Это удалось благодаря пилотному проекту «Рука помощи», опыт которого лег в основу новой государственной программы
— А почему я должен был сомневаться? Государство предлагало деньги — их нужно было брать! — убедительно говорит Олег Беляев. — К тому же кредит был беспроцентный. Какой украинский банк мог бы дать деньги на таких условиях? Поэтому мы с женой даже не раздумывали, приобщаться ли к пилотному проекту Министерства социальной политики «Рука помощи». Благодаря его финансовой поддержке мы и запустили производство по изготовлению носков.
Напомним, этот проект реализовался в рамках программы «Модернизация системы социальной поддержки населения Украины» с участием Всемирного банка в течение 2016−2019 годов. А с 1 января нынешнего наработанные в ходе пилота механизмы масштабировались на всю Украину.
44-летний Олег Беляев — коренной кременчужанин, но, получив высшее образование, осел в Рубежном Луганской области. По специальности инженер по автоматизации технических процессов. Вместе с женой Оксаной, по специальности химиком-технологом, долгое время работали на ведущем научно-производственном предприятии химического производства «Заря». У мужчины был также опыт работы в частной структуре. Занимался деятельностью в сфере услуг: выполнял электромонтажные работы, устанавливал системы видеонаблюдения и охраны помещений. Еще до войны семья с двумя дочерьми планировала перебраться в Кременчуг, но боевые действия заставили быстро эвакуироваться с Донбасса.
Начать собственный бизнес в Кременчуге долгое время не удавалось. Олег с Оксаной намеревались взять банковский кредит, но столкнулись с тем, что финансовые учреждения под разными предлогами отказывали вынужденным переселенцам. Времена были смутные, и работники банков боялись, что «донецкие» («луганские») заемщики исчезнут с деньгами.
— К счастью, в Украине работает представительство Международной организации по миграции (МОМ), которое помогает, в частности, внутренне перемещенным лицам и тем, кто испытал последствия вооруженного конфликта, — рассказывает Олег. — Я выиграл грант этой организации и получил две тысячи евро, на которые приобрел подержанный вязальный станок (новый стоит в десять раз дороже!).
Но с одним станком как запустить конвейер? Беляев присоседил его в уголке рабочего помещения действующей чулочно-носочной фабрики. Спасибо ее руководителю, тот целый год делился с ним опытом вязки. При этом Олег искал инвесторов и новые грантовые программы, даже торговую марку успел зарегистрировать.
А кто ищет, тот, как известно, находит. Пилотный проект «Рука помощи», реализовавшийся во Львовской, Харьковской и Полтавской областях и еще в нескольких громадах Житомирской, Донецкой и Черниговской областей в течение 2016−2019 годов, уже был на завершающем этапе, когда супруги Беляевы о нем узнали. Он был рассчитан как на безработных, зависимых от социальных выплат, так и на внутренне перемещенных граждан, желавших заняться собственным делом, чтобы выбраться из бедности. Согласно его условиям, каждый разработавший и защитивший бизнес-план мог получить под него возвратный беспроцентный кредит от государства на сумму до 70 тысяч гривен, который нужно было вернуть в течение трех лет. И что интересно — не деньгами, а… налогами. То есть человек начинает работать, вносит обязательные платежи в бюджет, и таким образом его кредитный долг ежемесячно уменьшается на сумму этих налогов. Но кредит можно было и не возвращать! При условии, что новоиспеченный предприниматель предоставит работу двум людям по направлению центра занятости, малоимущим, переселенцам или участникам АТО/ООС, и они отработают непрерывно два года.
Первым отправил бизнес-план в областной центр занятости населения Олег. Он уже знал, как его составлять, потому что проходил обучение в МОМ. Говорит, ничего сложного в этом нет. Главное, чтобы была реальная идея, которую ты хочешь претворить в жизнь. Связавшись с Олегом и узнав, что его жена также переселенка, представитель команды проекта предложил ей стать участником «Руки помощи». Оксана сразу согласилась. Потому что приобрести оборудование для старта бизнеса на 70 тысяч гривен или на 140 — это большая разница. Семья предпринимателей очень благодарна специалистам команды проекта, которые всегда давали дельные советы и продолжают консультировать.
Таким образом, Беляевы получили финансовый максимум, позволивший им быстро наладить производство. При этом они не подержали даже копейки «живых» денег в руках. Условиями проекта было предусмотрено, что выделенные государством средства идут на оплату товаров и оборудования, указанных в бизнес-плане.
Итак, к старенькому вязальному станку, на котором Олег Беляев осваивал азы изготовления чулочно-носочных изделий, добавился еще один, новенький, китайского производства. Одновременно на полученный кредит супруги приобрели кучу сопутствующих товаров, необходимых для старта работы.
— С самого начала я был настроен производить спортивные носки, — рассказывает Олег. — Возможно, потому, что в свое время играл в любительский баскетбол и, бывало, растягивал связки. Бинтовать больное место длинным эластичным бинтом неудобно. Надевать на игру жесткие компрессионные носки — не оно. Поэтому хотел производить именно баскетбольные, чтобы максимально защитить уязвимые места на ногах, в первую очередь голеностопный сустав.
Владельцы небольшого семейного бизнеса подошли к делу очень ответственно. Начали с тестирования синтетических ниток, вплетающихся в ткань. Из большого диапазона таких ниток нужно было выбрать те, которые дадут наилучший эффект. Достаточно сказать, что отдельные спортсмены начали тестировать носки Беляевых в конце 2018 года, а их производство было запушено через полтора года после этого. Каким только «пыткам» не подвергались «подопытные» нити! Главным требованием к ним было, чтобы они не теряли структуру и эластичность. При этом оставались белоснежными после стирки, а цветные, чтобы не линяли.
— Жена поначалу скептически относилась к моей идее спортивных носков, — рассказывает Олег Беляев. — До тех пор, пока не подвернула ногу. Что она только ни делала, ничего не помогало! А потом я уговорил ее надеть носок собственного производства. На другой день Оксана перестала хромать. Кстати, сейчас она занимается разработкой дизайна нашего продукта.
В прошлом году Олег Беляев получил патент на полезную модель чулочно-носочных изделий, выданный Украинским институтом интеллектуальной собственности. Новизна изделий заключается в том, что носки имеют не один, а два кольцевидных бандажа, выполненных из особой нити. То есть защищают уязвимые участки ноги вдвое лучше.
— Аналогов тому, что мы сейчас производим, нет. Никто не делает так, чтобы компрессию можно было регулировать, — объясняет, что означает полезная модель, ее автор.
Заказчики продукции кременчугского частного предприятия — спортивные клубы Киева. В столице есть его дилерское представительство. А носки идеально подходят марафонцам, триатлонистам, волейболистам, баскетболистам, велосипедистам, тем, кто занимается большим теннисом. Поэтому Беляевы работают только под заказ — 200−300 пар носков в месяц. Максимальная мощность в смену — 70 пар.
Но что любопытно: небольшому предприятию из Кременчуга удалось вытеснить с украинского рынка спортивные носки словацкого производства. Потому что они стоили 600 гривен, а наши — 150−250, в зависимости от высоты. Как говорится, почувствуйте разницу.
Семья Беляевых носит, конечно, только носки собственного производства. Младшая дочь, к примеру, любит с принтом «Игра в кальмара». У нее также есть носки с персонажами аниме. Девушка подкатывает штаны по последней моде, чтобы был виден рисунок на длинных носках, а одноклассники ей тихо завидуют. Ее родители между тем рассуждают о том, как с выгодой для себя воспользоваться модной тенденцией и удовлетворить спрос молодежи на принты. Кстати, стоимость таких носков не превышает 50−70 гривен.
Семья вынашивает и другую интересную идею — сделать обычные носки визитной карточкой Кременчуга. Чтобы вместо традиционных сувениров — чашек с нанесенными на них фотографиями видов города или буклетов — дарить гостям города, участникам городских мероприятий и так далее носки с принтами тех же видов. Можно сделать подарочные наборы. А еще — обеспечить детско-юношеские спортивные школы фирменными носками с их логотипами. Оригинально, красиво, практично.
Предприниматели видят перспективы для развития бизнеса, который они запустили благодаря протянутой им «Руке помощи».
Олег и Оксана Беляевы ищут возможности привлечения инвестиций для расширения производственных мощностей. Не скрывают, что с удовольствием воспользовались бы еще раз поддержкой государственной программы «Рука помощи», которая с 1 января масштабируется на всю Украину. В ее основу легли механизмы, наработанные в ходе пилота.
— Проект, в разработке которого принимала участие нынешний министр социальной политики Украины Марина Лазебна, предусматривает привлечение украинцев к экономической активности с учетом особенностей и стремлений каждого из них, — говорит управляющий партнер ShiStrategies, координатор проекта «Рука помощи» Инна Шинкаренко. — Это совершенно новый механизм для нашего государства, доказавший свою эффективность. Достаточно сказать, что Международный совет институтов управленческого консалтинга признал его одним из лучших в мире, а команда исполнителей получила высшую мировую награду в области управленческого консалтинга. Но главное, что заработки бывших малоимущих безработных позволяют им уверенно решать основные жизненные проблемы. Кто-то приобрел или расширил собственное жилье, кто-то купил автомобиль, кто-то получает высшее образование, платит за обучение детей… Месячные заработки участников пилотного проекта — а их более 230 — достигают от 20 до 100 и более тысяч гривен. Это люди, которых еще несколько лет назад государство содержало за свой счет. А на сегодняшний день они сами уже дали работу около 160 лицам. В государственный бюджет от их деятельности поступило около 12 миллионов гривен в виде налогов и социальных взносов. Это более 80 процентов от суммы, которую они получили для старта предпринимательства. Подавляющее большинство участников вернули микрокредиты в полном объеме раньше, чем предполагалось. Кто-то еще продолжает возвращать полученную сумму, поскольку не прошло трех лет с момента основания бизнеса.
Оксана Беляева заканчивает свое участие в проекте через несколько месяцев и не сомневается, что «живыми» деньгами ссуду возвращать ей не придется. А Олег сразу оформил на работу двух вынужденных переселенцев и забыл о кредите.
На вопрос, как изменилась жизнь семьи после того, как она основала семейный бизнес, Олег Беляев отвечает:
— Мы сами себе хозяева, постоянно находимся в процессе поиска усовершенствования своей продукции, чтобы быть конкурентоспособными. И это добавляет особого драйва в жизни. Это совсем не то, что ты отработал восемь часов на производстве и больше тебя ничего не интересует. Ну и, конечно, получили материальную независимость. Больше всего с женой довольны тем, что можем учить старшую дочь в польском вузе, а для младшей оплачивать репетитора по английскому языку. Вложение средств в образование детей — самая выгодная инвестиция.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как предприниматель из Краматорска Донецкой области, вынужденный переселенец Даниил Плахин открыл футбольную академию для детворы. Подробности — в материале «У ученика моей футбольной академии Игната нет ноги. Тем не менее он любит играть в нападении и забивает голы».
Фото предоставлены Олегом Беляевым