В первой части интервью российский политик, правозащитник, журналист, депутат Псковского областного Собрания пятого и шестого созывов, член политкомитета партии «Яблоко» Лев Шлосберг рассказал о том, готово ли российское общество к войне с Украиной, что может стать поводом для развязывания открытой войны и что обе стороны противостояния — Россия и Запад — заигрались.
Во второй части речь пойдет об инициативах признать так называемые «ДНР» и «ЛНР» независимыми государствами, о готовности россиян к массовым протестам против путинской политики и еще о многом другом.
— Лев, 19 января депутаты Госдумы от КПРФ выступили с инициативой признать так называемые «ДНР» и «ЛНР» независимыми самостоятельными государствами. Есть ли у этого проекта реальные перспективы?
— Уверен в том, что КПРФ сегодня — один из политических отрядов Путина. Путин полностью контролирует эту партию. По каким-то своим соображениям (даже понятно каким) они не стали марать «Единую Россию» — официальную партию, которую в политическом плане возглавляет Путин, в такой инициативе. Оставили ей некую свободу действий.
Читайте также: Георгий Тука: «Предпосылок присоединения оккупированной части Донбасса к России пока не вижу»
Правда, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что Россия готова предоставлять летальное вооружение так называемым «ЛНР» и «ДНР». При этом ведущий переговоры и консультации замглавы администрации президента Дмитрий Козак, курирующий отношения с Украиной, с явным раздражением прокомментировал, что Турчак не советовался с ним и что они такого рода инициативы не обсуждали. То есть абсолютно безответственные пропагандисты самостоятельно несут опасную чушь.
Козак, к слову, понимает, насколько все раскалено. Он серьезный переговорщик. Это не легковесный человек, он знает украинскую проблематику и, в моем понимании, заслуживает, чтобы с ним разговаривали. И вот на фоне сложнейших политических процессов выскакивает балабол Турчак: «А мы сейчас пошлем оружие на Донбасс, только дайте отмашку». Да кто ты такой, чтобы заявлять подобное? Ты один из шести зампредов Совета Федерации. Сидишь на огромной зарплате, как говорится, хорошо устроился, жизнь удалась. Не лезь не в свое дело. В калашный ряд тебя не звали.
А ситуация уже настолько пошла вразнос, что стали появляться конкурирующие опасные инициативы. Уверен, что инициатива коммунистов согласована с Кремлем. Текст проекта постановления об обращении к Путину о признании «ДНР» и «ЛНР» был готов еще 16 декабря, 20 декабря инициаторы получили заключение правового управления Госдумы. Что интересно, объем проекта обращения — три с половиной листа, а перечисление лингвистических и грамматических ошибок (текст чудовищно безграмотный, никто в администрации президента не писал его) в заключении правового управления заняло пять листов. Но эти замечания нигде не опубликованы. Потому что это позор.
Однако на саму инициативу КПРФ дали добро. Коммунисты выдвинули ее перед встречей Лаврова и Блинкена в Женеве. То есть все дирижируется — четко выбран день, чтобы запустить эту пулю. Все эти инициативы — часть военного и политического шантажа. Это не имеет ни малейшего отношения к реальной ответственной политике. Фактически это разбрасывание политических гранат. Они взрываются, и это отзывается в обществе.
Из Украины не видно, насколько КПРФ включена в систему Путина. Но при этом председатель Госдумы Вячеслав Володин комментирует: «Будем обсуждать». «Единая Россия» и ЛДПР поддерживают. Фракция «Справедливая Россия — За правду», состоящая из боевиков, воевавших на Донбассе, в том числе Прилепина, поддерживает. Вот возьмут и примут такую инициативу. И дальше — все, полное разрушение всех уже почти эфемерных, но все-таки политических конструкций.
Понятно, что Минские соглашения (как к ним ни относиться) более выгодны России и этим двум самопровозглашенным территориям, чем Украине, что при подписании «Минска» было серьезное политическое давление на Киев. Тогда многим показалось — вот сейчас будет написана мирная карта, а потом как-нибудь разберемся. Ну вот, «разобрались» так, что ни один пункт этих соглашений ни одной стороной не выполнялся и не будет выполняться, потому что они изначально мертворожденные. В такой ситуации многие в России считают, что почему бы России не поиграть в «независимость» с боевиками? Это ведь часть общей глобальной игры по шантажу не только Украины, но и всего мира. Это стало частью официальной внешней политики России, и это опасная дикость, конечно.
Читайте также: Все хотят видеть нас селюками. Европа толкает Украину в цивилизационный глухой угол, — Юрий Ехануров
— Кто сейчас принимает судьбоносные решения в Кремле? С кем советуется Путин? Он всегда дает понять, что решения коллегиальные, однако известно, что все, кого мы видим на совещаниях в его кабинете, выступают в роли статистов.
— Российская власть наглухо закрыта, реальная кухня принятия решений не публична. Предполагаю, что значительная часть совещаний проходят без стенограмм и протоколов.
Когда постепенно стали открывать архивы сталинского времени, появилась возможность прочитать протоколы заседаний Политбюро ЦК КПСС, которые печатали в одном экземпляре с грифом «совершенно секретно, экземпляр № 001». Кто входит в это новое «политбюро Путина», можно только догадываться. Наверняка это большая часть Совета безопасности, значительная часть силового блока, непубличные политические советники (мы можем недооценивать их влияние), ключевые персоны из администрации президента. Но как они принимают решения, которые потом оформляют в какие-то официальные документы, мы не знаем.
Путин остается единственным центром реальной власти в стране.
Читайте также: Лев Шлосберг: «Россией управляет огромная группировка, которой выгодно пожизненное правление Путина»
Но это власть не одного человека, а целой корпорации, которую он возглавляет. Нужно понимать, что Путин не единолично нажимает тысячи кнопок. Нет, работает система, причем фактически это система казусного управления, в которой Путин занимает ключевую позицию.
Уверен, что сейчас ни одно принципиальное решение, связанное с Украиной, без одобрения Путина не может быть принято. Наверняка у того же Дмитрия Козака, как и у всех переговорщиков, есть определенная свобода переговорной позиции, но он ничего не может решить без согласования с Путиным.
— Судя по тому, что пишут россияне в соцсетях, недовольных политикой Путина становится все больше. Могут ли начаться массовые протесты?
— В России протест задавлен, он ушел практически в подполье. Можно сказать — просто под кожу. Об этом свидетельствуют события 2021 года с полным разгромом значительной части протестного движения. У нас сотни политзаключенных, десятки тысяч людей выехали из страны в эмиграцию. Выход с одиночным политическим пикетом может привести не просто к административному наказанию, а к аресту и к уголовному делу. Поэтому нельзя ожидать, что в нашей стране будут массовые протесты.
Но есть несколько важных вещей. Во-первых, объективно рейтинг Путина, скажем мягко, не растет. Даже по данным официальных социологов он заморожен, а по данным закрытых исследований — падает. Во-вторых, не исключаю, что нынешняя военная истерия — это (не первая по счету) попытка с помощью войны поправить ситуацию внутри страны. Это ведь известный примитивный эффект — способом выхода из трудной внутренней ситуации может стать «маленькая победоносная война».
Если честно, не могу представить, чтобы в России даже на уровне нынешнего руководства, включая военное, были люди, которые верят в возможность такой успешной войны, ведь нужно быть совершенно неадекватным, чтобы представлять себе что-то подобное.
Что касается общества, у людей очень искажена информационная картина. Телевидение просто сошло с ума. Столь безумной пропаганды насилия и вражды, которая сейчас развернута в России, не могу вспомнить за все постсоветские годы. На моей памяти такого не было вообще никогда.
Читайте также: Роман Цимбалюк: «Кремлевская пропаганда внушает людям, что в отношениях с Украиной Россия — пострадавшая сторона»
Предполагаю, что миллионы жителей России живут в альтернативной реальности, создаваемой пропагандой. О протесте думает политически просвещенная часть, которая осознала для себя базовые политические и ценностные несогласия с Путиным. То есть это люди, которые уже определились, с кем и где они, что они Путина не поддерживают.
Но эти люди очень осторожны сейчас. Большая часть политически активных граждан четко осознает, что арестовать могут каждого. Так что не ждите никаких миллионов, выходящих на улицы в России. Ни миллионов, ни сотен тысяч, ни десятков тысяч.
Кроме того, нужно напомнить, что наша страна лидирует по смертности от ковида. У нас нет семьи, которую не задел бы коронавирус. Умерли десятки моих знакомых. Кому-то повезло — люди переболели и остались живы, а кому-то совсем не повезло. Это тоже очень серьезно останавливает общество. Потому что любая скученность, даже на улице, это дополнительные риски для жизни.
Нужно понимать, что Россия идет путем долгого политического вызревания и что общество сейчас находится в очень низкой точке. Выборы 2021 года в Госдуму (это наше внутреннее событие, оно напрямую не касается Украины, но это часть политического лица страны тоже) прошли ужасно. Пятипартийная российская Дума на самом деле однопартийная — все пять партий политически подконтрольны Путину. И это серьезная беда: нет никаких сдержек и противовесов внутри национального политического механизма.
Сейчас никто, ни один депутат Госдумы не выступит публично против войны с Украиной. Когда аннексировали Крым, четыре депутата Госдумы проголосовали против. А сейчас ни один из 450 не поднимет голову, не нажмет кнопку «против». В Государственной Думе сейчас нет ни одного противника Путина.
То есть система власти абсолютно разбалансирована. Никакие не согласованные властями значимые персоны в политике не участвует. Потому главная задача партии мира и демократии, которой является сейчас в России только «Яблоко», — пытаться, не имея парламентского представительства, влиять на политическую ситуацию в России и поддерживать людей, чтобы у них не опускались руки, чтобы они не сходили с ума от отчаяния и при этом видели какую-то перспективу общественной и политической жизни — куда двигаться, что делать.
— А вы сами видите эту перспективу? У нас многие аналитики говорят, что Россия не имеет будущего, что все сценарии для вашей страны негативные.
— Не буду комментировать такие высказывания. Отвечу так: все страны имеют будущее. Если сейчас в России создастся общественное движение, которое начнет бороться за свободу и демократию, рано или поздно страна возродится.
История никогда не ставит точек и не выносит окончательный вердикт. Давайте вернемся на сто лет назад. Кто думал тогда про Украину? Только создавали Советский Союз, и никто не мог предвидеть, что этому государству отведено лишь 69 лет. Нужно очень аккуратно относиться к любым алармистским и безысходным заявлениям о том, что нет никакого будущего. Каждому нужно думать о своем будущем. Украине — о своем. России — о своем.
Но успешное будущее России и Украины сейчас физически невозможно построить отдельно друг от друга, так сложилась горячая история. Мне приходилось слышать (не буду называть фамилии) украинских политиков и журналистов, которые заявляли прямо и публично: «Пока есть Россия, Украина не будет жить спокойно». Что это за глупости? Если счастье Украины в смерти России, то этого счастья не будет никогда. Потому что тогда вы сидите и ждете, когда у соседа сдохнет корова. А если свою вырастить? Может, молоко появится и жизнь изменится?
История испытывает каждый народ и каждую страну. В мировой истории есть ужасные периоды. Понимаю, что это банальный пример, но приведу его. Германия, страна величайшей культуры (Гете, Шиллер, Бетховен), в ХХ веке стала самой большой угрозой для человечества, отправила на тот свет десятки миллионов людей, в том числе и своих граждан.
Была угроза уничтожения Германии? Да, была. Выжила страна? Да, выжила. Как она выжила? За счет денацификации. Они вычистили нацизм (правда, сейчас он снова поднимает голову), только потому и выжили. В США еще в ХХ веке линчевали людей. Еще там было рабство и вообще Бог знает что. А сейчас Север и Юг живут в одном государстве. Да, внутри страны совершенно разные настроения, но у большинства есть понимание необходимости национального консенсуса, что люди с разным цветом кожи — это равные граждане одного государства. Никто полвека назад не мог подумать, что президентом США изберут афроамериканца. Но общество пришло к этому, Обама победил дважды триумфально.
В общей истории Украины и России были сталинщина, раскулачивание, голодоморы, многие другие ужасы. Важно понимать, что такие периоды следует проживать достойно и не терять связи друг с другом, вести нормальный диалог. Должны разговаривать люди, общественные силы, политики. Ведь у нас официальная государственная политика стала политикой войны…
Внутри Украины тоже происходят очень серьезные события, не хочу их комментировать, потому что я российский политик, а не украинский. Но я вижу много иллюзий, разочарований, взаимного непонимания, агрессии; очень высоки риски дестабилизации, разрушается диалог между людьми. Но это совершенно точно не повод говорить о том, что у Украины нет будущего. Вот Путин 12 июля прошлого года написал статью об историческом единстве украинского и русского народов, об отсутствии у Украины прошлого и о том, что у нынешней Украины нет будущего.
— Он привел там весьма странные аргументы, которые у историков вызвали как минимум недоумение.
— Такую позицию нельзя зеркалить. Мы в России с ней публично не согласны. Мы спорим и люди нас слышат.
Но в Украине точно не должна возобладать точка зрения, что будущее страны будет благополучным только в том случае, если будет разрушена или уничтожена Россия. Вот тогда Украину ждет исторический тупик. Более того, при таком подходе Украину не поддержит Европа. Ведь европейские государства научились сожительствовать рядом с друг другом.
Ведущие сегодня страны Европейского Союза — Франция и Германия. Давайте вспомним историю ХХ века, Эльзас и Лотарингию. Это же были настоящие кошмары. И в каждой из этих двух стран многие люди говорили: «Будущее Франции возможно только, если Германия погибнет, Эльзас и Лотарингия должны быть французскими» и «Будущее Германии возможно, если не будет Франции, Эльзас и Лотарингия должны быть немецкими». Эти настроения привели в итоге к войне. Погибли сотни тысяч людей на этой земле. А потом пришлось другим политикам на этой крови строить мир.
Нельзя отдавать политику и общество в руки радикалов. Эти люди, как правило, хотят войны и хотят крови. Им все равно, какой человеческой ценой будут построены химеры воинствующей политики. Нельзя идти за ними, это путь к смерти и общества, и государства.
Читайте также: Роман Безсмертный: «При сохранении нынешнего позиционирования сил и государств война в Европе — это вопрос времени»