За Щедрым вечером и Маланкой, которые празднуют в канун Старого Нового года, 14 января приходит праздник Василя. В этот день Василиев и Васильевичей поздравляют с именинами. А еще ходят посевать и «водят Козу». Как все это происходило в давние времена, «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— 13 января в день преподобной Мелании Римлянки, умершей в 439 году, праздновали Маланку, а 14 января — день Василя (в честь архиепископа Кесарии Каппадокийской Василия Великого из Малой Азии, аскета, богослова и ученого, покровителя земледелия), — уточняет Елена Громова. — Василя приходится на первый день Старого Нового года.
Праздники Маланки и Василя идут друг за другом. По легенде, эти праздничные фигуры сохранили образы Малуши (ключницы княгини Ольги и наложницы князя Святослава Игоревича) и его сына князя Владимира Святославича (крещеного как Василий). В церковном же календаре день преподобной Мелании Римлянки завершает годовой круг, а день святого Василия Великого начинает его. В народном представлении эти образы сблизились, и образовалась такая стойкая фольклорная пара.
Маланка обычно припевает:
«…Ой, Василю, Василечку, веди мене на стежечку,
Буду тебе шанувати, щонедільки прибирати.
Щонедільки прибирати, за головоньку затикати…» (Речь идет о растении — васильке. — Авт.)
А Василя, кстати, предостерегали в колядках, чтобы с Маланкой не дружил, потому что она не серьезная.
На Василя основным обрядовым действом было засевание жилищ зерном. Утром мальчики ходили по хатам посевать, им давали мелочь или небольшой хлеб — паляницу.
Первый посевальщик на Старый Новый год обычно бывает и первым «полазником» — он несет счастье и благополучие в дом. В народе считали, что девушкам посевать не годится, поэтому это была привилегия мальчишек, которые сначала должны были защедровать в своем доме. Посевальщик приседал на пороге — «щоб кури сідали і курчат висиджували».
Замечу, что щедровали всего дней, может, два или три, а колядки могли петь до Крещения, а иногда и до Сретения. В щедривках желали хозяину хорошего года в хозяйстве. А зерно брали в рукавицу или сумку, шли к крестным родителям, родственникам и близким. В доме посевальщик сыпал зерном и поздравлял всех с Новым годом.
В Киевской области щедровали:
Сію, вію, посіваю, з Новим роком вас вітаю!
На щастя, на здоров'я та на Новий рік,
Нехай уродить краще, ніж торік, —
Коноплі під стелю, льон по коліно,
Щоб у вас, господарі, голова не боліла.
Будьте здорові, з Новим роком та з Василем! Дай, Боже!
На востоке страны пели:
Ой, у полі-полі сам Господь ходив,
Сам Господь ходив, зерно розносив.
Діва Марія Бога просила: «Уроди, Боже,
Жито-пшеницю і всяку пашницю.
Сію, вію, посіваю, з Новим роком вас вітаю!
Будьте здорові, з Василем, дай, Боже!
На Подолье желали:
Сійся-родися, жито-пшениця, всяка пашниця
На щастя, на здоров’я, на Новий рік.
Щоб уродило краще, ніж у той рік…
На Буковине и Гуцульщине засевали, поя:
Сійся жито-пшениця, всяка пашниця,
На цей рік щоб все вродило ліпше, ніж той рік,
Дай вам, Боже, в щасті і здоров’ї дочекати —
Від Нового року до Богоявлення,
Від Богоявлення до ста літ,
Поки пан Біг назначить вік…
Ходить Ілля на Василя,
Несе тайстру житяную (сумка. — Авт.),
Куди махне — жито росте,
Вроди, Боже, жито-пшеницю і всяку пашницю.
У полі — ядро, у домі — добро,
У полі — колосок, у домі — пиріжок…
После посевальщика зерно собирали отдельно и отдавали курам, индюшкам, чтобы хорошо неслись, а горох держали на весенний засев (прибавляли к общей массе зерна), или весной маленьких гусят кормили этим горохом — чтобы большие росли. Зерно от посевальщика не выметали сразу — оно должно было переночевать в доме несколько дней.
Когда приходили мальчики-посевальщики в дом, где не было детей, то хозяин обращался к старинному обряду: застилал дерюгу, клал на нее Дидуха и просил гостей ударить по снопу макогоном, рублем или скалкой, чтобы высыпалось немного зерен. Дидуха ставили на место, а зерно давали опоросившейся свинье, «щоб у хаті родилося-множилося».
Иногда в доме, чтобы вернуть здоровье больному, на него крест-накрест посыпали зерном. А еще люди верили, что пшеница, которой посевали новорожденного, наделялась мощной энергетикой. Поэтому, когда посевали младенца, от желающих разжиться зернышками не было отбоя — соседи, родные разбирали все. Если посыпать этим зерном яблоню, то будет всегда урожай, если женщина бездетная съест это зернышко, то сможет родить. Так было и со скотом…
Кроме щедривок, пели и колядки, в которых прославляли хозяина и хозяйку (также пели детям, даже отдельно новорожденным):
Чи ти добрий господар,
Ваші ворота з самого злота,
Ваша хата шовками вкрита,
Нема в короля такого коня,
Камінь лупає — церкви складає,
А ще краще за тебе твоя господиня.
Ой, знати ту господиню на ім’я Марія,
А в неї хата — царська палата,
Все в злоті ходить і в добрі бродить.
На райських дверях сам Господь сидить
І на Марію з неба глядить…
На праздник нельзя было отказывать колядникам-посевальщикам, чтобы «не вигнати з хати добро».
На Василя ходили ряженые, как и на Маланку, только брали в группу, кроме Бабы с Дедом, Козы, Врача, Лисы, других персонажей, еще и Василя, Коня и водили Козу.
Происхождение маски Козы связано с аграрно-магическими культами. Группа носила маску козы, обитую кожей. А ритуальное действо включает в себя танец Козы, ее «умирание» и «воскресение». Коза смешит, веселит, как и Маланка. Когда Коза убегала от Деда, ребята подстрелили ее, она упала и «нежива стала». Сценарий немного драматичный, но символичный — умирает старый год, наступает новый, побеждает жизнь и вера земледельца в весеннее обновление и активизацию земных сил — это символ круговорота в природе. «По сценарию», Козу пытаются «оживить» Баба с Дедом, а также Лиса с помощью танцев, песен, подарков, которые несут хозяева дома. Берется за дело и Врач, который определяет: надо из кожи Козы «сапоги сшить, а мясо в дело пустить», а потом еще «зелень» просит за услуги, но соглашается на магарыч и «оживляет» Козу… конфетой. В дохристианские времена действо исполняли древние жрецы, а впоследствии «вождение Козы» превратилось в обрядовую игру и народное представление с юмористическим содержанием.
Были колядники-посевальщики, а на Буковине в давние времена ходили мальчишки-«ангелочки» (не посевали) — по трое и с колокольчиками, которыми звонили и отпугивали злые силы: «Калатаємо у дзвони, щоб були щасливі-здорові». Цих «ангелів» люди наділяли магічною силою. Тому їм віддавали одежу хворих, щоб спалити у вогні на вулиці (або в печі) з примовкою: «все зло най горить, а добро най лишається». Если заходили к людям, у которых болела голова, то брали у них платок или шапку («най йде зло з голови Марії, Пилипа, Оксани…») и вешали их на куст (в основном на терновник) где-то подальше от дома, «щоб раб (а) Божий (а) перед Господом був (ла) чистий (а) і ще довго жиє-жиє». А если муж был злой, ссорился, то жена запекала мясо в буханку и отдавала «ангелам» со словами: «Киньте чужим псам, щоб чоловік не лаявся і не гавкав»…
Среди ритуалов, распространенных на Василя, был ритуал отпугивания смерти. Чтобы не было мертвеца в доме и «грім на когось з рідних не впав», утром хозяин лопатой стучал под порогом. Девушки на чердаке все выметали засушенными васильками, чтобы смерть туда не залезла.
Еще один новогодний ритуал проводили женщины: наливали 14 января воду в посудину в сенях, а утром 15-го умывались, купались, чтобы сохранить здоровье. Перед зеркалом девушки навлекли замужество.
На Киевщине утром проводили новогодний обряд, когда неплодоносящие деревья хозяин «пугал», стуча топором по стволу (даже мог и слегка надрубить) и угрожая срубить, если не будет родить. После такого «пугания» дерево перевязывали сеном (перевеслом), которое стелили под столом на Сочельник перед Рождеством.
Если были дороги заснеженные, то в селах катались на санях, запрягали лошадей в «козирки» и с песнями и криками ехали «на прогон».
Когда-то хозяйки не выносили сор из избы с Рождества до Нового года — «чтобы не вынести и своей судьбы». На Новый год уже могли это сделать и ссыпать на одну кучу в саду и поджечь. Дым от костра имел чудодейственную силу — им окуривали садовые деревья, «чтобы лучше родили». Когда же огонь разгорался, то прыгали через него хозяин с хозяйкой, дети, а еще переводили лошадь, корову, овцу, козу, кота и собаку — «щоб всяка нечисть на вогні залишилась і в Новий рік увійти чистими».
На Старый Новый год стол тоже накрывали щедро, было что поесть и выпить — медовуха, наливки. Но не полагалось пить по одной чарке, а все по две: «Щоб старі жили у парі, а молоді собі пару знайшли», — приговаривали за новогодним обедом. А еще пекли специальный каравай — «Василь», рецепт которого сохранился на Подолье.
Каравай «Василь»
Мука — 7−9 стаканов, сухие дрожжи — 20 г, растительное масло или растопленное сливочное масло — 100 г, молоко — полстакана, 10 яиц, соль — 2 ч. л, сахар — 6−8 ст. л., специи — корица, цедра лимона или ванильный сахар, орехи, изюм или другие наполнители по вкусу.
Вылить теплое молоко (или воду) в миску, растворить дрожжи. Добавить ложку сахара, тщательно перемешать. Просеянной мукой (стакан) присыпать опару, накрыть полотенцем и оставить на час. Отделить желтки от белков, один желток отложить для смазки изделия. Остальные желтки растереть с сахаром, смесь добавить в опару. Отложить полстакана муки, остальное просеять в большую посудину. Взбить белки и растопить сливочное масло или нагреть растительное. В муке сделать углубление, влить опару с желтками, масло, белки и добавить соль. Вымесить тесто, постепенно добавляя отложенную муку, пока тесто не перестанет липнуть к рукам и не станет эластичным. Переложить в посудину и поставить в тепло на 2 часа. Затем еще раз вымесить и дать подойти. Сформировать шар. Можно оставить часть теста для украшения каравая.
На пергамент, постеленный на противень, выложить шар, аккуратно смочить водой. Украсить каравай остатками теста, которое необходимо смачивать, предотвращая рассыхание. После украшения смешать отложенный ранее желток со столовой ложкой воды, хорошо смазать поверхность изделия. В разогретой духовке каравай будет выпекаться в течение часа.
Также Елена Громова поделилась рецептом запеченного в тесте мяса.
Мясо, запеченное в тесте
2 кг окорока (можно ошейка или вырезки) с вечера просолить (около 50 г соли), перец по вкусу. Нашпиговать мясо, надрезая его, горошинами черного перца, лавровым листом, чесноком. Утром ошпарить кусок кипятком и покрыть мясо нежидким тестом (1,5 стакана муки, вода, соль). Разогреть до 180 градусов духовку и выдержать в нем блюдо примерно 3 часа (можно запекать в «рукаве»). Тесто возьмется корочкой, а мясо останется сочным. Приятного аппетита!
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
Читайте также: Самый вкусный салат «Рождественский венок»: простой рецепт праздничного блюда за час
Фото: https://www.pyrohiv.com/