной всех проблем. В 2015 году правительство Яценюка снизило Единый социальный взнос на 40% - с 38% до 22% на фонд оплаты труда.
Если до этой реформы дотация из государственного бюджета Пенсионному фонду составляла 38% его доходов, а собственные поступления ПФУ составляли 62%, то после уменьшения ставки ЕСВ в 2015 году бюджет ПФУ уже в 2016 году на 56% состоял из дотации из государственного бюджета и только на 44% из собственных поступлений.
То есть всего одно правительственное решение обрушило ситуацию в Пенсионном фонде так, как ее не могла обрушить ни одна демография. Пенсионный фонд мгновенно потерял 58 млрд гривен! Тогда это делалось для того, чтобы поддержать бизнес в сложное для страны время.
— Поддержка бизнеса — дело хорошее. Но неужели это нужно было делать за счет пенсионеров?
— Если бизнесу было тяжело, что тогда говорить о простых пенсионерах, которые в 2015 году пережили годовую инфляцию в 49% без индексации пенсий на фоне роста тарифов на ЖКУ! Подобной социальной политики народ властям не простил. И тогдашнему главе правительства за это пришлось расплатиться собственным политическим рейтингом.
— Анализируя такую ситуацию, многие украинцы задают себе вопрос, насколько оправдана была именно такая поддержка бизнеса?
— Может, кто-то уже забыл, но в то время бытовало мнение, что, если мы снизим налоги, то сразу все начнут их платить. То есть мы снижаем ставку налогообложения, а за счет расширения круга плательщиков компенсируем потери бюджета от такого снижения.
Красивая идея. Такая же красивая, как лозунг во времена Ющенко: «Богатые заплатят за бедных». Магия простых решений. Но все вышло с точностью до наоборот: бедные заплатили за богатых.
После радикального — на 40% - снижения ставки ЕСВ поступления в бюджеты всех уровней от налога на доходы физических лиц и в Пенсионный фонд от ЕСВ не только не увеличились, а катастрофически уменьшились. Бизнес просто положил эти деньги в свой карман и даже не думал о выходе из тени или о повышении заработных плат своим работникам.
Чтобы исправить ситуацию, уже после прихода нового правительства в 2016 году нам пришлось кардинально менять социально-экономическую политику, стимулируя рост зарплат во всех сферах экономики и обеспечивая решительную борьбу с теневой экономикой.
С 1 января 2017 года минимальная зарплата в Украине была повышена вдвое: с 1600 до 3200 гривен в месяц. Заработная плата педагогам увеличена на 50%.
Вступило в силу подписанное 23 августа 2016 года трехстороннее Генеральное соглашение между правительством, профсоюзами и работодателями, согласно которому ответственный бизнес взял обязательства по существенному повышению зарплат своим работникам.
Решительные меры были предприняты правительством Гройсмана по борьбе с теневой экономикой, в частности, с таким позорным явлением, как теневая занятость. Были введены новые размеры штрафов для новоявленных рабовладельцев — от 160 тыс. грн до 320 тыс. грн за использование нелегального труда, а также переданы на места полномочия по контролю за теневой занятостью.
Результат: средняя зарплата в Украине в 2017 году выросла на 38%, собственные доходы ПФУ увеличились более чем на 50 млрд гривен. Как следствие, уже в 2019 году, когда наше правительство сдавало дела, в общей структуре доходов Пенсионного фонда Украины соотношение собственных доходов и дотации из государственного бюджета снова изменилось радикально: теперь 56% доходной части Пенсионного фонда составляли собственные доходы от ЕСВ и только 44% - дотация из бюджета.
То есть ситуация развернулась зеркально. И опять же без всякого влияния демографии.
Если бы эта политика продолжалась, то за 10 лет Пенсионный фонд стал бы бездефицитным и тогда можно было бы говорить о введении накопительной пенсионной системы.
— Если не хватает средств на текущие нужды, то о каком накоплении может идти речь?
— Это и есть ответ на дилетантские упреки: а почему же вы раньше не вводили обязательную пенсионную накопительную систему? Да потому и не вводили, что НЕ БЫЛО УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ ВВЕДЕНИЯ. И им не советуем сейчас это делать. Поскольку сегодня нет никаких условий для введения накопительной пенсионной системы.
Но судя по тому, как разворачиваются события, безответственность «зеленой» власти будет толкать ее к очередной авантюре, последствия которой ощутят на себе наши дети и внуки. Таким образом проблема дефицита средств Пенсионного фонда не в плохой демографии, а в провальной социально-экономической политике «зеленых» правительств.
— По вашему мнению, какой результат можно ожидать от введения общеобязательного накопления пенсий в Украине?
- Сегодня внедрение накопительной системы делается исключительно для того, чтобы собрать деньги с людей и передать их частным пенсионным фондам. Потом 20 лет получать инвестиционную прибыль, а когда все это рухнет, то скажут что-то вроде: ну что поделаешь, мы же хотели как лучше.
Психология нынешних «зеленых» чиновников напоминает позицию французского короля Людовика ХV. Он безумными темпами тратил государственные средства на свои прихоти, а на все предупреждения отвечал: «На мой век хватит. А мой преемник пусть выпутывается, как хочет. После нас — хоть потоп!»
Когда министр Марченко заявляет, что нужно немедленно вводить обязательную накопительную пенсионную систему, свой интерес как министра он видит в возможности использования средств пенсионных накоплений в сумме 60 млрд грн в год для финансирования дефицита государственного бюджета Украины. По сути, для финансирования «Великого будівництва» (или «Великого крадівництва», как его называют в народе).
Он получает живые деньги и оставляет пенсионным фондам государственные долговые расписки в виде облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), погашать которые через 20 лет будет не он, а кто-то другой.
То есть после нас — хоть потоп!
Вторым выгодоприобретателем от введения обязательной накопительной пенсионной системы будут крупные страховые компании — владельцы негосударственных пенсионных фондов (НПФ). У них есть лоббист у власти — приснопамятная Галина Третьякова, которая до избрания народным депутатом возглавляла Украинскую федерацию страхования — объединение крупнейших страховых компаний Украины. Поэтому она так активно продвигает бизнес-интересы своих партнеров.
Почему НАПК не видит в этом конфликт интересов, — не знаю.
— Не могу не упомянуть о внедрении накопительной пенсионной системы для работников предприятий крупной приватизации. Что простым людям даст этот пилотный проект?
— Большие страховые компании хотят получить от инвестора дополнительные деньги, которые заставят заплатить в НПФ, а затем НПФ на эти деньги купит облигации внутреннего государственного займа и будет безбедно существовать в ближайшие 20 лет.
А дальше — как в классической притче о Ходже Насреддине: либо падишах умрет, либо я умру, либо ишак сдохнет.
Таким образом, власти с будущими пенсионерами рассчитаются долговыми обязательствами, а живые деньги получат страховые компании и «Велике будівництво».
— Как вы отметили ранее, работодатели всячески стараются избежать официального оформления своих работников ради экономии. Однако такая серая занятость негативно влияет на поступления в Пенсионный фонд. Как это предотвратить?
— В свое время мы передали полномочия по контролю за неформальной занятостью на места, поскольку она сосредоточена в таких областях, как строительство, ресторанно-гостиничный бизнес
Однако в октябре 2019 года эти штрафы отменили, а затем органы местного самоуправления были лишены полномочий по контролю за теневой занятостью.
И результат не заставил себя ждать.
Если в 2016—2019 годах численность плательщиков взносов в Пенсионный фонд возросла на 508 тысяч человек, то уже за период 2019—2021 годов количество плательщиков ЕСВ сократилось на 1 млн 100 тысяч человек.
Вангую, что аналогичной будет ситуация и с легализацией капиталов.
Читайте также: С 2023 года мы будем знать обо всех зарубежных активах наших граждан, — Даниил Гетманцев
— Вы считаете, что благодаря амнистии капиталов удастся вывести деньги из тени?
— В мире был только один успешный пример легализации капиталов, полученных нечестным путем. И это события седой древности.
Так, еще в далеком XVI веке в Англии был такой пират — Фрэнсис Дрейк, наживший капиталы в результате грабежа испанских колоний в Южной Америке. Когда он вернулся в Британию, у него возникла проблема с таможенными органами. Ведь он пират, то есть бандит, и его капитал был получен не просто нечестным, а откровенно преступным путем. Он не мог сойти на берег и стоял в порту, когда к нему на корабль прибыла лично королева Елизавета I. Увидев монархиню, Дрейк, у которого был один глаз, прикрыл его тыльной стороной ладони. Этот жест королева поняла так, будто он прикрыл глаза, ослепленный ее сиянием. Ей это очень понравилось. Осмотрев корабль Дрейка, королева велела ему заплатить 10% в казну и считать себя свободным.
Он сразу же воспользовался этой амнистией капитала, уплатил пошлину, и ему разрешили сойти на берег. Королева не потребовала от Дрейка никаких объяснений или финансовых документов о происхождении активов. Все было и так очевидно. Так произошла первая в истории амнистия капиталов, нажитых нечестным путем.
После этого Дрейк настолько вдохновился, что сделал блестящую политическую и военную карьеру, став мэром Плимута.
За выдающиеся достижения в 1581 году королева Елизавета I наградила его рыцарским титулом, а в 1588-м в ранге вице-адмирала Фрэнсис Дрейк участвовал в разгроме испанской Непобедимой армады.
Вот как бывает, когда власть поступает честно по отношению к своим гражданам. А то, что сегодня пытаются сделать «зеленые» руководители, ничего, кроме иронии, у нормальных украинцев не вызывает. Как и угрозы доначислить гражданам налоги с 1995 года.
Как говорится, дурень думкою багатіє. Потому пусть купят себе кошелек.
Читайте также: Увеличатся налоги, пенсии, стоимость воды, газа, Интернета, домофонов и конвертов: что изменится в Украине с 1 января
Напомним, в 2022 году пенсионерам обещают 12 последовательных повышений выплат.