У самой возрастной мамы в Украине хотят отсудить ребенка. Такими заголовками вот уже неделю пестрят центральные СМИ. Речь о небезызвестной жительнице Чернигова Валентине Подвербной, которая родила девочку в 65 лет. Сейчас Валентине уже 76 лет, а ее дочке Анне-Марии — 11. Иск к Подвербной подала украинка, которая давно живет в Израиле. Женщина утверждает, что в киевской клинике, где в 2010 году Подвербной делали процедуру искусственного оплодотворения, она хранила свои замороженные яйцеклетки. И что недавно, увидев подросшую дочку Подвербной по телевизору, обнаружила, что девочка очень на нее похожа. Женщина подозревает, что клиника использовала для искусственного оплодотворения Подвербной ее яйцеклетку. И теперь требует проведения генетической экспертизы.
Могла ли действительно произойти такая ошибка? Как на происходящее реагирует сама Валентина Подвербная, имя которой за последние десять лет и без того часто попадало в скандалы? И что на самом деле нужно истице: ребенок или денежная компенсация от клиники? «ФАКТЫ» разбирались в этой запутанной ситуации.
Иск жительницы Израиля о признании факта материнства рассматривает Новозаводской районный суд Чернигова. Первое заседание по делу было 12 января, следующее запланировано на 21 февраля. Ни сама истица, ни Валентина Подвербная в суд не явились. Были только адвокаты, которые дали понять, что их клиентки давать какие-либо комментарии СМИ не намерены.
— Моя клиентка не хочет общаться с журналистами, — сообщил «ФАКТАМ» адвокат истицы Сергей Вольфовский. - Она вообще не рада, что вся эта информация попала в прессу. Естественно, что я, как ее адвокат, не могу без ее согласия что-либо вам рассказывать.
Из иска, который есть в открытом доступе, узнаем следующее: истица утверждает, что ничего не знала о Подвербной и ее дочери до тех пор, пока случайно не увидела девочку в одном телесюжете. И была настолько впечатлена сходством, что решила выяснить, не ее ли яйцеклетку использовали как донорскую. Хотя она ни в каких донорских программах не участвовала и хранила яйцеклетку для себя. «ФАКТЫ» нашли истицу и в «Фейсбуке». Пытались с ней связаться, но на наш запрос она не ответила. Справедливости ради стоит заметить, что дочь Подвербной действительно на нее похожа.
Адвокат Подвербной Валентина Роговец сказала, что ее клиентка тоже не хочет общаться с прессой. Тут надо сказать, что самая возрастная мама в Украине уже давно журналистов не жалует. После того, как несколько лет назад в прессе появились сообщения о том, что ее дочка якобы попрошайничает, Подвербная обиделась на журналистов. Довольно охотно женщина общалась с прессой лишь сразу после родов, в 2011 году. Тогда к ней в Чернигов приезжала корреспондент «ФАКТОВ» Мария Василь и была одной из немногих представителей СМИ, кого Подвербная даже пустила в свою квартиру (хотя не пускала туда даже соцработников).
В интервью «ФАКТАМ» Подвербная рассказала, что на процедуру ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) ее подтолкнул страх перед одиночеством. В молодости Валентина дважды была замужем, но детей не родила. Причиной медики назвали женское бесплодие. После второго развода в 30-летнем возрасте замуж решила больше не выходить: «Все равно забеременеть не получается! Так зачем нервы себе мотать?» С тех пор Валентина жила с мамой, с которой они вместе торговали на рынке. Мать умерла в 92 года. Перед смертью женщина посоветовала дочке сделать все возможное, чтобы не остаться одной на склоне лет. «Одиночество сокращает жизнь, — говорила она, — а семья и заботы о близких, наоборот, продлевают век. Роди себе ребеночка!»
Валентина, к тому времени уже вышедшая на пенсию, восприняла наставление матери серьезно. В одной из газет она наткнулась на статью о достижениях медицины, позволяющих женщине с таким заболеванием, как у нее, стать матерью. Позвонила в соответствующую клинику и ужаснулась расценкам — курс лечения с последующей подсадкой эмбриона стоил на тот момент около 40 тысяч гривен. А пенсия была 860 гривен. Но Валентина поставила себе цель накопить деньги. «Я снова пошла на базар, торговала на раскладке крупой и сахаром. С утра до вечера, без выходных, в жару и в снег. Сидела на хлебе и картошке, не могла себе позволить сварить борщ с мясом», — призналась женщина. В результате нужная сумма оказалась у нее в кармане. Специалисты Киевского института генетики репродукции, куда обратилась Подвербная, рассказали, что вначале женщина пыталась скрывать свой возраст, так как боялась, что ей откажут. «Она просила, умоляла, принесла справки от психиатра и онколога. Прямо на стуле подскакивала, чтобы доказать, что она молодая и энергичная! — рассказывал „ФАКТАМ“ врач Игорь Ильин. — Мы сжалились над ней».
Новость о необычной маме взбудоражила всю Украину. Многие люди захотели помочь Валентине. Но вскоре соцработники стали рассказывать, что Подвербная не пускает их в квартиру, может послать и нецензурной бранью. Соседи замечали, что пожилая женщина с коляской иной раз просит милостыню на автозаправке. А побывавшая у нее в квартире корреспондент «ФАКТОВ» отметила жуткую запущенность и грязь. «В ванной воняло невесть когда замоченным бельем, в кухне — гнилым луком», — описывала свои впечатления от визита журналистка Мария Василь. Подвербная тем временем отслеживала публикации о себе, очень обижалась и в конце концов наотрез отказалась от общения с представителями СМИ.
Исключением в 2016 году стал ведущий программы «Один за всех» на телеканале СТБ Дмитрий Карпачев. Валентина с дочкой, которой было уже пять лет, неожиданно согласилась прийти на программу. Но в результате ушла со скандалом, покинув студию до окончания эфира. Женщину возмутили показанные в эфире комментарии ее соседей, которые рассказали, что часто видят девочку грязной и неаккуратной, что пожилая мама запрещает ей общаться с другими детьми и, воспитывая дочь, не выбирает выражений. А девочка, по словам очевидцев, и сама запросто может послать матом не понравившегося ей человека. К слову, Подвербная тогда подтвердила, что друзей у дочки нет, потому что «хороших девочек они не нашли». А маленькая Анна-Мария добавила, что не хочет ни с кем дружить, «потому что мама сказала, что тогда придется пить и курить». Также нельзя было не заметить у девочки косоглазие. Но предложение показать ребенка специалистам Подвербная отвергла, заявив, что «ребенок просто придуривается». Финальным аккордом стал рассказ побывавшего однажды в ее квартире соседа, который ужаснулся жуткой грязи, спертому воздуху и фекалиям в раковине (пожилая мама, по его словам, запрещала дочке ходить на унитаз, потому что «там много микробов»). Услышав все это, Подвербная психанула и сказала, что не собирается участвовать в ток-шоу, где ее обливают грязью.
С тех пор — никакого общения с журналистами. В 2017 году в черниговской прессе появились сообщения о том, что Анна-Мария пошла в школу. Чтобы узнать, как возрастная мама с дочкой живут сейчас, «ФАКТЫ» обратились в соцслужбы.
— Насколько нам известно, с девочкой все в порядке, она ходит в школу, — сообщила «ФАКТАМ» директор Черниговского городского центра социальных служб Татьяна Кузнецова-Молодчая. - За последнее время никаких тревожных сообщений по поводу этой семьи нам не поступало. Несколько лет назад обращались люди, утверждая, что девочка якобы попрошайничает. Но эти факты не подтвердились. С тех пор больше не было никаких сведений, которые могли бы вызвать обеспокоенность.
Чем грозит Валентине Подвербной инициированный жительницей Израиля судебный процесс? Если факт генетического родства девочки и истицы будет установлен, неужели на этом основании у пенсионерки могут забрать ребенка? Ведь, как бы там ни было, Подвербная является добросовестной заказчицей услуги (ЭКО), которая обратилась в клинику, услугу оплатила и получила. А после рождения ребенка совершенно законно получила родительские права. Эксперты говорят, что в этой истории пока больше вопросов, чем ответов. Особенно учитывая то, что клиники, где Валентине делали ЭКО, больше нет. А выполнивший процедуру врач Игорь Ильин говорит, что медицинская документация за те годы не сохранилась. Но при этом подтверждает, что истица действительно была клиенткой его клиники.
— Если я у вас спрошу, что было в 2010 году, вы вспомните вообще? - сказал врач в комментарии ТСН. — Никаких документов уже нет. Да, у нас была пациентка в 2010 году… Я не могу ничего отвечать, это врачебная тайна. После решения суда все расскажу.
— Уже очевидно, что процесс будет непростым, и сама ситуация сложная, — прокомментировал «ФАКТАМ» происходящее директор Центра медицинского и репродуктивного права, адвокат Сергей Антонов. — Даже если по делу будет проведена генетическая экспертиза и она установит родство девочки и истицы, истице еще нужно будет подтвердить основания, на которых в клинике хранились ее яйцеклетки. Действительно ли она хранила их для себя или отдала их как донор. Сохранились ли у нее документы, которые это подтверждают? Пока что сложно сказать, какие именно цели преследует истица. Хочет ли она этого ребенка, денег или просто хайпа.
— Могло ли быть так, что в клинике перепутали яйцеклетки? Или, возможно, сделали это умышленно?
— Я думаю, что делать это умышленно безрассудно. Во-первых, для процедуры ЭКО всегда стараются брать яйцеклетки от доноров младше 30 лет, которые имеют собственных здоровых детей (минимум одного), да и к самим донорам строгие требования по здоровью. Так больше шансов, что попытка оплодотворения будет удачной для пациента-заказчика. А истица, насколько мне известно, была значительно старше и сама пациентка с репродуктивными проблемами. Кроме того, брать замороженную яйцеклетку тоже было неоправданно, особенно в те годы, когда технологии сохранения яйцеклеток в нашей стране оставляли желать лучшего. Куда надежнее было использовать свежую донорскую яйцеклетку. А вот ошибку исключать нельзя. В украинских и даже зарубежных клиниках не раз были случаи, когда путали и яйцеклетки, и сперму, и эмбрионы. Чаще всего, если такое происходит, клиника договаривается с пострадавшими о компенсации без суда. В последние годы было несколько публикаций о таких случаях. Причем сами клиники признавали свои ошибки. В этом же случае есть только догадки истицы, основанные на ее субъективном мнении о ее фенотипическом сходстве с ребенком ответчицы. Возможно, мы не все знаем. Может, истица получила какую-то информацию из других источников.
— Почему в клиниках происходят такие ошибки?
— Первая и основная причина — халатность персонала клиник. Во многих клиниках репродукции нет надлежащей стандартизации и контроля производственных процессов. Из-за большого спроса на такие услуги и нехватки квалифицированных специалистов клиники переполнены, у врачей очень плотный график приема, процедуры одна за другой… При таком конвейере и нагрузке сложно обеспечить надлежащий контроль, не говоря уже об экономии на специальном оборудовании с системами двойного считывания и перепроверки данных.
— То есть, обращаясь в клинику, желающая заморозить свои яйцеклетки женщина не может быть уверена в том, что их ошибочно не подсадят кому-то другому?
— Эти процессы (заморозка и разморозка яйцеклеток) проходят вне контроля пациента, там присутствует только медперсонал. Поэтому проконтролировать ничего нельзя. Все зависит от системы контроля качества в каждой конкретной клинике. Обращаясь в подобное учреждение, необходимо заранее интересоваться этим вопросом. Узнать, есть ли у клиники сертификация, стандарты, СОПы основных процедур, сколько лет клиника на рынке и не попадала ли в подобные скандалы ранее. К сожалению, госконтроль в этой сфере у нас практически отсутствует, и это тоже отражается на качестве предоставляемых клиниками услуг. Хотя подобные истории бывают и в США, и в Европе. Многое зависит еще и от того, насколько клиника перегружена. Обычно не рекомендуют обращаться в медучреждения, где очень много программ и клиентов — там велика вероятность ошибки.
— Вернемся к ситуации Валентины Подвербной. Если генетическая экспертиза покажет, что девочка — дочь истицы, может ли последняя отсудить ребенка?
— Если докажет, что яйцеклетку использовали без ее ведома, то теоретически это возможно. Но не следует забывать и об интересах ребенка. Девочку уже 11 лет воспитывает ответчица, которая ее родила. Это история — одна сплошная психологическая травма, вмешательство в частную жизнь. Должен быть соблюден баланс интересов, а не только удовлетворены чьи-то личные амбиции. И повторюсь — здесь важны документы, договоры истицы с клиникой и многие нюансы, которых мы пока не знаем.
И не факт, что узнаем. Потому что 12 января обе стороны ходатайствовали о том, чтобы слушать дело в закрытом режиме, так как речь идет о частной жизни. Суд ходатайство удовлетворил, а это значит, что уже на следующее заседание журналистов не пустят. Тем не менее «ФАКТЫ» будут следить за развитием событий.
Читайте также: Американка, которая никогда не была беременной, встретилась со своим биологическим сыном
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о жительнице Индии, родившей первенца в возрасте 70 лет. Женщина также прошла процедуру ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). И теперь «молодая» мама вместе с 75-летним супругом радуются появлению сына.