Обнародованное «Украинской правдой» видео с нардепом от «Слуги народа» Александром Трухиным после ДТП может стать поворотным в расследовании. Записи показали, что депутат пытался покинуть место происшествия и предлагал полицейским взятку. Последовавшие после публикации события показали кое-что еще: руководство МВД покрывало Трухина с самого начала, а ответственность попыталось переложить на Государственное бюро расследований.
23 августа 2021 года на Бориспольской трассе произошло тройное ДТП, в результате которого пострадали 6 человек. Столкновение спровоцировала Audi Трухина. В СМИ появилась информация, что за рулем был народный депутат в состоянии алкогольного опьянения. Этот факт не подтвержден и не опровергнут до сих пор — на участке трассы не было камер наблюдения.
На 9-й день после происшествия Нацполиция сообщила, что передает дело в ГБР. «Все материалы, собранные следователями полиции, в полном объеме будут переданы в ГБР», — говорилось в пресс-релизе. Однако спустя почти 6 месяцев стало известно, что МВД, вероятно, утаило от ГБР и от общественности самый важный материал — видеозапись с нагрудной камеры патрульного полицейского, который первым прибыл на место ДТП.
В ГБР оперативно выступили с заявлением: «Материалов, обнародованных журналистами, на момент выхода расследования в распоряжении следствия не было. Следователи ГБР допрашивали сотрудника полиции, видео с личной камеры которого обнародовали журналисты. К сожалению, сотрудникам ГБР он не предоставил информацию, которую сообщил журналистам…». В ведомстве пообещали истребовать видео и дать ему правовую оценку.
На записи Трухин, кроме прочего, угрожал полицейскому звонком главе МВД Денису Монастырскому. В МВД прокомментировали: «Уголовные производства, в которых он (нардеп Трухин. — Авт.) может фигурировать в качестве подозреваемого входят в подследственность ГБР… Все попытки представить суть дела так, что якобы народный депутат Трухин о чем-то пытался „договориться“ с министром внутренних дел, не соответствуют действительности».
Уже на следующий день после выхода расследования УП Трухина исключили из партии, генпрокурор Ирина Венедиктова поручила зарегистрировать против него уголовное производство. Депутаты ВРУ инициируют внеочередное заседание с отчетом силовиков.
Кроме самого главного вопроса, понесет ли Трухин реальное наказание (как минимум за попытку подкупа полицейского), общественность интересует еще один. Кто тормозил расследование все эти месяцы? В эфире телеканала «Украина 24» советник министра МВД (2014−2021 гг.) Валерий Поцелуйко заявил, что глава МВД Монастырский просто не мог не знать о существовании видео с бодикама. Это может означать лишь то, что его не передали ГБР умышленно. Если это так, действия руководителей МВД можно квалифицировать по статье 364 — злоупотребление властью или служебным положением.
«Те нагрудные камеры, на которые полицейские ведут запись, после окончания смены они сдают, и в патрульной полиции есть аналитическая служба, которая просматривает видео… Они приезжают на вызов. Явно они просматривали все камеры, они же докладывали своему руководству, руководство же докладывало главе МВД Денису Монастырскому. Тем более, Трухин же говорил, что он „позвонит Денису“, полицейский спрашивал „какому Денису?“, на это он сказал — Монастырскому. Явно же были звонки», — заявил генерал-лейтенант милиции в отставке Геннадий Москаль.
Схожую информацию озвучила главред УП Севгиль Мусаева: «Денис Монастырский видел это видео. Видел видео с камер полицейских через несколько дней после ДТП… Если Монастырский это видео видел, и полиция передавала это дело в ГБР, то почему они не добавили это видео как доказательство… Здесь необходимо требовать отставки или ответственности руководителей правоохранительных органов. Ведь речь идет о том, что общество не знало об этих фактах и Трухина покрывали».
«Европейская солидарность» пообещала зарегистрировать постановление об отставке Монастырского. «Когда камера полицейского, которую он официально сдает после своей смены с этими записями, больше полугода не может попасть к следствию, мы понимаем, что это не просто так», — заявил сопредседатель фракции ЕС Артур Герасимов.
Сам Монастырский, чья фамилия непосредственно прозвучала из уст Трухина на скандальном видео, ситуацию до сих пор не прокомментировал. При этом в telegram-каналах стала появляться информация о том, что МВД могло нанять ЛОМов, которые «рассказывают в соцсетях, что в провале расследования дела Трухина виновато не МВД, а ГБР».
ГБР формировали с нуля и запустили в 2018 году. Вплоть до 2020 утверждали организационную структуру, формировали подразделения и штат. Только в последние месяцы ГБР ставит работу на рельсы — обрастает уголовными производствами, подозреваемыми и… врагами. Ведомство критикуют, и тому есть причины.
За 2021 год бюро сообщило 3900 подозрений, в том числе чиновникам категории «А» и нардепам. Задержано 456 человек. Среди них прокуроры, СБУшники, полицейские, пограничники, таможенники, работники налоговой, миграционной службы, ГСЧС и другие. Предотвратило получение неправомерной выгоды на сумму свыше 27 млн грн, возместило государству 35,3 млн грн ущерба. В целом в прошлом году ГБР вело 3,5 тыс. производств в отношении 3,9 тыс. человек. С начала 2022 года начато уже свыше 13 тыс. уголовных производств. В суд направлено 3565 обвинительных актов.
«Объем довольно большой, результатов много… Считаю, что Бюро демонстрирует позитивную динамику в вопросах защиты интересов граждан Украины и государства в целом. Есть весомые заслуги и мы пытаемся ежедневно совершенствовать нашу работу», — говорил глава ГБР Алексей Сухачев в интервью «Интерфаксу».
Бюро продвигается в расследовании дела в отношении экс-главы Конституционного суда Александра Тупицкого, довело дело Виктора Медведчука до суда и добилось избрания ему меры пресечения. Передало АРМА активов на 1,7 млрд грн. Начало расследование по факту отчуждения 305 млн куб. м природного газа руководителями «Укртрансгаза» и «Нафтогаза». Сумма подтвержденного ущерба — более 2,1 млрд грн. Чем активнее работает ГБР, тем больше становится «обиженных» и тем больше критики звучит в его адрес. Это естественный для украинского политикума процесс.
Проколовшись с бодикамом, в МВД попросту решили откреститься от дела и переложить всю ответственность на ГБР. Выбрали удачный информационный фон — Бюро критикуют, пусть критикуют и за Трухина.
«Неудивительно, что записи МВД пытается повесить именно на Бюро. Однако вряд ли у Монастырского это получится — слишком много фактов указывает, что дело тут не в следствии, а в политической крыше Трухина», — считают наблюдатели.