По результатам последнего заседания Совета национальной безопасности и обороны премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил о неизменности тарифов на электроэнергию, газ и другие коммунальные услуги как минимум до конца отопительного сезона. Однако, помимо тарифов, в отечественной энергетике остается немало проблем, особенно в свете угрозы начала полномасштабной войны с Россией. Ведь наша энергосистема тесно связна с энергосистемами России и Беларуси. Однако, похоже, вскоре отечественную электроэнергетическую отрасль ждут кардинальные изменения, которые коснутся и производителей электроэнергии, и ее поставщиков, и конечных потребителей, то есть нас с вами.
В правительстве всерьез задумались о перспективе отсоединения украинской энергосистемы от российской и белорусской сетей и интеграции ее с европейской энергетической системой. Украинская делегация даже провела в Брюсселе переговоры по этому вопросу с европейскими коллегами.
«Сейчас решаются технические проблемы, — сообщил по результатам переговоров министр энергетики Украины Герман Галущенко. — Есть абсолютная поддержка Украины в том, что мы планируем синхронизироваться с европейскими энергосетями и наконец отрезаться от энергосетей Российской Федерации и Беларуси. В плане у нас стоит 2023 год. Сейчас мы на финальном этапе. В этом году планируем пройти так называемый изолированный режим дважды. Это должны быть зима и лето. После этого мы уже подходим к вопросу, что мы готовы, что мы показали стабильность энергосистемы и ее готовность к объединению с европейскими энергосетями. Украина уже вложила более 600 миллионов евро в модернизацию электросетей, чтобы они были пригодны к синхронному функционированию с Европой», — отметил министр.
Однако простых украинцев в первую очередь интересует стабильность поставок электроэнергии в их дома и доступные тарифы. О том, что ожидает украинскую энергосистему в случае ее интеграции с европейской, «ФАКТАМ» рассказала директор ООО «АВГУСТА» (Группа Tolk) Ирина Береснева.
— Министр энергетики Украины Герман Галущенко по итогам переговоров в Брюсселе заявил о перспективе отсоединения украинской энергосистемы от российской и белорусской сетей и интеграции с европейской. Готова ли Украина к такому шагу и что для этого нужно делать?
— Громкие заявления в медиапространстве, к сожалению или к счастью, достаточно часто будоражат умы наших соотечественников. Вопросы перспективы и в целом готовности полного отсоединения украинской энергосистемы от России и Белоруссии являются риторическими по нескольким причинам. Во-первых, техническая и законодательная готовность Украины к этому шагу пока не доскональна, что может привести к печальным последствиям для нас. Во-вторых, при полном отсоединении в целях энергобезопасности необходимо обязательно иметь запасной вариант энергоснабжения страны в критических условиях, что на сегодняшний день пока не осуществлено.
Так что эту перспективу необходимо еще очень внимательно проработать и обеспечить максимально точными прогнозами баланса. А также провести тестирование системы в разные периоды потребления и генерации в изолированном режиме работы.
— Повлияет ли возможная полная интеграция украинской энергосистемы с Европой на стоимость электроэнергии для потребителей и как именно?
— Переход украинской энергосистемы на интеграцию с Европой, безусловно, повлияет на стоимость электроэнергии. Первым фактором влияния станут неотъемлемые тарифы на распределение и передачу, которые сегодня рассчитываются по определенным нормативам Украины, а при присоединении к европейской сети могут быть увеличены и скорректированы по правилам Евросоюза.
Что касается стоимости самой электроэнергии, ответ однозначный: цена будет меняться — в прямой зависимости от спроса и предложения. Глобальное увеличение цены возможно и потому, что есть дополнительные сборы на территории Европы. Сам рынок функционирует более свободно, без так называемых Price Cap, которые сейчас на рынке Украины имеют сдерживающий цену эффект.
Необходимо акцентировать внимание и на том, что, как показала практика последнего года, зимой рынок энергоносителей Европы может быть в остром дефиците. Это приводит к повышенному спросу, и, соответственно, сдержать цену на нижнем уровне явно не получится. В то же время присоединение Украины к европейской энергосистеме станет для Европы мегаполезным.
— В случае начала полномасштабного конфликта с Россией связи энергосистем Украины, России и Беларуси могут быть разорваны. Сможет ли Украина обеспечить себя электроэнергией полностью?
— Во-первых, у многих украинцев, и у меня в том числе, есть уверенность, что полномасштабного вторжения быть не может! То, что происходит сейчас, является простой профанацией и раздуванием паники с дальнейшими более глубокими планами — как в отношении Украины, так и всего мира.
Во-вторых, если даже гипотетически представить такой сценарий, то, однозначно, Украине будет сложно. Но при этом существует возможность обеспечить себя электроэнергией — и даже поделиться с Европой! Правда, это при правильном финансово- и законодательно-рациональном подходе, с заранее спланированными в регуляторной среде шагами и более точным балансированием системы.
— А что будет с поставками других энергоносителей, таких как газ и нефтепродукты?
— Сложно давать прогноз в сегодняшних геополитических реалиях. В свете внешних поставок, по моему мнению, снабжение газом и нефтепродуктами давно необходимо было преобразовать. Для начала — перейти в режим максимально рационального использования, а затем — вспомнить о том, что Украина — богатейшая страна и при взвешенном подходе к инвестиционному климату и к использованию природного ресурса может закрывать потребность в газе, — подытожила Ирина Береснева.
Стоит отметить, что, по мнению экспертов, Украина остается зависимой не только от поставок российского газа, но и от поставок нефтепродуктов. Поэтому правительству нужно принимать срочные меры по диверсификации поставок энергоресурсов и снижению зависимости от потенциальных противников в возможной войне.
Фото https://ua.depositphotos.com/