В среду, 19 января, православные и грекокатолики отмечают один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Святое Богоявление. Это торжество, завершающее двенадцатидневный период Святок, в народе называют Водохреща, Хрещення или Йордан.
Отмечать Крещение Господне начали очень давно — еще при жизни апостолов. В древних Апостольских Постановлениях было сказано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Правда, в те времена этот праздник объединял сразу три события: Рождество Богомладенца, поклонение новорожденному Христу волхвов, принесших ему символические дары (золото — как Царю царей, ладан — как Богу и Первосвященнику, смирну — как тому, кому должно умереть во искупление грехов человеческих), и, собственно, Крещение Господне. И называлось это торжество Епифания (с древнегреческого языка — Явление), или, как более привычно для нас, Теофания (Богоявление).
Как самостоятельный праздник отмечать Крещение Господне начали приблизительно с IV века. Но хотя ко второй половине V века уже во многих христианских общинах Крещение Господне (именно за ним закрепилось и название Богоявление) отмечалось отдельно от Рождества, разделение этих праздников во всем христианском мире проходило вовсе не одновременно и продолжалось не один век. Кстати, например, православная Армянская апостольская церковь 19 января и в наши дни под общим названием Богоявление празднует Рождество Христово вместе с Крещением Господним. Сохранилось до наших дней и некоторое сходство в богослужении этих двух праздников. А еще и у Рождества, и у Крещения есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом.
Событие, которому посвящен праздник Крещения Господня, подробнее описано евангелистами — Матфеем, Марком и Лукой и засвидетельствовано Иоанном: Христос пришел на берег палестинской реки Иордан и принял крещение от Иоанна Предтечи, тем самым показав, по словам Иоанна Богослова, что «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его».
К этому моменту Иисусу Христу исполнилось 30 лет, до достижения которых, по ветхозаветному закону, не позволялось принимать сан учителя или священника. По словам жившего в конце XI — начале XII века крупного византийского богослова, толкователя Священного Писания блаженного Феофилакта Болгарского, «…этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, — сильное пламя похоти и гнева, и в пору мужества — любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас».
Иоанн Предтеча по воле Господа проповедовал среди иудеев крещение покаяния для очищения от грехов. Покаявшихся в знак очищения он погружал в воды Иордана, символически смывая их грехи в речной воде, и говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».
Когда к Иоанну пришел Иисус Христос и попросил крестить его, Господь открыл Предтече, что перед ним Сын Божий. Иоанн сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На что последовал ответ: «Не удерживай! Так надлежит нам исполнить всякую правду», — то есть выполнить волю Божью.
По преданию, каждого приходившего креститься, Предтеча погружал в воду по шею и держал так, пока тот исповедовался во всех своих совершенных неправдах. Безгрешный же Христос, как сказано в Евангелие от Матфея, вышел из воды тотчас же.
Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел в виде голубя Дух Святой, а с небес раздался глас: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Так Бог Отец засвидетельствовал перед людьми, что Иисус не только Сын человеческий, но и Сын Божий. И впервые видимым образом были явлены все три ипостаси Господа, а праздник Крещения получил свое второе название — Богоявление.
У ранних христиан имелось еще одно название этого праздника — день Просвещения, в знак того, что таинство Крещения, очищая человека от греха, еще и просвещает его Христовым светом. Связано это название было с древней церковной традицией крестить новообращенных в самый канун праздника. Со временем желающих стать христианами стало столько, что пришлось совершать это таинство и по другим датам. Но обычай освящать воду в Навечерие Крещения, уже напрямую не связанный с новообращенными, остался.
Вообще великое освящение воды стало главной отличительной чертой этого праздника. Но в церкви долгое время не могли прийти к общему мнение в вопросе, один или два раза нужно совершать водосвятие.
Сначала это делали один раз. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год…» Позже, в X веке, водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.
Постепенно дважды освящать воду стали во всех православных церквях. В Восточной Европе традиция проводить водоосвящение в Навечерие и в сам праздник Богоявления окончательно утвердилась только в 1667 году. Причем, как правило, первое освящение совершается в храмах, а второе — как в храме (или и на улице рядом с ним), так и на открытых водоемах (что в народе называется хождение в Йордан).
Водосвятные молебны и в канун, и в день праздника проводятся после окончания праздничной литургии. Цвет одеяния священнослужителей — белый.
Верующие люди стараются посещать храмы в эти дни не только для того, чтобы набрать освященной воды, но и для того, чтобы присутствовать на праздничном богослужении, поблагодарить Господа за жертву, которую он принес ради нашего спасения, за все милости, которые он нам посылает, помолиться за себя и своих близких.
Тропарь праздника
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак праздника
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
Освященная как в Навечерие, так и в праздник Богоявления вода называется в православии великой Агиасмой, то есть великой Святыней, имеющей абсолютно одинаковую силу. В знак ее особого почитания в Крещенский Сочельник установлен строгий пост: до освящения воды верующие люди по возможности стараются вообще не есть, а после водоосвящения семьями собираются за столом с постными блюдами.
В Украине принято еще за неделю до праздника вырезать в покрытых льдом водоемах проруби в форме креста. После праздничного богослужения 19 января воду в прорубях освящают священники. Верующие набирают эту воду, обладающую теми же свойствами, что и освященная накануне, чтобы отнести ее домой и использовать по мере необходимости. А особо смелые просто ныряют в освященный водоем.
Крещенская вода всегда считалась святыней, врачующей духовные и телесные недуги. В течение года эту воду с молитвой пьют, окропляют ею жилье и все хозяйство, чтобы быть здоровыми и защититься от всякой нечисти. Но надо всегда помнить, что вода эта сохраняет в себе благодать Божью и действительно является святыней, поэтому использовать ее нужно с особым благоговением. Даже если такая вода по какой-то причине стала непригодной для употребления, вылить ее нужно в месте, по которому никто не топчется — в цветочный горшок или в водоем с проточной водой.
Святыню нельзя использовать для приготовления еды или, например, просто добавлять ее к чаю или кофе. Нельзя поить святой водой животных, в том числе домашних любимцев, ведь пить ее должно с благоговением, верой и молитвой. Но разрешается окропить ею животных, прося у Господа даровать им здоровье.
Крещенскую воду можно пить каждый день и разрешено делать это даже тем, кто временно отлучен от таинства Причастия, и некрещеным людям. Но всегда нужно помнить, что это источник Божьей благодати, а не магический оберег «от сглаза» или «снимающий порчу».
По благочестивой традиции делать это принято натощак, но при необходимости можно принимать воду и после еды. В канун же Богоявления и в день праздника разрешается пить святую воду без каких-либо ограничений.
С Крещением Господним связано огромное количество народных традиций и примет. В том числе считается, что погода в этот день дает уникальную возможность определиться с видами на урожай в новом году.
Читайте также: Крещение: чего нельзя делать в праздник и как его отметить
Фото: https://ua.depositphotos.com/