Конец 2021 года и начало 2022-го ознаменовалось повышенной политической активностью. Так, в ночь на 31 декабря состоялся телефонный разговор президента США Джозефа Байдена с российским лидером Владимиром Путиным. Переговоры длились 50 минут, и одной из тем стала Украина. Пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки отмечает, что президент США в разговоре с Путиным призвал Россию снизить градус напряжения в отношениях с Украиной, подчеркнув, что Соединенные Штаты, их союзники и партнеры дадут адекватный ответ, если РФ продолжит вторжение в нашу страну.
Вечером 2 января состоялись телефонные переговоры президентов Украины и США. Владимир Зеленский и Джо Байден обсуждали Россию и ситуацию на Донбассе.
А уже 10 января в Женеве в рамках Совета Россия — НАТО начнутся переговоры между США и Российской Федерацией.
О том, насколько плодотворными были переговоры американского президента Джозефа Байдена с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским и чего ожидать от переговоров в Женеве, «ФАКТЫ» расспросили директора департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований Игоря Петренко.
— Игорь, вам не показалось, что в телефонном разговоре президентов США и России Владимир Путин попытался вести диалог с американским лидером с позиции силы?
— Внешне — да. Показалось, что Путин именно пытался вести диалог с позиции силы. Повышаются ставки, и хозяин Кремля начинает переходить к
Путину, в свою очередь, очень хотелось бы к 2024 году, когда в России, США и Украине пройдут очередные президентские выборы, снизить санкционное давление Запада.
— А Путин пойдет на новый президентский срок?
— Есть очень большая вероятность этого. Но новый президентский срок Путина может привести к международной изоляции России. Возможно, хозяин Кремля захочет вернуть свою страну в круг «рукопожатых», в ту же «Большую восьмерку». Для этого, Путину нужно будет уступить кому-либо президентское кресло, а самому занять какую-то должность… Например — должность главы Совета национальной безопасности. Тем самым сохранится видимость некоторых демократических изменений в России.
— Как в свое время в Казахстане сделал Нурсултан Назарбаев?
— Приблизительно так.
Читайте также: Стало известно, что Кремль потребовал от властей Казахстана за подавление акций протеста
— Вернемся к телефонному разговору лидеров России и США. Вам не показалось, что Байден был менее жестким, чем нам бы хотелось? Не пойдет ли он на попятную в вопросе Украины и НАТО?
— На попятную Байден в этом вопросе точно не пойдет. Это для него принципиально. Во-первых, нужно сказать, что между США и Украиной сейчас очень хорошая коммуникация, возможно, ее уровень сейчас самый высокий за весь период независимости нашей страны, что можно поставить в заслугу президенту Зеленскому и нашим дипломатам.
Второй момент — это внутреннее давление, которое может испытывать Байден в США. Республиканцы не простят этого нынешнему президенту, который в свое время критиковал Трампа за слабость. Поэтому, если Байден примет ультиматум Путина — закрыть навсегда двери в НАТО для Украины, это может пошатнуть его авторитет и на международной арене, и на внутренней.
— Вплоть до вероятного начала процедуры импичмента?
— Закрытие дверей в НАТО для Украины может восприниматься как предательство Байденом идеалов, о которых он говорил перед президентскими выборами. Потому, конечно же, его оппоненты в таком случае могут попытаться начать процедуру импичмента.
— Но есть вопросы, в которых США могут пойти на уступки России?
— Есть. Например, для Байдена абсолютно не принципиален вопрос «Северного потока-2». Потому что главные спонсоры энергетики в США — республиканцы. Это республиканцам было важно иметь возможность поставлять в Украину через Польшу свой сжиженный газ. А для Байдена это, как я уже сказал, не принципиально. Зато он улучшает отношения с Германией и, ничего для себя не теряя, делает шаг навстречу России.
— Путин пригрозил Байдену, что если США усилят санкции, то это может привести к разрыву дипломатических отношений между странами. Боятся ли в Соединенных Штатах этого разрыва?
— В Белом доме не то чтобы боятся разрыва дипломатических отношений. Для США главное своими действиями не подтолкнуть Россию в объятия Китая. Но в том же самом заинтересован и Путин. Поэтому и в Белом доме, и в Кремле понимают, что это заявление президента России не имеет никакого отношения к реальности.
Отношения у Российской Федерации с Китаем ассиметричны, потому что Китай сильнее. Поднебесная уже неоднократно показывала, что может продавливать любые интересы. Например: расчет за российский газ в юанях — своей национальной валюте, а не в долларах. Кому это на руку? России? Нет, Китаю. Сохранять партнерские отношение с КНР и быть независимым при этом от них Путин самостоятельно не может. Ему нужна поддержка Запада. Поэтому я и не верю, что Россия готова идти на разрыв дипломатических отношений с США.
— Что можно сказать о телефонном разговоре Байдена с Зеленским? Как-то очень мало информации с нашей стороны об этом. Был ли какой-то конструктив во время этой беседы?
— Сложно сказать. Самой главной задачей этого телефонного разговора было прощупывание почвы: кто на что может пойти. Почему мало информации? Потому что было мало какой-то конкретики.
— У вас не создалось впечатления, что США хотят подтолкнуть Украину к выполнению Минских соглашений, и именно поэтому в телефонном разговоре лидеров нашей страны и Соединенных Штатов было это самое «прощупывание почвы» со стороны Байдена?
— Байден не может подтолкнуть Украину к выполнению Минских соглашений. Он это прекрасно знает.
— Почему не может?
— Нет ресурсов. Это все лишь громкие слова, что, дескать, как США скажут, так Украина и сделает. Представьте себе, что если даже Зеленский согласится с выполнением Минских соглашений в редакции России, в Украине начнется большая протестная волна, начнется дестабилизация в стране. Потому что большая часть украинского общества не воспримет такого шага от президента. В результате может произойти политическая перезагрузка, и тогда не известно, кто может прийти к власти в Украине. Нестабильной ситуацией в нашей стране может воспользоваться и Россия.
— Чего можно ожидать от диалога России и США о стратегической стабильности в НАТО, который должен начаться 10 января в Женеве? Будет ли там обсуждаться ситуация вокруг Украины?
— Никакого конструктива пока не будет. Это все то же «прощупывание почвы», очерчивание переговорных позиций обеих сторон, но без какого-то реального серьезного продвижения. Разве что стороны могут договориться о продвижении систем противоракетной обороны в Европе, о возвращении дипломатов. Вы же помните, что США и Россия высылали из своих стран представителей дипкорпуса друг друга? По каким-то иным вопросам я пока не вижу каких-либо перспектив.
— То есть глобального значения эти переговоры иметь не будут?
— Об этом мы сможем узнать примерно через год. На данном этапе — это всего лишь продолжение диалога, которое показывает, что обе стороны готовы идти к какому-то конструктиву. Но Украина в этом диалоге не будет разменной монетой.
— Недавно лидеры «Ядерной пятерки», включая Россию, вдруг вышли с совместным заявлением о недопустимости ядерной войны. Неужели существует такая вероятность? Почему об этом заговорили именно сейчас?
— Нет. Я не вижу сейчас угрозы ядерной войны. Но с точки зрения того, что в мире сейчас очень напряженная обстановка, когда происходит множество локальных конфликтов, это заявление является попыткой показать миру, что не все так плохо, что есть определенные красные линии, которые никто не будет переходить.
Ранее «ФАКТЫ» опубликовали эксклюзивное интервью с бывшим министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным, в котором он высказал предположение о том, что Байден играет с Путиным в политику кнута и пряника.
Фото: president.gov.ua