Происшествия

«когда я выбил руками окно, меня опрокинул на пол мутный поток воды и грязи. Откуда только взялись силы подняться, вывалиться наружу и доплыть до каменной ограды… »

0:00 — 17 августа 2007 eye 454

Жители городка Новая Одесса Николаевской области, пострадавшие от наводнения, рассказывают корреспонденту «ФАКТОВ» подробности неожиданного удара стихии, подвергшей опасности жизнь около 200 семей

Вода уже ушла, оставив в низинках на разрушенных огородах большие лужи, в которых плавают где детская коляска и женские тапочки, где домашняя утварь, чьи-то семейные фотографии, бумаги. Многие деревья в садах повалены, вырваны с корнем. На ветках висят тряпки, еще недавно бывшие одеждой. Темные грязные полосы на стенах многих домов превышают высоту человеческого роста. В них вода доходила до потолка. Отдельные постройки разрушены. И повсюду грязь. Где по щиколотку, где по колено — ею залиты улица, дворы, коридоры и комнаты.

Хозяева подворий и бойцы МЧС — кто в заляпанных грязью резиновых сапогах, кто босиком, — закатав до колен штанины, убирают лопатами и выносят ведрами ил, в который превратился снесенный с полей чернозем. На более-менее просторных площадках эту смешанную с мусором грязь сгребает бульдозерными лопатами техника.

Хорошо, что удар стихии случился днем, а не ночью, считают и пострадавшие, и спасатели, и представители власти. Иначе были бы жертвы. Впрочем, для выживших вряд ли может быть утешением то, что погибли только домашние животные, урожай на огородах, все запасы продуктов в погребах, кладовках и холодильниках, деньги… Даже воду из колодцев пить нельзя — стихия снесла туалеты, навозные кучи… Как жить и восстанавливать то, что наживалось годами, немощному пенсионеру или молодому безработному? Ответы на эти вопросы сейчас ищут и местная власть, и правительство в лице побывавшего на месте происшествия министра по чрезвычайным ситуациям Нестора Шуфрича.

«За окном мелькнуло что-то красное. Господи, да это же мои газовые баллоны плавают»

Пенсионерке Людмиле Владыкиной 73 года. Почти всю жизнь проработала на стройках, рано умер муж, одна поднимала детей и теперь с трудом передвигается по дому, который когда-то сама строила. Дом, надо сказать, добротный — просторный, со всеми удобствами. Но для данного случая главное то, что построен крепко, на хорошем высоком фундаменте. Потому что неподалеку, на соседней улочке, стихия разрушила даже мощный забор из бетонных секций. А дом Владыкиной и соседние кирпичные строения устояли.

- Было обеденное время, — вспоминает Людмила Ивановна.  — Я стояла на кухне у плиты, готовила кушать. Вижу, дождь пошел. А у меня в одном месте протекает крыша. Я вышла (хожу, видите, медленно, страдаю полиартритом), повыносила подставленную посуду, повыливала, поставила назад, вернулась в хату и села передохнуть. Вдруг гляжу: во дворе за окном мелькнуло что-то красное. Человек, что ли, в красном пробежал? Живу-то я одна. Присмотрелась — а то мои газовые баллоны во дворе плавают! Не двор, а озеро! Открыла дверь — и в дом хлынула вода. Пяти минут не прошло, как весь дом был залит! Пес привязанный скулил, на будку выскочил.

Прибежал сосед, Сережа Пичугин, отвязал Сирка и крикнул мне: «Тетя Люся, не плачьте! Сядьте на кровати и сидите!.. » Сижу, ноги подняла, гляжу, как мои подстилки и коврики плавают. Бегать ведь не могу. Слава Богу, вода до меня не добралась. Хотя она не остановилась — бурлила, как живая, с грязью. В кухню пошла через порог, затопила приямок с газовым котлом. Как вы думаете, котел пропал? Кто будет теперь отстирывать мои коврики? Придется выбросить…

- Раньше что-то похожее случалось?

- Лет восемь назад наш сосед, зажиточный человек, построил через протекающий в этой балке ручей небольшой железный мостик. В конце зимы (а ручей выходил из берегов) пошел лед, возле мостика образовался затор, вода начала подниматься и немного подтопила усадьбы, расположенные в балке.

- А такие сильные дожди шли?

- Это уже четвертый в этом году. Я весной посеяла огурцы и почти два месяца семена не подавали никаких признаков жизни, думала, что пропали. Вдруг в конце апреля прошел ливень, а через два дня они словно грибочки повыскакивали. Потом еще дважды шел дождь. И выросли таки-и-е огурцы! Я на базар не хожу, для себя выращиваю и помидорчики, и бурячки, и лучок, и петрушку. А теперь, наверное, все пропало. Боюсь даже выходить и смотреть.

- Накануне этого дождя, принесшего несчастье, у вас были какие-то предчувствия?

- Да. Я себя в этом деле уже проверила. Убедилась: приснилось — непременно что-то должно случиться. Несу вечером накануне Сирку поесть. А он поглядел на меня грустно и так завыл! И мне так тревожно на душе стало! Грешным делом подумала, что это мне наконец пора…

Тут недалеко живет прокурор. Так у него собака в тот день так сильно лаяла и скулила, что слышать невозможно было. Говорят, хозяева уехали в отпуск, а пес был привязан, бедный…

По поводу количества дождей, прошедших в здешних местах нынешним летом, мнения разделяются. Большинство из тех, с кем автору этих строк пришлось беседовать, говорят, что 2007 год выдался засушливым, практически весь урожай на полях района пропал. Так что компенсировать материальные потери пострадавшим местным властям будет очень трудно.

«Если бы вода поднялась на один метр, то плотина выдержала бы. Но не на шесть!»

О причинах наводнения «ФАКТАМ» рассказывает заместитель главы Новоодесской райгосадминистрации Сергей Пышняк:

- Пострадавшие дома расположены на склонах так называемой Ниршиной балки, которая спускается практически к центру города и уходит к реке Южный Буг. Выше, за городом, есть водохранилище, вдоль дамбы которого проходит недостроенная объездная дорога.

Но в минувший понедельник у нас и в верховьях балки за несколько часов выпало 130 миллиметров осадков при годовой норме 455 миллиметров. Там в районе села Дильныче в низинке на площади примерно 20 квадратных километров собралось более двух миллионов кубов воды. Это огромное озеро! Вся вода пошла в водохранилище, где ее уровень за десять минут поднялся на шесть метров… Сливные трубы, их там три под мостиком, не успевали пропускать такое количество воды.

На водохранилище есть переливная система. Никаких шлюзов там нет. Излишек воды, который может образоваться во время весеннего паводка или сильных ливней, просто переливается через плотину. Ее проектная мощность 135 кубометров в секунду. Это если вода поднимается, скажем, на один метр. Но не на шесть! Такого никто не мог предвидеть.

И вода пошла через гребень дамбы, в одном месте образовался прорыв шириной метров пятнадцать и глубиной метров шесть. Эти два миллиона кубов быстро преодолели расстояние десять километров до города и хлынули на жилую зону.

- Не была рассчитана на такое количество воды и пропускная способность сливных труб моста на автомагистрали Николаев-Ульяновка, проходящей через центр города, — продолжает Сергей Пышняк.  — Вода залила мост и автомагистраль, движение транспорта по которой пришлось прекратить и направить в обход города.

Улицу Мельничную залило полностью. Пострадали также Заречная, Набережная, Ленина и прилегающие улицы. В самых глубоких местах уровень воды достигал крыши. Пострадали около двухсот домов. Специальная комиссия принимает заявления от потерпевших. Когда вода спала, члены комиссии стали ходить по дворам, определять степень ущерба. Ведь надо будет возмещать убытки. По предварительным подсчетам, общая сумма ущерба составляет более двух миллионов гривен. Эта цифра будет уточняться.

Наш район в этом году пострадал дважды. От засухи погиб практически весь урожай, материальный ущерб — около 20 миллионов гривен. Компенсировало же государство пока лишь 800 тысяч. Фермеры жалуются, что эта компенсация распространяется только на погибший урожай культур, засеянных исключительно дорогостоящими элитными семенами, которые не каждому хозяйству по карману.

В тот же вечер городские и районные власти подготовили помещения, где пострадавшие могли бы какое-то время жить. Но люди предпочли ночевать у соседей, родственников.

Они боялись, что начнется мародерство. Поэтому было организовано регулярное милицейское патрулирование улиц. На помощь жителям оперативно прибыли спасатели из райуправления МЧС и подразделения из Николаева, были подняты коммунальные службы, медики.

- В 1983 году уже было подтопление, но не такое страшное, — рассказывает Сергей Ефимович.  — Такого, как нынешнее, старожилы не помнят. Слава Богу, жертв нет. И, я вам скажу, хорошо, что дамба водохранилища выдержала. Когда еще в советские времена строили объездную дорогу, Миндорстрой соорудил для нее насыпь-дамбу с достаточным запасом прочности.

«Пес Шархан первый забил тревогу и, когда сын спасал близких, плавал рядом, словно хотел помочь»

Житель улицы Заречной, ныне безработный водитель Валерий Колозин после обеда был по делам в городе. Когда начался ливень, он послал своего сына, 21-летнего Андрюшу, к бабушке. Юноша побежал — воды во дворе было уже по шею. Бабушка и Андрюшина двоюродная сестричка 14-летняя Лиля из-за сильного напора воды не могли открыть дверь. Андрей, сильный рослый парень, вытащил их из дома через окно и вывел на улицу, которая находится выше их усадьбы. Они успели захватить с собой только документы.

Соседи — гостеприимная семья армянина Ашота — пригласили их к себе. Но отец и сын предпочли ночевать у соседей прямо во дворе, чтобы охранять дом. Зайдя же в дом утром, они поняли, что все их имущество никому не нужно — оно пришло в негодность.

- Бабушка больше всего сокрушалась, что залившая дом вода перевернула кадушку с мукой, испортила остальные продукты, — рассказывает Валерий Колозин.  — А ведь дело идет к зиме. Поросята, бычок, утки — все пропало. Из живности уцелел лишь пес Шархан. Он первый забил тревогу. Когда Андрюша спасал близких, домашний любимец плавал рядом, лая и визжа, словно хотел помочь. Не выходил «на берег» — успокоился лишь тогда, когда бабушка и девочка оказались в безопасности. Затем Шархан попытался спасти плывущего поросенка. Их обоих унесло потоком. И лишь часов в 10 вечера из темноты послышалось повизгивание. Измученный пес вернулся и несколько дней обитал на крыше сарая. Видать, боялся, что стихия вернется.

Местные жители были возмущены предупреждением работников санэпидстанции, запретивших пить воду из колодцев. «Идите в магазин, возьмите минералки», — советовали медики. У людей пропали все деньги, кто им даст бесплатно?

Вскоре появились работницы районного Красного Креста. Они выделили каждой семье по 30 гривен, а на следующий день развозили постельные принадлежности и одежду. Из гардероба у большинства осталось то, в чем люди были в момент катастрофы. В понедельник после обеда, когда пошел дождь, одна женщина разделась и легла отдохнуть. Ее спасли в одной ночнушке.

- Я был в доме, — рассказывает пожилой житель улицы Мельничной Иван Яковлевич.  — Пришла с огорода жена и сказала, что с улицы во двор льется вода. Я попытался остановить поток мешками с песком, купленным для ремонта дома. Вдруг ворота распахнулись, во двор хлынул водяной вал высотой метра полтора. Понял, что дело плохо, надо спасаться. Успел забрать в дом жену. Но, когда понадобилось выходить, дверь открыть было уже невозможно. Бросился на кухню. Когда выбил руками окно, меня опрокинул на пол мутный поток воды и грязи. Откуда только взялись силы подняться, вывалиться наружу и доплыть до каменной ограды… Жена тоже, слава Богу, жива.

Сарай разрушился. В доме штукатурка осыпается. Похоже, стены садятся. Боюсь, что в этом старом доме уже жить нельзя — он может рухнуть. Все документы пропали. Особенно жалко денег — скопил около тысячи долларов на памятник дочери, умершей в 27 лет. Считай, пропало все, что зарабатывал тяжким трудом всю жизнь…

Побывавший позавчера на месте происшествия министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич пообещал попросить Виктора Януковича выделить средства на приобретение новых домов для пострадавших.

Городской совет Новой Одессы открыл благотворительный счет N 35421086001021, МФО 826013, ЕДРПО 05410568 на помощь жителям Новой Одессы, пострадавшим от стихийного бедствия.