Уже прошло восемь лет со второго Майдана, а коренных изменений нет, говорит историк Ярослав Грицак. Свои мысли о прошлом, настоящем и будущем Украины он высказал в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ».
— На ваш взгляд, что сегодня происходит с нашим обществом?
- Есть такое понятие — «измученность материала». Украинское общество измучено. Имею в виду в первую очередь активную его часть. К тому же она разочарована, потому что уже прошло восемь лет со второго Майдана, а с первого Майдана — скоро двадцать лет пройдет. Вроде бы изменения должны быть, а их нет. По крайней мере, не такие, какие мы хотим. Харизматики выгорают, потому что нельзя находиться в состоянии непрерывной активности достаточно долго. Их место занимают прагматики или даже циники. А между ними — шатающиеся в соответствии с ситуацией.
Это результат того, что за последние тридцать лет мы так и не смогли создать успешную страну. Ту, на которую мы надеялись, когда голосовали за независимость на референдуме 1 декабря 1991 года. Хотя для успеха есть основания. И эта разница между тем, какой Украина должна быть, и тем, чем есть, не играет на пользу настроения украинцев.
— Почему мы не смогли создать то, о чем мечтали? Почему мы такие? Что с нами?
— Мы не являемся «такими». Считаю, что Бог или природа распределили таланты и черты более или менее равномерно по всему земному шару. Мы не слишком хорошие, не слишком плохие. Мы нормальные. Наша сила в том, что мы можем справляться в наиболее тяжелых ситуациях и имеем страшный потенциал к выживанию. Во-вторых, как-никак мы достаточно образованны. Можно и нужно иметь предостережения к нашему образованию. Но все познается в сравнении: когда приезжаешь за границу и, допустим, сравниваешь украинцев с португальцами, испанцами и даже итальянцами, часто видишь разницу в нашу пользу.
Поэтому дело не в человеческом материале. Дело в том, что мы до сих пор не смогли реализовать критически важные реформы. У нас было много реформ, но не было важнейших. Для меня критической есть и остается судебная реформа. Я это все время повторяю: пока не будет создания независимых судов, можно считать, что революция не удалась.
И последнее: есть такое негласное правило трех поколений. Библейское повествование о Моисее и сорока лет в пустыне не является пустым. Оно говорит о чем-то очень важном: изменения идут медленно и требуют времени. Я все время повторяю: Украина не спринтерская, а стайерская страна. Это не значит, что можно положиться на время, потому что время играет на Украину. Некоторые моменты этой дистанции нужно пройти спринтерским темпом.
Первую часть эксклюзивного интервью «ФАКТАМ» историка Ярослава Грицака читайте здесь.
Фото со страницы Ярослава Грицака в Facebook