— Последние четыре месяца за происходящим на улице мы с сыном наблюдали только через окно львовской больницы, — говорит мама мальчика, 22-летняя Кристина из Надворнянского района Ивано-Франковской области. — Врачи запрещали нам гулять, потому что любой вирус мог быть для Артемчика смертельным. Мы жили почти в стерильных условиях. Даже первый день рождения сын отметил в больничных стенах.
На фото Артем сидит у мамы на руках. У ребенка желтая кожа, пожелтевшие склеры глаз, заметно выпячивающийся животик. Так выглядел он до операции.
— Сын родился в канун Рождества, 6 января 2021 года, — вспоминает Кристина. — Как все здоровые дети, он был крикливым и краснощеким, имел нормальную массу тела. Из роддома нас выписали без замечаний. А когда ребенок стал больше есть, кожа и склеры глаз пожелтели, увеличился животик. Мы обратились к местным врачам. Сначала они предположили, что у Артемчика обычная желтуха, как это бывает иногда у младенцев, и сказали, что она скоро пройдет. Но ребенку становилось все хуже.
Понимая, что ситуация серьезная, родители решили ехать в Ивано-Франковск, чтобы показать ребенка врачам. Они сказали, что у мальчика, вероятно, непроходимость желчевыводящих путей и порекомендовали отправиться во Львов.
— В детской больнице первого территориально-медицинского объединения Львова это подозрение подтвердили — «атрезия желчных протоков и выраженная печеночная недостаточность», — продолжает Кристина. — Когда стало ясно, что терапевтическое лечение не помогает, нам сказали: необходима трансплантация. С конца сентября мы жили в больнице в надежде на то, что донор для ребенка найдется. Надежда — это единственное, что нас все это время держало. Ведь когда слышишь такой диагноз, хочется кричать на всю Украину: «Помогите!» Никто из родных не подходил Артемчику как донор. Единственная надежда была на трансплантацию от посмертного донора.
Шанс на спасение появился через неделю после того, как Артемчику исполнился год, 12 января. Врачи Винницкой областной клинической психоневрологической больницы имени академика А. И. Ющенко двое суток боролись за жизнь 44-летнего мужчины. В его мозгу разорвалась аневризма, большое кровотечение не дало шанса на спасение. После того как констатировали смерть головного мозга, трансплант-координатор пообщался с родными, и они дали разрешение на то, чтобы забрать его сердце, печень и почки. Это давало шанс на спасение нуждающимся в трансплантации.
— Словами не передать, как страшно понимать, что от чьей-то смерти зависит жизнь твоего ребенка, потому что хочется, чтобы все жили, и хочется, чтобы твой малыш жил, — говорит Кристина. И сразу добавляет: — Мы искренне благодарны родным донора, которые позволили взять орган для трансплантации. Это очень трудный шаг. Надо очень сильно любить других людей, чтобы принять такое решение. Спасибо, что даете шанс спасти нашу вселенную — нашего Артемчика.
Когда врачи констатировали смерть мозга у потенциального донора, а трансплант-координаторы получили разрешение от родных 44-летнего мужчины на извлечение органов, нужно было быстро решить, как доставить сердце, печень и почки в больницы, где будут проводить операции по трансплантации.
Чтобы вовремя доставить донорскую печень для Артемчика, в Украине впервые задействовали вертолет МВД. Причина — время, которого крайне мало, потому что печень вне тела «живет» не больше 12 часов. От Винницы до Львова 400 км. Добираться на автомобиле шесть часов. Вертолет проделал этот путь за полтора часа.
Во Львове врачи до последнего не знали, подойдет ли печень Артемчику. Поэтому в одной операционной ждали медики вместе с мальчиком. А в другой — врачи во главе с трансплантологом клиники «Феофания» Дмитрием Харьковым отделяли фрагмент органа, который будут пересаживать ребенку.
— Артемчику потребовался не весь орган 44-летнего мужчины, а только его часть, — объясняет Дмитрий Харьков. — Печень должна занимать до трех процентов массы тела ребенка. Но разделить орган непросто, потому что нужно узнать, как идут протоки и артерии, как происходит отток желчи от печени, и только тогда можно пересаживать.
Читайте также: Столичные врачи спасли четыре жизни, пересадив от умершей женщины сердце, печень и две почки (видео)
В больнице говорят, что обычно в детской трансплантологии донорскую печень разделяют на две части, то есть один орган можно трансплантировать двум людям, но в этом случае анатомическая структура не позволила разделить печень таким образом. Поэтому врачи, сохраняя все сосуды и желчевыводящие пути, отделили необходимую для Артемчика часть органа, а остальную утилизировали. Чтобы отобрать нужную часть, понадобилось более двух часов.
— Печень у мальчика увеличена, жесткая как камень, с признаками цирроза, — комментирует ситуацию Дмитрий Харьков, вынимая родной орган ребенка. Ход операции записывается на видео. Его смогут просматривать специалисты.
Трансплантация печени должна была длиться до восьми часов, но когда медики изымали у Артема больной орган, оказалось, что у мальчика не только билиарная атрезия, но и аномалия сосудов.
— Кроме трансплантации нам пришлось провести еще и пластику воротной вены, — объясняет заведующая хирургией врожденных пороков развития детской больницы первого территориально-медицинского объединения Львова Галина Курило. — Также следует учитывать, что детская артерия имеет диаметр до трех миллиметров, а взрослая гораздо больший. Нашей же задачей было правильно их сшить. Еще важно отметить, что ребенок весит всего 9,5 килограмма, а трансплантации печени таким детям делать труднее всего. Операция длилась более 12 часов.
Читайте также: Мои почки ссохлись, как орехи, — говорит пациентка, которой впервые в Украине успешно провели трансплантацию в районной больнице
В конце концов, новый орган включился в работу. Это подтверждает и УЗИ. Трансплантация прошла удачно. Но родители ребенка и врачи радуются сдержанно — все понимают, что это только половина результата. Другая половина зависит от того, как примет организм мальчика новый орган.
Артемчик стал самым младшим в Украине пациентом, которому трансплантировали печень от посмертного донора. До этого такую трансплантацию проводили только раз. Два месяца назад в Национальном институте хирургии и трансплантологии им. А. А. Шалимова прооперировали 16-летнюю девушку.
— Я счастлива, что сыну сделали трансплантацию в Украине, — говорит Кристина. — Собирать деньги и ехать в Бельгию очень дорого и тяжело. Такой переезд — большой риск для ребенка. И там ты чужой. А в Украине ты дома. Можешь нормально пообщаться с врачами, уточнить то, что не понимаешь, тебе все пошагово расскажут.
Больше недели Артемчик находился в реанимации, а сейчас его уже перевели в палату к маме. Артериальный и венозный кровотоки, говорят врачи, у мальчика в норме. Постепенно исчезает желтизна кожи и склер, появляется аппетит. Медики надеются, что уже через несколько недель смогут отпустить малыша на Ивано-Франковщину.
Читайте также: «Я два года дышал с помощью кислородного концентратора»: первого в Украине пациента с пересаженными легкими выписали из больницы
— За Артемчика перживала вся наша больница, — продолжает Галина Курило. — Мы очень долго готовились к тому, чтобы можно было проводить трансплантацию печени детям в стенах нашей больницы. Учились и в Европе, и в США. К сожалению, многие наши маленькие пациенты не дождались трансплантации, потому что ресурсы человеческого, а особенно детского, организма ограничены. Но теперь, когда после трансплантации, выполненной Артемчику, прошло более двух недель, можем сказать, что ребенок в стабильном состоянии и мы готовы проводить детям трансплантации печени от посмертных доноров.
В прошлом году в Украине было проведено более 300 трансплантаций. Это рекорд за все годы независимости, но даже этого недостаточно. Только тех, кто ждет новую почку, в нашем государстве более трех тысяч.
По информации, обнародованной Министерством здравоохранения, за трансплантацию почки медучреждение в Украине получает от государства 801 тысячу гривен, печени — 1,428 миллиона гривен, сердца — более 2 миллионов, трансплантация костного мозга от несемейного донора стоит почти 2,5 миллиона гривен. Для сравнения: средняя стоимость трансплантации печени за границей — 3,5 миллиона гривен. Поэтому спасать жизнь наших граждан в Украине и гуманно, и выгодно для государства. Количество тех, кому удастся помочь, будет значительно больше.
Напомним, 5 января президент Владимир Зеленский подписал поправки к закону о трансплантации органов, регулирующие оплату трансплантаций и донорства в Украине.
Фото предоставлено детской больницей первого ТМО Львова