18 января, накануне Крещения (по григорианскому календарю праздник 6 января, по юлианскому — 19 января), у православных — Голодная кутья. Весь день верующие не едят, а когда в небе засияет первая звезда, садятся за стол, на который ставят только постные блюда и обязательные кутью и узвар. В храмах вечером проводят службу и освящают воду, которая, по мнению верующих, имеет большую силу и не теряет ее в течение года.
Традиционно после семейного ужина сжигали дидух (сноп стоял с Рождества), освящали дом, ждали щедровальников и колядников, а девушки гадали на суженого. Какие традиции соблюдались в Сочельник, подробно рассказала «ФАКТАМ» этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово) Елена Громова.
— Голодную кутью (или, как еще говорили, Крещенский сочельник, Крещенский или Голодный вечер) на Полесье, например, называли Третьим Сочельником, а в других регионах — Вторым Сочельником, потому что кое-где перед Старым Новым годом кутью не варили, — уточняет Елена Громова. — Напомню, что кутья обычно готовится трижды в течение Святок: к Рождественскому сочельнику (Богатая кутя), перед Старым Новым годом (Щедрая кутья) и накануне Крещения (или, по церковному календарю, Богоявления). На Киевщине кутью разводили узваром и делали жидкой, в западных регионах — крутой. Традиционно к этому блюду добавляют изюм, орехи, мед, мак…
18 января, в Крещенский сочельник, в углу ставили образ Крещения Иисуса Христа. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа (19 января) Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.
— Как только первая звезда появляется на небе, к столу подают кутью, узвар, вареники с капустой, рыбу, гречаники, блины на растительном масле, голубцы, грибы… Раньше готовили немного, до 6−10 блюд, — вспоминает Елена Громова. — Перед ужином молились («Отче наш», «Богородица Дево»), зажигали свечу и дружно садились за стол. Могли закликать мороз или волка, медведя, бурю: «Иди к нам кутью есть, а если не идешь, то не приходи и весной».
Вот например меню, характерное для Центральной Украины, в частности для Киевщины, Черкасчины.
1. Кутья
Крупа пшеничная (или ячменная) — 3 ст., мак — 1 стак., орехи (грецкие) — 1 ст., изюм — 0,5 ст., узвар — 7−8 ст., мед — 0,5 ст.
С вечера замочить крупу и изюм. Утром отварить крупу до готовности. Перетереть мак с сахаром, добавить немного воды. Орехи измельчить в ступке. Перемешать крупу, орехи, мак и изюм, заправить по вкусу медом и узваром.
2. Узвар
Груши сушеные — 1 ст., сливы сушеные — 1 ст., яблоки сушеные — 2 ст., сахар — 1 ст., вода — 4 л
Фрукты промыть и залить водой, оставить на ночь. С утра поставить на небольшой огонь. Довести до кипения, а затем убавить огонь до минимума. Добавить сахар. Варить полчаса, после чего смесь настаивать до полного охлаждения.
3. Рыба (толченики)
Щука — 1 шт. (500 г), лук — 1 шт., морковь — 1 шт., булка, зелень сушеная, лавровый лист, соль, перец
Щуку почистить, промыть и отварить в воде. К юшке добавить лука, моркови и зелени, лавровый лист, соль. Уху нужно процедить, а отварную рыбу охладить и отобрать мякоть, сняв осторожно кожицу с рыбы. К рыбе добавить белого хлеба, соли, потертой на терке луковицы, приправ, а затем смесь растолочь до однородной массы. Кожицу щуки нарезать небольшими кусочками и начинить фаршем. Толченики охладить. Уху вскипятить и положить в нее сформированные кусочками толченики, варить до готовности 10 минут.
4. Вареники
Мука — 1 кг, отвар картофельный или вода — 2 ст., картофель — 10 шт., укроп сушеный — 2 ст. л., лук — 2 шт., соль — 1 ч. л., растительное масло
Замесить эластичное тесто и накрыть полотенцем на 15 минут. За это время картофель отварить, подсолить, сделать пюре, добавить соль и сушеный укроп. Тесто тоненько раскатать и сделать стаканом кружочки, в центр каждого положить начинку и сформировать маленькие варенички. Полить готовые вареники зажаркой из лука.
5. Капуста квашеная
Капуста — 2 шт., морковь — 2 шт., соль
Капусту мелко нашинковать, морковь натереть на терку, перемешать. Все засыпать солью и хорошо утрамбовать в бочку, чтобы выделился сок. Капусту можно периодически перемешивать. Через неделю переставить в погреб или другое холодное темное место. Чтобы капуста не скисла и не испортилась, нужно следить за чистотой посуды.
6. Капустняк постный с пшеном
Морковь — 1 шт., лук — 1 шт., капуста (небольшая) — 1 шт., пшено — 1 ст., перец,
лавровый лист, сольВ кипящую воду добавить мелко нарезанной соломкой капусты. Картофель порезать кубиками. Варить вместе с капустой. Когда овощи закипят, добавить промытое пшено. Почистить морковь и лук, поджарить на растительном масле. Через 5−10 минут добавить в капустняк жареный лук с морковью, соль и приправ по вкусу. Капустняк должен настояться 1 час.
7. Голубцы постные
Капуста — 1 шт., пшено — 4 ст., лук — 1 шт., морковь — 1 шт., соль, перец
Головку капусты запарить, снять листья и срезать грубые прожилки. Пшено запарить в горячей воде и слить ее. Проварить пшено в течение 10 минут (до полуготовности). Жарить на растительном масле лук и морковь. Перемешать пшено и зажарку. Сделать маленькие голубцы. На дно посуды положить слой листьев капусты (сырой). Голубцы выложить слоями на дно посуды и залить подсоленной водой и жареным луком с морковью, накрыть сверху слоем капусты. Тушить полтора часа.
8. Сельдь
Сельдь — 1 шт., лук — 1 шт., масло — 3 ст. л.
Сельдь порезать на кусочки. Мелко порубить лук и выложить сверху на сельдь. Полить растительным маслом.
9. Фасоль
Фасоль белая — 1 ст., картофель — 2 шт., морковь — 1 шт., лук — 1 шт., масло, соль, перец
Фасоль замочить на ночь. Утром отварить до готовности. Картошку отварить и порезать на мелкие кубики. Лук и морковь мелко порезать и поджарить на растительном масле. Все компоненты перемешать.
10. Грибы (опята) квашеные
Опята — 2 ст., лук — 1 шт., масло — 5 ст. л.
Грибы промыть, лук мелко порезать и добавить к грибам. Заправить растительным маслом.
Если с ужина оставалась кутья, то отдавали ее курам, чтобы плодились и неслись. Когда трапеза заканчивалась, все клали свои ложки в одну миску, а сверху — хлеб, «щоб хліб родився». А уже утром смотрели, нет ли плохого знака: если перевернулась чья-то ложка, значит, ее хозяин умрет…
— Во дворе прогоняли кутью, — рассказывает Елена Громова. — Для этого после еды дети, взрослые брали качалки, палки, стучали ими по плетню, углу дома и кричали: «Тікай, кутя, із покуття, узвар, іди на базар, паляниці, лишайтеся на полиці, а дідух — на теплий дух, щоб нам скинути кожух». Прогоняли кутью на заключительном этапе Святок, и считалось, что холода отойдут и природа повернет к весне — на «теплый дух». Сведения об этом старинном обряде записаны этнографом Яковом Новицким еще в 1876 году в Приднепровье. Эта традиция накануне Крещения известна была и казакам. После ужина из угла выносили в сад дидух и могли его сжечь, символически ускоряя прощание с зимой и зазывая этим весну. Пепел от дидуха нельзя вносить в дом («чтобы не занести пожар»), а вот на воду или на огород, чтобы огурцы хорошо росли, — пожалуйста.
Очень важным обрядом было освящение воды. С давних времен вода, освященная вечером 18 января, считалась сильнее освященной 19 января, поэтому ее держали в доме как оберег от всякой беды. В церкви семья набирала воду в специально подготовленную посуду — кувшины, бутылки, банки, которые украшались бессмертником, базиликом, бархатцами, чтобы «Бог миловал от злой напасти». Эти сухоцветы служили одновременно и украшением, и защитой, а освященная в Сочельник вода считалась очень сильной, ее использовали от сглаза, порчи, болезней и хранили круглый год. С этого вечера и еще несколько дней, до отдания праздника, было принято приветствовать друг друга словами: «Христос окрестился!», а отвечать: «В реке Иордан».
Люди верили, что в ночь с 18 на 19 января на земле царит нечистая сила. Чтобы уберечься от злых духов, рисовали защитные знаки. Хозяйка в этот вечер разбавляла святой водой муку, делала жидкое тесто и им рисовали кресты (могли наносить знаки и мелом) на всех стенах дома, а также в сенях, амбаре, конюшнях, в разных хозяйственных постройках, на воротах, колодцах. Кресты в доме появлялись на столе, дверях, окнах, сундуках, посуде, печи, инструментах
— Ночь на Крещение магическая и уникальная, в это время можно заглянуть в будущее, — продолжает Елена Громова. — Предсказание судьбы всегда интересовало прежде всего девушек, поэтому они прибегали к гаданиям на суженого, отношения, благополучие. Вечером 18 января, как водилось, приступали к гаданиям, выбирая самые разные способы. Собирали ложки, трещали ими и слушали, откуда донесется шум. Оттуда следует ждать жениха. А уже в ХХ ст. гадание осовременили: шли к железной дороге и там слушали, откуда загудит поезд, оттуда и судьба позовет… Скручивали фартуки и подбрасывали их в корыте: чей выпадет, та замуж скоро выйдет. Гадали на кольях, дровах, также писали на 12 бумажках имена и желания, вытаскивали их утром из-под подушки. В прогнозах искали тайный смысл и знаки, например, когда капали воском на воду и получали знаки-подсказки. Чтобы быть в паре, девушки подсчитывали в горсти орехи, фасоль или горошины. А имя суженого спрашивали у первого встречного мужчины. Также могли увидеть во сне любимого, который придет расчесать волосы расческой, спрятанной под подушку. Лента и хлеб в кувшине подскажут: если с завязанными глазами вытащить оттуда ленту, то ждать сватов, попадется хлеб — свадьба будет, но не скоро. В более поздние времена для гаданий использовали карты, кофейную гущу
— 18 января еще колядовали, а 19-го коляду «расстреливали» , — говорит Елена Громова. — Щедривки исполняли недолго, но иногда могли их еще некоторое время попеть. На Галичине, например, щедровальникам вручали охапку веток орешника (они имели особую силу и оберегали скот весь год «от всякого зла»), или овес (применяли для посева весной). На Львовщине ходили щедровать девушки, и хозяева им очень радовались. В Тернопольской области ждали парней, которые пели там, где были девушки на выданье: «Ой, на Йордані святять воду три янголи. Йордан воду розливає, ворон коні напуває…» Если ребята проходили мимо дома, то только потому, что там еще девка не выросла…
Считалось, что раз в год — накануне Крещения — скот, окропленный освященной водой, мог говорить на человеческом языке, а слушать этот разговор нельзя, потому что кто его подслушает, умрет на следующий же день. Бытовала легенда в народе: хозяин однажды не выдержал, потому что хотел узнать, о чем быки говорят. А они, нахваливая хозяина, сказали: «Он добрый, ухаживает за нами, кормит, но завтра мы повезем его на кладбище…» Поэтому хозяева пытались после окропления хлева, конюшни быстро спрятаться в доме.
Присматриваясь к вечернему небу, люди замечали: если оно светлое и звезд не видно, то будет хороший урожай гречихи, а если сияет много звезд, то это к приплоду белых ягнят. Прогнозировали урожай так: на ночь выставляли на улице в чашках разные виды хлеба и утром осматривали. На какой хлеб упал иней, такой вид зерновых в этом году будет урожайным.
Накануне Крещения ничего не одалживали и не брали взаймы.
На Голодную кутью (как и в другие праздники) старались не обижаться, не ссориться, не убирать в доме. Полагалось набирать освященную воду со светлыми мыслями.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 годов
Какие еще важные для христиан праздники отмечаются в январе, читайте здесь.