Эксперты считают, что изменить сложившуюся ситуацию можно только законодательным путем Что и говорить, людские слабости приносят государству немалый доход. Поступления от акцизного сбора на алкоголь и табак составляют заметную часть бюджета многих стран. Кроме того, практически все европейские государства получают прибыль от проведения лотерей
Например, в Италии государственная лотерея обеспечивает бюджету от двух до четырех миллиардов долларов годовых поступлений. При этом около 15 процентов выручки от продажи лотерейных билетов идет на социальные нужды и около трети — в бюджет. В Финляндии львиная доля финансирования спортивных организаций осуществляется именно за счет государственных лотерей, объединенных в единую сеть. Футбольная ассоциация Англии получила от национальной лотереи грант на 120 миллионов фунтов для реконструкции стадиона «Уэмбли». Кроме того, в середине девяностых годов в Великобритании проводилась благотворительная лотерея, доходы от нее шли на ремонт музеев, реставрацию, а также на выкуп произведений искусства, которые могли быть проданы за границу. Аналогичную национальную лотерею сейчас предлагается организовать во Франции, весь доход от нее будет направлен на сохранение культурного наследия страны.
Практически во всех странах мира лотереи работают на благо государства. Увы, в Украине, по данным Счетной палаты Украины, за пять лет (с 2001 по 2005 год) бюджет недополучил от организации и проведения лотерей около 140 миллионов гривен. Такая ситуация сложилась во многом из-за того, что владельцами четырех украинских национальных лотерейных операторов являются малоизвестные юридические и физические лица, преимущественно из офшоров. К примеру, в уставном фонде крупнейшего оператора
«М. С. Л. », который был создан на базе ликвидированного в 2000 году «Молодьспортлото», государству принадлежит лишь один процент акций. У второго по масштабам участника рынка — «Украинской национальной лотереи» — нет и того: иностранные инвестиции в этом предприятии составляют 100 процентов. Собственником ООО «Телефортуна» является предприниматель из Венгрии. Также исключительно частному бизнесу принадлежит ЗАО «Патриот», которое специализируется на проведении мгновенных лотерей.
По словам первого заместителя главы Госкомпредпринимательства Константина Ващенко, за последние пять лет плановые показатели поступлений в бюджет от лотерей ни разу не были выполнены.
- Обороты вышеуказанных компаний, по официальным документам, не превышают 200 миллионов гривен в год, — говорит Константин Ващенко. — И в последнее время имеют тенденцию к уменьшению. Тогда как, по оценкам экспертов, этот рынок составляет не менее 2 миллиардов гривен в год! Нетрудно догадаться, куда уходят все прибыли
Ситуацию усугубило давнее решение Верховной Рады, которым были уменьшены ставки отчислений лотерейными операторами в государственный бюджет — с 30 до 25 процентов, — что привело к миллионным потерям. Естественно, Минфин выступил за возвращение к старому нормативу, это могло бы значительно увеличить поступления в бюджет — минимум на 40 процентов. Однако проблема в том, что полномочия самого Минфина в данном вопросе законодательно не определены. Тем не менее в сложившейся непростой ситуации специалисты находят инструменты воздействия на операторов игрового рынка и стараются удерживать контроль в этой сфере. Так, по заявлению пресс-службы Министерства финансов, 16 июня 2007 года была аннулирована лицензия компании «Телефортуна ЛТД» на проведение лотерей. А экспертно-апелляционный совет при Государственном комитете по вопросам регуляторной политики и предпринимательства данное решение признал законным.
Изменить сложившуюся ситуацию на рынке азартных игр можно законодательно. И в правительстве это понимают. Поэтому Министерством финансов был подготовлен соответствующий законопроект — «О лотереях и других азартных играх», — который был очень высоко оценен экспертами. Изюминкой правительственного законопроекта стала идея создания единого оператора по организации и проведению лотерей: чтобы восстановить таким образом государственную монополию на эту деятельность. Кому быть таким оператором, определится в ходе конкурса. Главное условие: это должно быть юридическое лицо, контрольный пакет которого будет находиться в государственной собственности (не менее 51 процента акций). Представителей же иностранного капитала к владению акциями этого оператора предлагается вообще не допускать. Помимо этого, проект подразумевает унификацию законодательной базы по вопросам игорного бизнеса, четкое определение самого понятия «азартная игра», деление их на группы, исключающие всевозможные «лохотроны», которые сейчас прячутся под этой вывеской, а также утверждение единого порядка проведения проверок в игорной сфере, четко описанные требования к организации работы всех операторов рынка вместе с единой терминологией бизнеса.
Безусловно, такое положение дел совершенно невыгодно нынешним организаторам лотерей Законопроект испытания Радой так и не прошел: депутаты отказались голосовать за то, что в той же Европе изначально считается нормой. Не убедили их почему-то и показатели увеличения бюджетных поступлений с миллиардными цифрами и даже то, что законопроектом обеспечивались права ныне существующих на рынке операторов — до момента окончания действия их лицензий. Хочется верить, что будущим парламентом законопроект все-таки будет принят и наше государство, как все цивилизованные европейские страны, наконец-то начнет получать доходы от лотерей, которые сможет направить на финансирование важнейших социальных программ, культуры и спорта