Полиция Украины запустила новый скрытый метод контроля соблюдения водителями Правил дорожного движения, выпустив на дороги так называемые фантомные патрули — служебные автомобили без опознавательных знаков. В потоке транспорта они незаметно фиксируют огрехи, допущенные ничего не подозревающими нарушителями. Как следствие — за короткий промежуток времени появилось впечатляющее количество штрафов, руководство полиции вдохновенно рапортует о высокой эффективности нововведения. Хотя в то же время были обнаружены и некоторые его недостатки. Что нужно знать автомобилистам о фантомном ноу-хау, как уберечься от наказания и какой еще сюрприз для водителей готовит МВД, читайте в нашем материале.
К запуску на дороги фантомных автомобилей полиция планомерно готовилась — закупалось необходимое оборудование, производилась его сертификация, настройка и экспериментальная обкатка. А с 25 января первые патрули выехали на дороги страны. Согласно данным полиции, только за первый день их работы нарушителям было выписано 990 протоколов, а в последующие три дня эта цифра уже превысила отметку в 4 000!
На данный момент в качестве фантомов работают всего четыре экипажа на неприметных серых кроссоверах Skoda Kodiaq без графических отличительных знаков полиции. К тому же для полноты прикрытия у них гражданские номерные знаки, а не синие полицейские. Они уже публично известны: КА 0225 СВ; КА 2851 СЕ; КА 2896 СЕ; КА 2096 СЕ.
Если внимательно присмотреться, то под лобовым стеклом машин, на переднем бампере и решетке радиатора можно увидеть компактные проблесковые маячки. Правда, обычно фантомные патрули, чтобы сливаться с потоком транспорта, ездят без спецсигналов, а задействуют их только в определенных случаях. Каких именно, расскажем чуть позже.
Читайте также: Стоит ли прогревать двигатель перед началом движения: лайфхаки, благодаря которым зимние поездки за рулем не будут обременительными
Как сообщил первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий, оборудование, установленное на фантомах, официально допущено для использования в Украине. «Спецавтомобиль сертифицирован по модулям „В“ и „F“, нормирован по всем требованиям ДСТУ-8809:2018 Национального стандарта Украины и пригоден к фиксации нарушений ПДД», — подчеркнул руководитель полиции.
Установленное на фантомах оборудование впечатляет — оно способно фиксировать до 50 транспортных средств одновременно, причем как в попутном, так и во встречном направлениях, а также способно выполнять работу как в движении самого фантома, так и когда он стоит на месте. В целом такие патрули «заточены» на контроль скорости движения — именно при обнаружении этого нарушения оборудование в автоматическом режиме фиксирует его. Практически все превышения скоростного режима документируются без остановки транспортного средства.
«После автоматической фиксации правонарушения происходит считывание и распознавание номерных знаков транспортного средства с последующей проверкой в базах данных. После чего метаданные с соответствующей информацией отправляются в центр обработки данных системы автоматической фиксации, которая прорабатывает эти снимки и автоматически формирует постановления об административных правонарушениях. В таком случае к ответственности согласно действующему законодательству привлекается владелец транспорта или его пользователь», — объясняет принцип работы фантомных патрулей Алексей Белошицкий. По сути, все работает, как и с камерами фиксации нарушений ПДД, установленными стационарно на дорогах Украины, когда владельцы автомобилей-нарушителей получают «письма счастья» с постановлениями о наложении штрафа.
Читайте также: Растаможить авто можно в «Дії»: как это работает и каких машин касается
Хотя при регистрации движения транспортного потока у патрульных есть возможность вручную включить запись, чтобы снять другие, более серьезные нарушения ПДД. По словам г-на Белошицкого, не в автоматическом режиме фиксация нарушений ПДД будет осуществляться с помощью двух видеокамер, которыми оснащен спецавтомобиль. Они способны фиксировать нарушения ПДД, случившиеся впереди и позади служебного автомобиля. Хотя, как правило, к этому будут прибегать довольно редко и применять только в отношении наиболее дерзких и опасных для участников дорожного движения нарушений ПДД. Например, при проезде на красный свет или пересечении двойной сплошной, где это действительно могло привести к серьезным последствиям.
«В таком случае патрульные, согласно требованиям статьи 35 Закона Украины „О Национальной полиции“, будут останавливать автомобили нарушителей и на месте рассматривать дела об админправонарушениях», — рассказывает Алексей Белошицкий.
После нескольких недель работы фантомных патрулей среди отечественных водителей пошли слухи, что их камеры фиксации способны распознавать не все номерные знаки — в частности, безнаказанными смогут оставаться владельцы именных номеров. Однако в МВД уже опровергли этот тезис.
«Буквенные номера типа имен „САША“, „МАША“ и так далее отлично фиксируются, а их владельцы получают штрафы», — заявил советник министра Антон Геращенко. По его словам, на данный момент не решен вопрос о номерах дипломатов, военных и некоторых других спецавтомобилей. Кроме того, большой проблемой остаются автодвойники, а также машины, зарегистрированные до 2011 года. Сейчас в МВД работают над тем, чтобы решить данные вопросы в кратчайшие сроки.
Важно отметить, что эти проблемы касаются не только фантомных патрулей полиции, но и всей системы автоматической фиксации правонарушений. А поскольку они работают в Украине уже более двух лет, то можно предположить, что решение проблемы является достаточно сложной задачей…
Читайте также: Временное изъятие водительского удостоверения в Украине: что изменилось, как вернуть и не потерять права навсегда
Напомним, что на сегодняшний день в качестве фантомных патрулей работает всего четыре автомобиля — кроссоверы Skoda Kodiaq, в текущем году по госпрограмме запланирована закупка еще 30 автомобилей для скрытого патрулирования, а в 2023-м — еще 50. «Этого будет уже достаточно для создания условий внезапного контроля скорости в потоке вместе с использованием полуавтоматических камер TrueСam», — считает Антон Геращенко. В дальнейшем марки и модели авто, которые станут использоваться в качестве фантомов, полиция открыто уже не будет называть.
Некоторые наиболее наблюдательные отечественные водители уже вычислили места, где чаще всего охотятся на нарушителей полицейские фантомы. Сейчас это такие участки: автодорога на Конча-Заспу, улица Газопроводная (до поворота на Большую Окружную), Большая Окружная дорога (от Минского проспекта до КП «Пуща-Водица»), Гостомельское шоссе (от КП «Пуща-Водица» до перекрестка Ирпень — Буча). Конечно, не следует расслабляться и на других автодорогах, где есть возможность хорошо разогнаться. Ведь вполне логично, что места патрулирования фантомов будут регулярно меняться.
Кстати, это новшество активно обсуждается водителями в социальных сетях. Поинтересовались их мнениями и мы. Как оказалось, поддерживает его меньшая часть корреспондентов. В частности, они придерживаются мнения, что законопослушным водителям, которые не превышают скорость и не нарушают другие правила дорожного движения, бояться фантомов не стоит. Но большинство водителей все же активно критикуют полицейское ноу-хау.
Из наиболее верных и конструктивных замечаний отметим то, что водители сетуют на общий подход к работе. Не совсем логично просто фиксировать превышение скорости. Разве это профилактика, на которой акцентируют в МВД? Ведь такой ас, разогнавшись до безумной скорости, может не справиться с управлением и вызвать серьезное ДТП. Это похоже на очередную возможность пополнения бюджета за счет водителей.
Читайте также: Техосмотр транспорта на дорогах: кого и как проверяют патрульные
Еще один уместный упрек — у нас знаки по ограничению скорости часто установлены не совсем корректно. Их, например, забывают вовремя убрать после завершения ремонта. Кроме того, слишком жесткие ограничения действуют на таких участках автодорог, где конструкция и инфраструктура позволяют вполне безопасно ехать с гораздо большей скоростью. Поэтому корреспонденты соцсетей отмечают, что если уж вводить такой масштабный контроль скорости, то при этом следует тщательнейшим образом проверить еще и уместность размещения дорожных знаков.
Ключевое же замечание касается законности использования фантомных патрулей. Это, кстати, подчеркивают и юристы, которые специализируются именно на автомобильной теме. Вот, в частности, что написал известный правозащитник Владимир Караваев: «Полиция гордо рапортует о начале сезона по отлову нарушителей с помощью фантомов. Интересно, как при этом будет выполняться норма действующего закона о том, что информация о смонтированной/размещенной фототехнике и видеотехнике, технических средствах по обнаружению и/или фиксации правонарушений должна быть размещена на видном месте».
Действительно, именно такое требование задекларировано в статье 40 Закона Украины «О Национальной полиции», регламентирующей применение правоохранителями разных технических приборов. Поэтому в соответствии с действующим законодательством патрульная полиция имеет право использовать фантомные патрули исключительно на дорогах, обозначенных соответствующими знаками проведения автоматической фиксации правонарушений. Контроль и съемка превышения скорости во всех других местах незаконна. Исходя из этого, водители, превышение скорости которых были зафиксированы в не обозначенных знаками местах, могут обжаловать в судах вынесенные постановления о наложении штрафа. Это утверждают отечественные юристы, отмечая также, что при рассмотрении подобных дел можно будет проверить законность сертификации оборудования фантомов.
Кстати, именно фантомное патрулирование предусмотрено упомянутой 40-й статьей Закона «О Национальной полиции»: «Полиция для обеспечения публичной безопасности и порядка может закреплять на форме, в/на служебных транспортных средствах, в том числе без цветографических схем, опознавательных знаков и надписей, монтировать/размещать по внешнему периметру дорог и зданий фото- и видеотехнику, в том числе технику, работающую в автоматическом режиме, технические средства по выявлению и/или фиксации правонарушений…» Так что сам принцип подобного скрытого патрулирования не вызывает замечаний, но практическое использование фантомов, как мы уже говорили, ограничено.
Но это еще не все ноу-хау, которые МВД собирается использовать в борьбе с водителями-лихачами. Антон Геращенко сообщил, что вдобавок к стационарным камерам автофиксации и фантомам сейчас готовится законопроект, который позволит измерять среднюю скорость движения автотранспорта на определенном участке дороги. Вместо того чтобы ставить несколько камер на аварийно опасном участке, достаточно установить всего две — в начале и в конце отрезка. Зная, за какое время водитель преодолел этот участок, можно легко вычислить среднюю скорость машины. «Перед камерой можно просто притормозить, а здесь нужно будет ехать с разрешенной скоростью весь определенный участок автодороги», — отметил советник министра.
Как видим, времена, когда можно было безнаказанно носиться по дорогам Украины, все же уходят в прошлое, «всевидящее око» заметит нарушителей, как бы они не скрывались. Как это, кстати, происходит в подавляющем большинстве европейских стран.
Читайте также: Всегда ездить с включенными фарами и переобувать авто в зимние шины на полгода: в Украине для водителей подготовили нововведения
Фото Нацполиции