У православных и грекокатоликов Рождество отмечают 7 января, а римокатолики раньше — 25 декабря. Почему так? Как рассказал Вадим Назаренко, историк, научный сотрудник Национального музея архитектуры и быта Украины, до 1920-х годов украинцы праздновали Новый год с теми яствами и напитками, которые оставались от Рождества (ведь его отмечали 25 декабря по юлианскому календарю). Впоследствии на государственном уровне официально приняли григорианское летоисчисление, но православная церковь, в том числе и грекокатолическая, оставила все как было.
Люди давно заметили, что между астрономическим и календарным годами существует разница в несколько дней. В Древнем Риме Юлий Цезарь ввел юлианский календарь — 365 дней в году, и раз в 4 года добавляли один день. Однако каждые 128 лет набегал еще один лишний день, постепенно разница между астрономическим и календарным годами росла и со временем составляла уже 10 дней.
Поэтому в ХVI веке в Европе приняли григорианский календарь (за 4 октября сразу наступало 15-е). А православные оставили юлианский календарь (5 число шло за 4-м), в котором разница в 10 дней не только осталась, но и продолжала увеличиваться — в 1917-м составляла уже 13 дней. После революции в 1918 году большевики издали Декрет о переходе на григорианское летоисчисление и добавили 13 дней. Однако церковь продолжила жить по старому служебному календарю (по старому стилю). Так и получилось, что у православных Рождество приходится на 7 января.
Вместе с тем и католический, и православный праздник — христианское Рождество. 25 декабря его вместе с католиками празднует и часть православного мира, которая не перешла на григорианский календарь, потому что придумала новоюлианское летоисчисление — с добавлением 10 дней. У нас же сложилась парадоксальная ситуация: если раньше Рождественский пост заканчивался 24 декабря перед Новым годом, то теперь мы громко празднуем Новый год, а затем продолжается пост до 6 января.
В Западной Европе статус Рождества традиционно выше, чем Нового года. Для большей части нашего населения в ХХ веке постепенно Новый год становится важнее Рождества. Но в западных регионах оставалось доминирование Рождества, очем свидетельствуют исследования этнографов. Издавна украинцы тщательно готовились к рождественской неделе, считая, что именно эти дни являются началом нового хозяйственного года. В канун Рождества выполняли ряд обязательных обрядов, которые, по поверью, должны были принести счастье, мир и богатство всей семье. Как праздновали один из важнейших праздников года, какие традиции соблюдали украинцы, «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочных работ Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Утром на Рождество — одного из самых больших праздников — люди шли в церковь, до этого ничего не ели, даже воды не пили, — рассказывает Елена Громова. — Служба Божья обычно завершалась колядками, которые могла петь церковная община. А священники призывали колядников не обходить ни больного, ни бедного, ни вдовы, ни сироты. Дома семьи собирались за столом и, помолившись, разговлялись. Хозяйка выставляла скоромную еду, которую приготовила накануне.
А в это время колядники уже ходили по хатам (особенно дети). Могли прямо на рассвете наведаться к тем, кто не смог по заметенным снегом дорогам добраться до храма, к тому же у каждого был домашний иконостас. Колядники читали стихи и пели. Раньше принято было только парням ходить по дворам, но в начале ХХ века уже и девушки присоединялись к колядникам. На Гуцульщине колядовали старшие мужчины, а в центральных регионах объединялись в смешанные группы колядников. Одевались традиционно — в полушубки, платки. Интересно, что когда-то колядников звали заколядовать. Если во время праздников они обходили дом, то это хозяев оскорбляло и считалось позором. Если же хату посетило много колядников, то хозяева этим гордились.
Люди из поколения в поколение передавали обряды, многие из которых мы обычно называем «предрассудками». К примеру, колядование, имеющее очень давнюю историю. В дохристианскую эпоху язычники отмечали в это время рождения Коляды, появление нового Солнца. И колядки связаны с этим праздником. Богиня Коляда рожала новое солнце — маленького Божича. Язычники прогоняли Коротана, хотевшего съесть новое Солнце, пытались защитить новорожденного, извещали людей о рождении Божича, а его изображение носили с собой. Как только на небе появлялась звезда, колядники заходили во двор и пели хозяину и его семье величальные песни о солнце, луне, звездах. Эти песни и стали называть колядами или колядками. С приходом христианства колядование было приурочено к Рождеству, и в колядках появились библейские и светские мотивы. А звезда в руках колядников стала возвещать христианам о рождении Спасителя.
Коляда как мифологический персонаж олицетворяла новогодний цикл и новое исчисление, а колядки сопровождались празднованием нового года. Постепенно христиане постарались вытеснить языческий праздник. Первые упоминания о праздновании рождения Иисуса появляются в середине IV века. По библейским рассказам, Христос родился у Марии и Иосифа в Вифлееме. Старинные колядки разные — и христианского характера, и прославляющие небесные светила (еще из эпохи язычества). Есть и старосветские коляды, воспевавшие сотворение мира. Колядки были для детей, девушек, юношей, для хозяек, вдов, даже для покойников
Одна из колядок ХIХ века, которую пели под окнами, звучит так:
Чи дома, дома сам пан господар? Ой, дай, Боже
Ой, ми ж знаємо, — господар дома. Ой, дай, Боже.
Він сидить собі по конець столу. Ой, дай, Боже.
По конець столу яворового. Ой, дай, Боже
Ой на тім столі три кубки стоять. Ой, дай, Боже.
У однім кубку солодкий медок. Ой, дай, Боже.
А в другому кубку багрове пивце. Ой, дай, Боже.
А в третім кубку зелене винце. Ой, дай, Боже.
Солодкий медок на Святий вечір. Ой, дай, Боже.
Багряне пивце до Святого Різдва. Ой, дай, Боже.
А зелене винце людям до кінця. Ой, дай, Боже
***
А у нашого брата золоті ворота,
Золоті ворота з самого злота,
Ні мла, ні вода, то білі вівці.
За овечками три пастерочки
Ходить, ходить, трубку носить.
Одного ім’ячко святий Дмитричко,
Святий Микола, святий Юрійчко,
Як затрубив святий Дмитро,
Гори та долини засмутились…
В 1916 году в Канаде вышел сборник украинских песнопений, куда вошли самые разные колядки:
Небо і землі нині торжествують,
Ангели й люде весело празнують:
Христос родився, Бог воплотився,
Ангели співають, Царове витають,
А пастирі грають — чудо, чудо повідають!
У Вефлеємі весела новина:
Чистая Діва породила Сина!
Христос родився!
***
Пане господарю, ми твого двору не минаємо.
Святий вечір!
Ми твого двору не минаємо, —
Ми тебе, пане, звеличаємо!
Пане господарю, вставай з постелі,
Вставай з постелі, відчиняй двері!
Застеляй столи все сосновії,
клади калачі з ярої пшениці.
Будуть до тебе аж три гостоньки:
Перший гостонько — ясен місяцю…
Другий гостонько — ясне сонечко…
Третій гостонько — дрібний дощику…
… А по цім слові пробувай здоров
І сам з собою, з дітьми, з жоною, з отцем, маткою,
Щей й з челядкою, із челядкою, та й з худібкою.
Щоб твоя сім’я здорова була,
Щоб челядка весела була,
Щоб худібонька росла — множилася,
А ції святки ти святкуй здоров,
А других святок дожидай здоров…
***
Ой, на долині при зеленій,
Ой, дай, Боже!
Ой, там садочок зелено цвіте і
Там Марійка у танець іде.
Приходить до неї тай й батечко її:
«Марійко, час додомочку».
«Іду, іду, най танчик дійду».
Ой, танчик дійшла і в другий пішла…
В период святок уже и свадьбы устраливали, а тем, кто только ждал сватов, колядовали так:
Ой, була в батечка одна донечка.
Та й прийшли до неї троє старіст:
Перший староста бай за садами,
Другий староста за воротами,
А третій староста з кіньми під стіньми.
Стала гадати, що б сим дати,
Хустку-китайку би дати…
Колядки пели на Рождество, а щедривки на Старый Новый год (с 13 по 14 января). Еще сто лет назад в дальних селах исполняли колядки как христианского, так и дохристианского периода. А, например, на Гуцульщине определенное время поощряли прославлять только маленького Иисусика, Богоматерь, а старинные песни церковь запрещала. Но в советские времена процветающего атеизма и сами верующие, и старинные обряды претерпели гонения, в том числе это коснулось традиционных колядок, которые пели на Рождество: «Добрий вечір тобі, пане господарю», «Нова радість стала», «Бог предвічний» и другие.
Одна из самых известных украинских колядок, которую поют сейчас по всей Украине, «Добрий вечір тобі, пане господарю»:
Добрий вечір тобі, пане господарю, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
Застеляйте столи та все килимами, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
Та кладіть калачі з ярої пшениці, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
Бо прийдуть до тебе три празники в гості, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
А той перший празник — Рождество Христове, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
А той другий празник — Святого Василя, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
А той третій празник — Святе Водохреща, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
Хай святкує з нами вся наша родина, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
Вся наша родина, славна Україна, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
«Бог предвічний» — колядка обычно звучит в хоровом исполнении:
Бог предвічний народився,
Прийшов днесь із небес,
Щоб спасти люд свій весь,
І утішився.
В Вифлеємі народився,
Месія, Христос наш,
І пан наш, для всіх нас,
Нам народився.
Ознаймив це Ангел Божий
Наперед пастирям,
А потім звіздарям
І земним звірям.
Діва Сина як породила,
Звізда ста, де Христа
Невіста Пречиста
Сина зродила.
Тріє царі несуть дари
До Вифлеєм-міста,
Де Діва Пречиста Сина повила…
Было коротенькие детские песнопения, бытовавшее до 30-х годов ХХ века: «Різдвяна зірка на небо вийде, маленький Ісусик до дітей прийде, маленький Ісусик, Божа дитина, — буде Святвечір, буде ялинка, буде колядка в кожній хатині, настане втіха на Україні», «Я маленький хлопчик, заліз на стовпчик, у дудочку граю, Христа забавляю», «Я дівчинка маленька, спідничка коротенька, чобітки кізлові, з Різдвом, будьте здорові».
И совсем простенькие с христианскими мотивами:
Добрий вечір, люди, в вашій теплій хаті,
Щоб були ви завжди щедрі і багаті,
Хай Різдво Христове вас благословляє,
Бог ся рождає…
Всім колядникам ви відчиняйте двері,
І просіть до столу — до своєї вечері.
Хай у вашій хаті нині все співає, Бо
Бог ся рождає…
Гарно колядуйте і святкуйте нині.
Ми бажаєм щастя вашій всій родині.
Весь наш рід великий нині освятився —
Бог народився…
Весь наш рід великий нині освятився —
Бог народився…
С 7 по 13 января на Буковине колядники водили вертепы, показывали сценку о рождении Иисуса, о том как его семья бежала от царя Ирода, который повелел убить всех младенцев в Иудее (потому что очень боялся прихода Мессии), поэтому пели:
Добрий вечір, добра година,
Бо Матір Божа Сина вродила.
Сина вродила в Єрусалимі, а
Сповивала в бідній станині.
Діва сина породила, вся земля звеселила, а
Ірода засмутила, що Син Божий народився…
Колядники носили с собой колокольчики, на Гуцульщине еще брали колядницкий крест, обматывали его шерстью (чтобы маленькому Иисусику не было холодно), красной нитью. Зачастую колядники носили и небольшие домики — шопки (домики без дверцы, часто с ручками, колосьями на крыше). Театров не было, поэтому сценки из жизни Иисуса и библейских персонажей показывали с помощью таких шопок. На западе Украины тоже существовали атрибуты: «звезды», вертепы и шопки. С ними колядовали дети 7−10 лет. В домах также устанавливали шопки, которые имели еще вид храмов со сценой (там изображали пастырей, царей, овец, ангелов, пастухов
Колядницкие «звезды» могли светиться разными цветами. Кроме того, носили коляднические рога, музыкальные инструменты. В колядках появлялись, кроме библейских, и светские мотивы. В каждом регионе были отличия в одежде, репертуаре, обычаях колядников. Количество куплетов в песнях иногда достигало нескольких десятков. Перед тем, как заходить во двор, колядники приветствовали хозяев: «Христос народився» — и просили разрешения поколядовать. Колядников обязательно угощали: сажали за стол и давали что-то с собой. Колядки обычно поют с Рождества (в западных регионах от Сочельника) до 13 января (праздник Малании), когда уже щедруют, водят Козу, переодеваются, веселятся. Но в то же время могут колядовать вплоть до Крещения — тогда Коляду прогоняли.
На Рождество вся семья старалась собраться вместе. Ходили на кутью к бабушке, к родителям, вспоминали предков. Следующий день за Рождеством — День Марии, которую женщины особенно чтили и не загружали себя работой.
Издавна на Рождество присматривались к погоде, чтобы узнать, какие сюрпризы ожидают в новом земледельческом году: «Если солнечный день — будет урожай на хлеб», «Если идет снег — хорошо уродят озимые», «Если нет ни мороза, ни снега, то Пасха может быть холодной и даже со снегом». «На Рождество много сосулек — уродят яровые, особенно ячмень». «Какой день на Рождество, таков и на Петра». Дата Рождества — неизменная, но в старину смотрели, на какой день недели оно выпадает, в такой же в июле нужно было начинать жатву.
Рождество, как считали в древности, оберегало род. Верили, что как пройдет праздник, таким и год будет. Поэтому нельзя было ссориться, обижать кого-то, голос не повышали даже на скотину. Резать скот на праздники тоже запрещалось, как и брать и давать взаймы — счастье будет вытекать из дома.
По погоде на Рождество определяли, каким будет Крещение. Кот, свернувшийся клубком, предвещал морозы. Если праздник выпадает на новолуние, то жди неурожайного года. Если за окном тепло, весна может быть холодной. Когда снег идет 7 января, то год будет благоприятным. Безоблачное небо и яркая луна на нем — к значительному похолоданию.
В народе подметили, что нельзя на Рождество бить посуду — к ссоре в доме. А если устраивали свадьбу именно в этот день, то это было залогом счастливой семейной жизни. Если на Рождество в окно постучала птица, то скоро узнаете хорошие новости. Купленная на Рождество вещь будет служить долго.
Читайте также: Главное — не перепутать даты: когда в Украине принято колядовать, посевать и щедровать
Напомним, в этом году на Рождество выпадают длинные выходные. «ФАКТЫ» рассказывали, сколько дней будут отдыхать украинцы.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.