В пятницу, 7 января, православные и грекокатолики Украины, а также представители других христианских конфессий, пользующихся юлианским календарем, отмечают один из важнейших и радостных своих праздников — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
О событиях, произошедших более чем 2 тысячелетия назад, повествуют двое евангелистов — Матфей и Лука. Их повествования не повторяют, а дополняют друг друга.
От Матфея мы узнаем об обручении Иосифа с Девой Марией, о том, как он взял на себя заботу о ней и рожденном от Духа Святого ребенке, о волхвах, пришедших поклониться Богомладенцу и принесших ему в дар золото, ладан и смирну. Кстати, в западной традиции эти волхвы почитаются как святые цари, а их мощи и по сей день покоятся в Кельнском соборе. (Интересно отметить, что в 1996 году в своей книге «Свидетельство Иисуса» немецкий ученый Карстен Питер Тиде, известный как знаток раннего христианства, доказал, что старинная рукопись, содержащая фрагменты текста Евангелия от Матфея, изучением которой он занимался, относится к 66 году I столетия, то есть была написана еще при жизни апостолов!)
А Лука описывает, как Ангел Господень приносит Деве Марии весть о том, что ей суждено стать матерью Сына Божьего. Повествует он и об обстоятельствах Рождества: о повелении кесаря Августа провести перепись населения по всей Римской империи (перепись, начатая эдиктом Августа, для Иудеи пришлась на последние годы царствования Ирода; после смерти Ирода она была приостановлена, а затем продолжилась и закончилась, когда Сирией управлял Квирин). Чтобы записаться, Иосиф с ожидающей рождения ребенка обрученной ему женой Марией отправился из Назарета в город Давидов, который назывался Вифлеем. И там Мария родила «Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Об обстоятельствах появления на свет Иисуса Христа рассказывают и два апокрифических источника: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея». В них говорится, что из-за отсутствия мест в гостинице Иосифу и Марии пришлось устроиться на ночлег в пещере, которую при необходимости использовали в качестве хлева. Когда у Марии начались роды, Иосиф отправился за повитухой, но приведя ее к пещере, увидел, что все уже свершилось: «В пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии». Первыми, кто пришел поклониться новорожденному Иисусу, были пастухи, оповещенные об этом событии ангелом.
Что касается даты рождения Иисуса Христа, то надо отметить, что у иудеев вообще не было традиции отмечать день рождения. Скажем, в Библии празднование этого события упоминается только в отношении трех человек: египетского фараона, а также Антиоха, люто ненавидевшего иудеев правителя Сирии, и Ирода Антипы — того самого, чье веселье закончилось убийством Иоанна Крестителя. Так что при жизни Иисуса день его рождения не отмечался, и со временем эта дата вообще забылась.
И хотя для первых христиан важнейшим являлся сам факт рождения Сына Божьего, который не переставая быть Богом, стал еще и человеком, со временем возникла необходимость определить, когда произошло это событие.
И сделать это хотя бы приблизительно можно было именно благодаря историческим событиям, описываемым евангелистами и другими современниками Девы Марии и Иисуса. Такими, например, как перепись населения Римской империи или появление на небе Вифлеемской звезды, которая привела к Богомладенцу волхвов для вручения ему даров.
Первым, чей расчет года Рождества Христова получил всеобщее признание, стал римский монах Дионисий (Дени) по прозвищу Малый (ок. 470 — ок. 544), которому в 525 году Римский Папа Иоанн I поручил составить новую таблицу для вычисления даты Пасхи. Практически у каждого государства существовало свое летоисчисление. За его начало, как правило, принималось какое-то важное событие в жизни народа — например, восшествие на трон нового правителя или основание нового города.
Разработанная Малым новая система отсчета времени от Рождества Христова (или от начала новой эры) заменила прежнюю, опиравшуюся на 284 год прихода к власти жестокого преследователя христиан императора Диоклетиана. Правда, как позже выяснилось, в расчеты Дионисия вкралась ошибка — он определил дату рождения Иисуса как 754 год от основания Рима, что приблизительно на пять лет позже, чем это оказывается при анализе событий, отраженных в исторических источниках.
Поначалу эта система использовалась только ограниченным кругом лиц в Риме, но на Западе к X веку она стала уже общепринятой. В Российской империи она была введена в январе 1700 года.
Надо отметить, что до IV века Церковь поминала рождение Спасителя одновременно с Его Крещением — это был единый праздник под названием Богоявление, который отмечался 6 января. И только в 336 году (по другим источникам, в 353 году) в Римской церкви Рождество Христово стали отмечать как самостоятельный праздник 25 декабря, а Крещение Господне (которое по-прежнему называли и Богоявлением) — 6 января. 25 декабря для празднования Рождества Христова выбрано не случайно. Это время зимнего солнцестояния, когда в Римской империи язычники с размахом отмечали «день рождения солнца непобедимого». Когда в IV веке гонения на христиан прекратились, христианская церковь стала праздновать в этот день рождение «Истинного Солнца», «Солнца правды» — Иисуса Христа.
Несколько позже в этом вопросе за Западной Церковью последовала и Восточная — такое решение было официально закреплено в 381 году в Константинополе на поместном соборе восточных иерархов, который впоследствии был признан всеми церквами и получил название — Второй Вселенский собор Христианской церкви. Но когда после реформы Папы Григория XIII во второй половине XVI века мир перешел на григорианский календарь, христиане разделились на тех, кто отмечает Рождество Христово 25 декабря, и тех, для кого этот праздник наступает 7 января. Здесь можно только добавить, что к нашему времени день зимнего солнцестояния уже сместился с 25 на 21−22 декабря, а 13 дней, на которые сейчас григорианский календарь опережает юлианский, к 2100 году превратятся в 14 дней, и Рождество тогда будет отмечаться 8 января.
Издавна в Украине самым тщательным образом готовились как к Рождеству, так и к его кануну, который называется Навечерие Рождества или Рождественский сочельник (у нас его еще называют Святвечір, или Багатвечір).
В разных областях нашей страны существуют свои обычаи для Святого вечера и Рождества. Но объединяет их желание сделать все возможное, чтобы в наших домах всегда царили мир и любовь, покой и достаток. А для этого надо выполнить некоторые условия.
Готовиться к празднику желательно всей семьей: «Хто всім гуртом клопоче перед Різдвом, той проживе рік у мирі та злагоді».
Навести порядок в доме и во всех хозяйственных постройках.
Помириться со всеми, с кем в ссоре, простить все обиды и попросить прощения у обиженных.
По возможности собрать на Рождество всех членов семьи: наши предки предупреждали, что тот, кто отмечает праздник не с семьей, обречен весь год «блукати світом».
Оказать любую посильную помощь нуждающимся.
И, конечно, постараться посетить праздничные богослужения, которые в эти дни отличаются особой торжественностью.
Как у любого большого праздника, у Рождества есть предпразднество (оно началось 2 января) и послепразднество (отдание Рождества — 13 января). Утром 6 января обычно в храмах читаются Великие (Царские) часы, что делается лишь три раза в году — в канун Рождества, Навечерие Крещения и в Страстную пятницу. После часов начинается литургия, последование которой составил святитель Василий Великий (такая литургия совершается лишь 10 раз в году).
Читайте также: Сочельник 2022: традиции вечера перед Рождеством, 12 постных блюд, обряды и приметы
В этот день соблюдается строгий пост. Собственно, те, кому позволяет здоровье, вообще стараются есть только один раз, когда после появления на небе первой вечерней звезды, символизирующей звезду Вифлеемскую, все члены семьи в нарядной одежде соберутся за столом с постными блюдами.
Служба Рождества начинается с утрени и продолжается Литургией Иоанна Златоуста. В каких-то храмах верующие собираются на молитву ночью, а в других — утром 7 января.
Тропарь праздника Рождества (датируется IV веком)
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
А главное приветствие этого дня: «Христос народився!» — и ответ на него: «Славімо його!».
С Рождества Христового начинаются Святки, которые продлятся до Навечерия Крещения (7−17 января). На это время приходятся церковный праздник (Обрезание Господне — 14 января), памятные церковные даты и народные гулянья. И все эти дни в душах и сердцах христиан будут звучать слова одной из самых красивых украинских колядок: «Радуйся, ой радуйся, земле, Син Божий народився!».
Читайте также: Рождество 2022: история и традиции празднования, лучшие колядки, обряды и запреты праздника
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, когда в Украине принято колядовать, посевать и щедровать.