В последнее время в Украине вносятся существенные изменения в налоговое законодательство. В частности, с начала года начали действовать нормы так называемого «ресурсного» закона № 5600. Причем многие изменения в налоговом законодательстве касаются не крупных корпораций, а малого бизнеса, фермеров и просто рядовых граждан. Но, похоже, народные избранники решили на этом не останавливаться, а взять под контроль и обложить налогом семейные бюджеты украинцев. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 6539 «О домохозяйствах (домоэкономике)», авторами которого стали 17 народных депутатов от партии «Слуга народа».
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, в Украине сегодня насчитывается около 15 миллионов домохозяйств. По подсчетам Госстата, большинство из них состоит из 2−3 человек. Доходы таких домохозяйств или семей главным образом состоят из оплаты труда членов семьи, доходов от предпринимательской деятельности и самостоятельной трудовой деятельности. Однако менее чем в 1% домохозяйств основой дохода является предпринимательская деятельность, что является очень низким показателем. Поэтому у «слуг» возникла идея сделать домохозяйства (семьи) полноценными субъектами предпринимательства и привлечь их к экономической активности. С этой целью предлагается ввести обязательное декларирование доходов семьи и налогообложение. В то же время, как утверждают парламентарии, введение семейного налогообложения еще не означает, что в Украине появится новый специальный налоговый режим, а только предполагается дополнение действующей системы налогообложения доходов физических лиц с целью определения справедливой налоговой нагрузки на семью в целом.
«Большинство расходов домохозяйств на потребление финансируется совместно из общего бюджета домохозяйства (семьи), в то время как доходы и имущественное положение облагаются отдельно по каждому члену семьи. Поэтому выходит несоответствие материального положения и налоговой нагрузки», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Подробнее о необычных налоговых инициативах парламентариев и их последствиях в случае принятия законопроекта и внедрения домоэкономики «ФАКТАМ» рассказала кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ правового обеспечения инновационного развития Национальной академии правовых наук Украины, адвокат «ЮФ «Семенова и Партнеры» Марина Семенова.
— В законопроекте № 6539 «О домохозяйствах (домоэкономике)», который зарегистрирован в Верховной Раде, предлагается множество нововведений и само понятие «домоэкономика». Каковы цели этого законопроекта?
— Во-первых, как ученый и адвокат надеюсь, что этот закон не будет принят, потому что первый вопрос, возникающий после его прочтения: «Зачем?». Объяснительная записка ответа на этот вопрос не дает, хотя согласно ей целью законопроекта является закрепление в украинском законодательстве субъектности за домохозяйством (домоэкономикой) с одновременным обеспечением налоговыми и экономическими льготами, что приведет к активизации экономической деятельности населения и росту доходов граждан. Несмотря на это, текст законопроекта напоминает о временах крепостничества, а изложенные в нем нормы являются попыткой (надеюсь, неудачной) урегулировать прежде всего личную жизнь граждан и установить государственный контроль за тем, в каких личных отношениях они находятся и с кем вместе живут в определенный период. Это недопустимо с точки зрения ст. 32 Конституции Украины, которой прямо установлено, что «никто не может испытывать вмешательство в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины». Это попытка установить государственный контроль и государственное регулирование личных отношений.
Также необходимо отметить, что идея определить, что домохозяйства могут осуществлять предпринимательскую деятельность, противоречит сущности и принципам предпринимательства, поскольку, согласно требованиям ст. ст. 42, 43 Хозяйственного кодекса Украины, предпринимательство это:
Предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Но домохозяйство — это не хозяйственная предпринимательская деятельность, а отношения, прежде всего родственные, кроме того, домохозяйство может заниматься только определенными видами деятельности.
Также совершенно непонятно, как законодатель представляет процесс избрания и уполномочия членами домохозяйства представителя (уполномоченного лица) для подписания годовой налоговой декларации, представительство их интересов в налоговых органах и органах социальной защиты населения по вопросам уплаты начисленных домохозяйству налогов, получение бюджетного возмещения (налоговой скидки) и других видов социального трансферта и чем будут подтверждаться полномочия.
Из текста документа также не усматривается, каким образом будет осуществляться контроль за соблюдением домохозяйством требований законопроекта. Указанный законопроект имеет также другие существенные недостатки, поэтому вполне вероятно, что при подготовке научного заключения получит множество замечаний к его содержанию.
— Что такое домоэкономика и как она будет «работать»?
— В законопроекте отсутствует отдельное понятие «домоэкономика», но анализ его названия указывает на то, что законодатель отождествляет термин «домохозяйство» с термином «домокономика». Согласно пояснительной записке, домохозяйство (домоэкономика) — уникальное социально-экономическое образование, оно является основой жизнедеятельности любого общества, основой национальной экономики. В нем концентрируются все аспекты человеческой жизни: биологические, социальные, экономические, что определяет актуальность законодательного регулирования указанных правоотношений. Соответственно, домоэкономика будет работать в соответствии с требованиями Закона «О домохозяйстве (домоэкономике)».
— Как законопроект предлагает отнести домохозяйства к субъектам налогообложения? Что именно будет считаться домохозяйством и соответствует ли оно понятию «семья»?
— Домохозяйство может состоять из одного человека или нескольких, живущих вместе в одном жилом помещении или его части, ведущих совместное хозяйство, полностью или частично объединяющих свои средства и расходы. Члены домохозяйства могут находиться в родстве, в отношениях своячества, в тех и других или не находиться в каких-либо из этих отношений.
Домохозяйство, состоящее из одного лица, проживающего в отдельной жилой единице или занимающего в качестве жильца отдельную комнату (комнаты), но не объединенное с кем-либо, проживающим в этой жилой единице, с целью образования общего хозяйства, законодатель определяет как «индивидуальное домохозяйство». В проекте есть еще один термин — «институционные домохозяйства» — домохозяйства, состоящие из лиц, постоянно проживающих в специализированных социальных или медицинских учреждениях, учреждениях социального обслуживания и социальной защиты, воинских частях или, как это можно ожидать, будут проживать в указанных учреждениях в течение длительного или неопределенного времени.
Если рассматривать термин «домохозяйство» через призму норм Семейного кодекса Украины (СКУ), можно с уверенностью говорить, что все они, за исключением институциональных, соответствуют понятию «семья». Поскольку согласно нормам СКУ семью составляют лица, совместно проживающие, связанные общим бытом, имеющие взаимные права и обязанности. Права члена семьи имеет одинокий человек. Семья создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и не противоречащих моральным устоям общества.
Необходимо отметить, что законодатель также считает домохозяйство семьей, о чем прямо указано в пояснительной записке: «В современных условиях семья (домохозяйство) несет значительную налоговую нагрузку из-за растущей доли платных образовательных, социальных и медицинских услуг. Некоторые специалисты считают, что поддержка финансового благополучия семьи возможна при налогообложении общего дохода домохозяйства, а не отдельно взятых налогоплательщиков».
Отдельный вопрос вызывает норма ст. 3 проекта закона, которым установлено, что в нескольких домохозяйствах один человек находиться не может. Проект отмечает, что гражданину следует находиться в одном домохозяйстве в течение отчетного финансового года. Таким образом, можно сделать вывод, что в течение всего отчетного финансового года гражданин не имеет права расторгнуть или заключить брак, начать проживать с любым человеком совместно или прекратить такое проживание. Такие действия ему будет позволено совершать только в определенный период, перед началом нового отчетного финансового года.
— Как предлагается считать доходы семьи, то есть домохозяйства? Из чего они будут состоять?
— Доходами домохозяйства считается совокупность поступлений доходов всех членов домохозяйства в течение отчетного финансового года из всех возможных источников — как в денежной, так и в неденежной форме. В частности, зарплата и приравненные к ней доходы; вознаграждения за предпринимательскую деятельность, которую ведет домохозяйство; вознаграждения за выполнение гражданско-правовых договоров; денежное довольствие и другие выплаты военнослужащим и членам их семей, правоохранителям; прибыль самозанятых (ФЛП или лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность); стипендия; выигрыши, призы и подарки; доходы от продаж своей сельхозпродукции, сдачи металлолома, вторсырья; социальный трансферт; страховые выплаты, в том числе по договорам о страховании жизни и по пенсионным полисам; выплаты от негосударственных пенсионных фондов. Учет доходов домохозяйства будет осуществляться в домохозяйстве в упрощенном виде, в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины.
— Планируется введение обязательного декларирования доходов семьи и семейное налогообложение. Как это будет происходить и все ли украинцы будут обязаны подавать такую декларацию и платить налоги?
— Обязательное декларирование предусмотрено для желающих:
— О каких именно налогах идет речь?
— Введение «семейного налогообложения» не означает установление специального налогового режима, а предусматривает введение элементов «семейного налогообложения» в действующую систему налогообложения доходов физических лиц. Но в настоящее время законопроектом и другими законами не установлено, с какой суммы доходов и в каком размере будут уплачиваться налоги и как налогообложение деятельности домохозяйства будет сочетаться с другими налогами, уплачиваемыми членами домохозяйства, в частности, с единым налогом от деятельности ФЛП, налогом на доходы физических лиц
— Как члены домохозяйства могут распоряжаться персональными налоговыми скидками?
— Налоговую скидку, по замыслу законодателя, смогут использовать другие члены домохозяйства, если будет подана годовая налоговая декларация в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины.
— Если члены семьи, то есть домохозяйства, занялись семейным бизнесом, нужно ли им оформлять еще и ФЛП?
— По нормам законопроекта, оформление ФЛП не требуется при условии:
— Каким именно общим бизнесом будет позволено заниматься членам домохозяйства?
— К видам предпринимательской (экономической) деятельности, которую разрешается осуществлять без регистрации физического лица — предпринимателя, относятся:
Следует напомнить, что в 2022 году в связи с новыми социальными стандартами изменились и суммы налогов, которые должны уплачивать физические лица — предприниматели (ФЛП). Так, ФЛП первой группы нужно учитывать, что действует новый прожиточный минимум, а следовательно, и сумма налогов повысится по сравнению с уплачиваемой в 2021 году.
Фото https://ua.depositphotos.com/