Украина

Щедрый вечер, или праздник Маланки-2022: украинские традиции празднования в канун Старого Нового года

18:15 — 12 января 2022 eye 5063

На украинских землях с 1918 года действует григорианский календарь, и дата Нового года сейчас совпадает с европейской. Но православная церковь не признала новый стиль, поэтому церковные праздники и Новый год продолжают отмечать по юлианскому календарю. В народе не могли отказаться от старинного обычая и продолжали между Рождеством и Крещением праздновать Новый год (он перешел с 1 на 14 января), вобрав в себя обрядность и религиозно-культовое содержание, которые накопили предыдущие поколения. Так у нас появился Старый Новый год, который отмечают в ночь с 13 на 14 января. В это время, начиная с Рождественского Сочельника, продолжаются зимние Святки (от слова «святить», прославлять Иисуса Христа), которые заканчиваются Крещенским Сочельником (18 января).

Накануне Старого Нового года наступал Щедрый вечер со щедрой кутьей, скоромной едой и веселой Маланкой, которая любила смех и шалости. Праздник бытовал почти во всех регионах Украины и проходил под аккомпанемент щедривок. О сохранившихся с давних времен традициях празднования Маланки «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).

Традиции Щедрого вечера

— В период зимних Святок — с Рождества и до Крещения — люди проводили время, посещая богослужения, родственников, несколько дней щедрували (а колядовать могли на протяжении всех праздников), девушки гадали на суженого, — рассказывает Елена Громова. — И до сегодняшнего дня на Старый Новый год царит атмосфера волшебства, магии. На Рождество заканчивался пост и традиционно готовили скоромные блюда, рецепты которых могли повторяться и до Щедрого вечера (его еще называли «вечер Василя»), который наступал 13 января. В этот день на стол ставили щедрую кутью: колбасы, праздничные мясные, рыбные блюда, лапшу, блины, вареники, жаркое, голубцы, пироги, пирожки… В углу комнаты с Рождества стоял соломенный Дидух. Кутью тоже готовили. На Полесье, например, делали ее со смальцем (из ячменной крупы), также использовали овес и кое-где — гречку.

На большей части Украины во второй Сочельник (Щедрый вечер) пели очень известную ныне щедривку «Щедрик»:

Щедрик-щедрик-щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Стала собі щебетати,
Господаря викликати
Вийди-вийди, господарю,
Подивися на кошару:
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова.
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик-щедрик-щедрівочка,
Прилетіла ластівочка…

Щедрый вечер распространен на Гуцульщине, Приднепровье, Восточном Подолье. Для этого вечера еще характерен обряд, символизировавший благосостояние. На стол ставили калачи, пироги (специально пекли паляницу «Маланку»), а отец прятался за ними от детей и спрашивал у них: «Вы меня видите?» А малые в ответ: «Нет, не видим…» Тогда отец приговаривал: «Дай, Боже, чтобы и на тот год так же меня не видели»…

На Подолье сохранился такой рецепт паляницы «Маланка»:

Паляница «Маланка»

Опара: вода теплая — 125 г, дрожжи свежие — 10 г, мука — 225 г;
Тесто: вода теплая — 150 г, соль — 7 г, сахар — 10 г, молоко — 2 ст. л., мука — 275 г, подсолнечное масло — 2 ст. л.

Для опары в воде растворить дрожжи, оставить на 10 минут, вылить в глубокую миску, добавить муки и замесить. Должен получиться колобок. Опару оставить на 3 часа. В воде растворить соль, сахар и молоко, вылить в опару и замесить. Сверху добавить муку. После 10 минут замеса добавить подсолнечное масло, из теста сформировать шар, положить в емкость, слегка смазанную маслом, и поставить в тепло на 1 час. Затем сформировать круглый каравай и уложить швом вниз на противень, застеленный бумагой. Накрыть полотенцем и поставить в теплое место на 1 час.

За 20 минут до назначенного времени включить духовку на 200 градусов Цельсия. На дно духовки поставить широкую емкость с водой (приблизительно на высоту двух пальцев). Перед выпеканием острым ножом надрезать примерно половину окружности хлеба, отступив снизу на ¾, и таким образом получить характерный для паляницы «козырек». Смазать хлеб раствором 1 ст. л. воды, соли (на кончике ножа) и столько же соды. Сразу посыпать тонким слоем муки. Не вынимая воду, выпекать 40−45 минут. Готовый хлеб можно смазать сливочным маслом и накрыть полотенцем.

Рождественская Маланка: как и когда празднуют, где щедруют и водят Козу

— По христианскому календарю 13 января — день преподобной Мелании Римлянки (умерла в 439 году), — напоминает Елена Громова. — Поэтому праздник Маланки отмечали почти во всех регионах Украины. Обряды Маланки соблюдались, например, в Покутье, Подолье, Прикарпатье.

После заката накануне новогоднего праздника вечерние «обходы» Маланки проходили под аккомпанемент щедривок, величальных песен, основным содержанием которых было прославление хозяина, хозяйки и пожелания всех благ. Происходило и переодевание (как говорили на Гуцульщине — «переберія») — маскировка, или ряжение, когда парень переодевался в молодицу — Маланку. Ей обычно густо рисовали брови, свеклой натирали щеки, надевали юбку, но так, чтобы еще выглядывали и голые ноги… Создавали некий комический образ неумелой хозяйки, которая все делает неправильно.

В давние времена праздничное переодевание выполняло важные религиозно-магические функции, но впоследствии превратилось в веселый маскарад, развлечение. Говорили о Маланке: «Наша Маланка неробоча — на ній сорочечка парубоча. Люди ідуть на жнива, а Маланка — на пива. Люди ідуть з серпами, а Маланка — зі склянками. Люди нажали по сім кіп, в Маланка — на один сніп. Пішла Маланка на містечко, купила собі пасьминечко, пряла вона від кур до кур, напряла починків один гур…»

Селяне подшучивали над Маланкой, а ей хоть бы что — переодетый в Маланку парень заскакивал в дом и начинал наводить «порядок»: то подмазывает водой печь, то белит лавки, а то хватает веник и метет дом от порога до угла… Вся компания ряженых припевала: «Наша Маланка — господиня: в ополонці ложки-тарілки мила, ложку впустила, шовковий фартух замочила…»

Маланка могла быть и в маске, и с размалеванным лицом, а вместе с ней ходили Баба, Дед, Коза, могли быть Охотник, Пахарь, Журавль, Доктор, Медведь, Цыганка, Михоноша и другие персонажи. «Маланка сама не ходить, а за собою почет водить. Почет не аби який: Орач з чепігами, Сівач, Дід з гаратником, Циган, Чорний…» Все одетые в кожухи навыворот, подкрашенные белой глиной, измазанные сажей, с бородами, усами — рядились, кто как умел… Цыган «менял» коней, Цыганка пыталась гадать, приставали к людям, Коза играла на скрипке, Пахари с чепигами словно пахали ниву и сеяли, а высоченный Журавль бил в бубен… Компания двигалась по селу — заходили не во все подряд дома, а преимущественно туда, где собирались для гадания девушки…

Веселье и развлечения начинались с обеда и продолжались до полуночи, а то и позже. Бывало, с вечера 13 января иногда начинали засевать: Маланка размахивала сумкой с зерном по всему дому, и это имело на самом деле аграрно-магическое содержание. Ведь все вместе выполняли обряд засевания — у славян он был нацелен на хороший урожай зерновых. За щедрование давали хлеб, колбасу или деньги. Собранное могли продавать и деньги отдать на церковь или заплатить музыкантам и праздновать. Когда одаривали Маланку деньгами, то приговаривали: «Це Маланці на вінок (наче наречена Василя)»…

Девушки тоже могли водить Маланку, но отдельно. Например, самую красивую девушку обряжали в Маланку, как невесту (в венок с лентами, бусы), а другая переодевалась в Василя (в жупан, шапку, шаровары и сапоги). Но эти девушки-дружки в хаты не заходили — щедровали под окнами: «Ой, на річці наша Маланка у Дністрі була, у Дністрі була і дністрову воду пила, на камені ноги мила, білий фартух замочила. Повій, вітре буйнесенький, і висуши фартух тонесенький, повій, вітре, туди-сюди і висуши фартух межі люди, повій, вітре, на болото — висуши фартух на золото, повій, вітре, на дубині — висуші фартух на дівчині. Добрий вечір…»

Глубоко верующие люди не пускали Маланку во двор, даже молодежи не разрешали участвовать в гуляньях, потому что говорили: «Маланочка світом ходить та з дороги людей зводить, та й з дороги християнства навертає до паганства…»

Под конец Щедрого вечера Маланке предлагали отдохнуть и разыскивали Козу, которая где-то «задержалась». Коза появлялась на первом плане, а ей пели: «Го-го-го, Коза, го-го білая, го-го сірая, ой розходися, розвеселися по всьому двору, по веселому. Де Коза ходить, там жито родить, де не буває, — там вилягає, де Коза ногою, — там жито копою, де Коза рогом, там жито стогом. А в нашій Михайлівці всі хлопці стрільці: стрелили Козу в праве вушко, в самоє сердушко, тут Коза впала, нежива стала. Ой, встань, встань, Козонько…»

Оживление козы знаменовало собой оживление весной нив, садов, пастбищ, природы. Этот обряд мог выполняться под Новый год, но в основном — на Василя.

Гадания на Маланку

— Под Старый Новый год девушки гадали, — добавляет Елена Громова. — Как и на Андрея, гадания были индивидуальные и групповые. Для этого использовали в том числе и обувь — перебрасывая сапог через хату, девушки смотрели, какое направление покажет носок сапога, туда и поведет жених.

Выполняли и обряд выбора «кілочка». Девушки с закрытыми глазами считали (число выбирали произвольно) колышки в плетне и потом разглядывали «кілочок» — молодец или вдовец: если тонкий и ровный, то попадется молодой и стройный парень, с толстой корой — суженый будет богатым, а кривой — достанется пьяница. А еще вносили охапку дров в дом, и по выбранному числу каждая выбирала свое полено.

Также брали горсть фасоли и считали, какое число выпадет: если четное (парное), то быть девушке в паре.

У ворот насыпали три кучки зерна, а утром проверяли: если не тронуты, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот.

Использовали обряд фартуков: девушки скручивали в комочки снятые фартуки, в корыте раскачивали их. Чей фартук выпадет из корыта, та первой замуж пойдет.

Имя суженого узнавали на улице — спрашивали у прохожего. А если первой встретится собака, будет злой муж, если овца — тихой и спокойной будет семейная жизнь.

Перед сном под подушку клали расческу, чтобы «суджений-ряжений прийшов чесати голову».

Подходили к окнам соседей: если слышали слово «сядь» — не посчастливится выйти замуж, а если «иди» — скоро сваты появятся в хате.

Приметы на Щедрый вечер (Маланку)

Приметы, подмечаемые под Старый Новый год, говорит Елена Громова, использовали для определения урожайности:

Замечали: каким будет первый день Старого Нового года, таким окажется и весь год.

Оттепель на Маланку — к теплому лету. Какая Маланка, такие и летние Петр с Павлом…

В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.

Фото: https://ua.depositphotos.com/