Рост цен на горючее, начавшийся в январе, продолжается. Причем темпы подорожания топлива растут, несмотря на действующее государственное регулирование розничных цен на АЗС. Министерство экономики Украины обнародовало новые параметры средней стоимости бензина в размере 30,84 грн за литр, а дизельного топлива — 28,30 грн за литр. На основании именно этих показателей трейдеры рассчитывают предельную цену реализации топлива на своих АЗС. Таким образом, с учетом предельных торговых наценок максимальная цена «обычного» бензина при его продажи через сеть АЗС не должна превышать 35,84 грн за литр, а «обычного» дизтоплива — 35,30 грн за литр. По данным профильного портала enkorr, со второй декады января средняя цена литра бензина выросла на 1,59 грн, а литра дизтоплива — на 1,46 грн. По состоянию на 7 февраля в среднем по стране литр бензина А-95 стоит 33,54 грн, дизельного топлива — 32,82 грн, а сжиженного газа — 18,90 грн.
Эксперты отмечают, что Минэкономики подняло свои параметры средней стоимости горючего в связи с мировым ростом цен на нефть и, соответственно, на нефтепродукты. Ведь цена нефти на мировом рынке уже существенно превысила психологическую отметку в 90 долларов за баррель. По стоянию на 7 февраля стоимость барреля нефти Brent составила 93,35 доллара, а нефти WTI — 91,90 доллара. По словам западных экспертов, геополитическая напряженность в Восточной Европе и на Ближнем Востоке способствовала резкому росту цен на нефть, в результате чего фьючерсы на нефть марки Brent в этом году выросли на 17%, а на нефть марки WTI — на 20%. Причем рост цен на нефть, скорее всего, продолжится.
«Учитывая геополитический риск в Украине и лишь постепенное увеличение добычи со стороны ОПЕК+, ожидается, что цены будут приближаться к 100 долларам за баррель», — заявил главный аналитик компании Sunward Trading Тиеки Чен.
Однако, помимо подорожания горючего, возникла угроза сокращения поставок топлива в Украину. Дело в том, что Беларусь ввела запрет на железнодорожный транзит нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях «Литовских железных дорог». В МИД Беларуси такой шаг объяснили решением Литвы прекратить транзит калийных удобрений «Беларуськалия» из-за санкций США. А ведь именно через территорию Беларуси в Украину поставлялись литовские нефтепродукты. По данным Консалтинговой группы «А-95», в 2021 году доли литовских ДТ и бензина на украинском рынке составили 9% и 11%, или 691,4 тысячи тонн и 262,2 тысячи тонн соответственно.
«Беларусь закрывает транзит литовских нефтепродуктов в Украину в ответ на отказ литовцев переваливать белорусский калий после введения американских санкций, — сообщил «ФАКТАМ» директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. - Экспорт калия — одна из ключевых статей дохода Беларуси. По сути, альтернативы по экспорту миллионов тонн калия нет.
Для нас литовский импорт — это ежемесячно около 50 тысяч тонн дизтоплива и 20 тысяч тонн бензина А-95. Не то, чтобы очень много, но и не мало — суммарно порядка 7% импорта в годовом измерении.
Небольшой сатисфакцией Беларуси за остановку экспорта калия и транзитных литовских платежей будет возможность заместить литовские объемы топлива. Из-за тех же санкций Украина, по сути, осталась единственным ликвидным каналом экспорта белорусских нефтепродуктов, и свободные объемы топлива у Беларуси есть. Но смогут «поживиться» неожиданным бонусом и другие игроки рынка, и наши производители, и импортеры. Другое дело, что на один стабильный источник поставок топлива у нас стало меньше.
Стоит отметить, что еще в прошлом году польская компания «Орлен», владеющая литовским НПЗ в Мажейкяе, понимая неизбежность сегодняшнего сценария, протестировала поставку в Украину горючего из Литвы через Польшу. Говорят, результаты не впечатлили — дорого. Возможно, теперь уже свершившийся факт прекращения транзита подтолкнет «Орлен» к более основательной проработке экспорта в Украину, в том числе через своп-поставки, что предусматривает отправку к нам объемов польских НПЗ и при этом импорт в Польшу литовского ресурса.
В сложившихся условиях я не исключаю, что в ближайший месяц отечественный топливный рынок немного «поштормит». Ведь выпадение многолетнего игрока рынка не пройдет бесследно, хотя и будет смягчено низким зимним потреблением и большими запасами горючего на рынке", — отметил Сергей Куюн.
Стоит отметить, что вскоре стоимость электроэнергии в Украине может вырасти до европейского уровня. В правительстве всерьез задумались о перспективе отсоединения украинской энергосистемы от российской и белорусской сетей и интеграции ее с европейской энергетической системой. Украинская делегация даже провела в Брюсселе переговоры по этому вопросу с европейскими коллегами.
Фото https://ua.depositphotos.com/