Украина

Никаких Минских соглашений в международно-правовом понимании не существует, — Валерий Чалый

14:25 — 11 февраля 2022 eye 1355

В первой части интервью с украинским дипломатом, Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в США (в 2015—2019 годах), главой правления Украинского кризисного медиацентра Валерием Чалым «ФАКТЫ» поговорили о том, почему не все страны верят в полномасштабное вторжение России в Украину. Также дипломат объяснил, насколько трудно было доказать Западу, что игра в так называемый компромисс приводит лишь к росту аппетитов в Кремле, а не наоборот. А ведь слабая позиция только дает другие поводы для дальнейших агрессивных шагов со стороны России.

В продолжении разговора Валерий Чалый рассказал, какова вероятность сценария использования Украины в качестве разменной монеты в игре Запада с Россией по переделу сфер влияния в Европе.

«Думаю, Россия будет навязывать сценарий принуждения украинского руководства к капитуляции»

— Недавно в интервью экс-советник Путина Андрей Илларионов выразил мнение, что вывод американских войск из Афганистана негативно повлиял на рейтинги Джозефа Байдена, и, как следствие, Демократическая партия на предстоящих выборах в Конгресс имеет шансы проиграть. Потому и появился сценарий, при котором Джозеф Байден может выступить в роли миротворца, прекратив войну на востоке Украины, таким образом он спасет рейтинг партии. Валерий Алексеевич, как вы считаете, насколько реалистична такая версия развития событий?

— Я слышал многих экспертов, журналистов, политологов по всему миру, в том числе и в Америке, и у каждого свои версии. Предложу свою. Считаю, что изначально новая администрация Джозефа Байдена была ориентирована на решение вопросов в Азии. В своем таком соперничестве и в некоторых моментах противостояния с Китаем. И в первый период все усилия новой администрации были ориентированы в том направлении. Это Россия, а точнее, Владимир Путин фактически заставил США уделять больше внимания Европе. То есть на фоне предвыборной кампании Джозефа Байдена, где речь шла о возобновлении трансатлантического партнерства, пришлось переориентировать внимание всех американских структур на Европу, в частности Украину. И способствовали этому новая концентрация войск и шантаж России.

С одной стороны, Россия таким образом достигла того, чего они всегда хотят, — сидеть за столом переговоров с Америкой. Это было тактическое преимущество и, в принципе, основная цель, чтобы потом показывать себя как мировое государство, а не страну, где уровень экономики ниже, чем во многих европейских странах. Таким образом, данные обстоятельства заставили всех сконцентрироваться на вопросе безопасности в Европе. Это — как результат различных событий, которые происходили. А способствовал созданию этой ситуации — Кремль, Владимир Путин и его окружение.

Есть и другая проблема: пока и Украина, и страны Запада только реагировали на эти угрозы и вызовы. И лишь сейчас, когда прошло время, которое и показало потребность в проактивной политике и превентивных мерах в отношении России, ситуация изменилась. Поэтому могу согласиться только с тем, что у многих сторон есть желание мирно завершить эту ситуацию как можно скорее, не затягивая.

Читайте также: О возвращении к ядерному вооружению, почему мир фактически не реагирует на аннексию территорий и военные провокации России, рассказывает экс-министр

— Так удастся ли мировым лидерам принудить Путина к миру?

— На мой взгляд, Россия в лице Владимира Путина, его окружения и политтехнологов и дальше будет затягивать решение этой ситуации. Там также пройдут выборы. Сейчас меняются подходы и в самой РФ, где действующая власть хочет остаться на вечно. И все внешние победы играют на укрепление рейтинга российского президента. В принципе, затягивание этого всего выгоднее Кремлю, чем Западу.

— Германия и Франция (посредники при подписании двух Минских соглашений — в 2014-м и 2015 годах) заявляют, что стремятся к их воплощению. В то же время Владислав Сурков назвал эти договоренности дипломатической победой России за последние 30 лет.

— Никаких Минских соглашений в международно-правовом понимании не существует. Есть политические договоренности, которые были на разных этапах российской эскалации и агрессивных шагов Кремля для предотвращения полномасштабной войны. Эти договоренности достигались при посредничестве стран Европы, прежде всего Франции и Германии. Они во многом себя исчерпали из-за действий России, которая усиливала эскалацию, военные угрозы, использование оружия, не выполнила даже первого базового пункта — прекратить стрелять. Россия изменила обстоятельства, которых не было в 2014—2015 годах: в ОРДЛО выдали почти миллион российских паспортов, постоянно поставляется в этот регион оборудование, техника, вооружение, горючее.

Хочу подчеркнуть: это были чисто политические договоренности, они не имеют никакого юридического значения. Даже когда речь идет о политическом значении, стоит вспомнить, что политики, посредством которых происходило согласование этих договоренностей, кроме Путина, уже не у власти. Это еще один момент, который многие недооценивают. Международные политические договоренности заключаются в разной форме и в разные сроки. И это не только «Минск» 2015-го и 2014 годов, но и все обещания, которые давала Россия на всевозможных встречах. На мой взгляд, эта страница истории переворачивается. Не считаю, что сегодня можно использовать политические договоренности 2014−2015 годов с точки зрения кардинально изменившихся обстоятельств.

Поэтому оценка этих договоренностей Сурковым как одним из соавторов идеи «Русской весны» — его дело. Тот факт, что эта его идея потерпела крах, который он почему-то называет успехом, — его проблемы. Ведь сценарий «Русской весны» в Украине, надеюсь, уже не имеет шансов на реализацию. То, что Россия пытается выдать желаемое за действительное и нарисовать свое прочтение всех этих договоренностей, — это борьба, которую мы будем наблюдать в ближайшие дни, недели, месяцы…

Читайте также: Переговоры между Байденом и Путиным: о последствиях для Украины рассказывает дипломат

— По вашему мнению, какой российский сценарий развития событий наиболее вероятен?

— Думаю, Россия будет навязывать сценарий принуждения украинского руководства к капитуляции. Все зависит от того, удастся ли украинскому народу и политикам выстоять в этой ситуации в целом. Ведь сегодня самое слабое звено в ней, на мой взгляд, — руководство Украины. Оно находится под большим давлением. Официально было заявлено о невозможности каких-либо прямых переговоров с наемниками из ОРДЛО, управляемыми из Москвы. Также мы слышали заявления чиновников, что «красные линии» не будут перейдены, но посмотрим, как всё будет происходить на практике. Если они все-таки уступят, то в Украине будет очень серьезное сопротивление продавливанию этой капитуляции.

Еще раз подчеркиваю: то, что остановило полномасштабную войну в Европе на момент 2015 года, не может вечно использоваться. Россия не может вечно применять свое оружие, танки, армию для шантажа Украины и всего мира. Когда-то этому будет положен конец. Надеюсь, это произойдет не за счет Украины, а будет общее сопротивление всех стран, которые понимают, к чему приведет капитуляция украинского руководства перед Россией.

«Каждый шаг украинской стороны давал России повод идти дальше»

— Но почему мы постоянно слышим от наших западных партнеров о реализации Минских соглашений?

— На самом деле позиция стран Запада менялась. Сейчас, говоря о реализации Минских договоренностей, они четко отмечают: речь идет о реализации договоренностей на основе международного права. Даже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул это на пресс-конференции в Киеве. Следовательно, никаких решений, противоречащих базовым принципам международного права, не может быть! Этот факт не хочет признать Россия, не желающая выполнять политические Минские договоренности в том контексте, как их толкуют Украина и страны Запада. Россия видит только свой сценарий. Повторюсь, их сценарий выполнения этих договоренностей — капитуляция Украины через контроль над частью украинской территории, де-факто. То есть сами по себе договоренности выполнили свою функцию. Россия, на мой взгляд, уже перевернула страницу с точки зрения возможности их имплементации, но все равно продолжает это продавливать .

— Все-таки страны Запада говорят о выполнении договоренностей.

— Они, как и мы, не хотят войны. И при этом желают сохранить переговорный, дипломатический трек. А Минские договоренности единственные, где на совместном заявлении есть согласие и подпись Путина. Поэтому это один вариант, как заставить Россию быть ответственной за выполнение части договоренностей о безопасности. Но ведь в Кремле не хотят этого делать, они желают продавить так называемую политическую часть, игнорируя вопрос безопасности.

Собственно, о каком выполнении Минских соглашений может идти речь, если каждый шаг новой украинской власти во главе с Владимиром Зеленским приводит только к эскалации? Мы помним эти компромиссы, в том числе по отводу украинских войск. Каждая такая уступка украинской стороны давала России повод идти дальше. Этот урок пройден, мы его усвоили еще в 2014—2015 годах. Надеюсь, власть и президент его тоже изучили. В данном случае всем следует согласиться с одним очевидным фактом: Минские политические договоренности уже исчерпали себя на данном этапе. Они могли бы быть использованы раньше, а сейчас — уже нет.

Читайте также: В ожидании войны: какие потери уже несет экономика Украины от вероятного нападения России, рассказывает экономист

— Наконец, по вашему мнению, какова вероятность использования Украины в качестве разменной монеты в игре Запада с Россией по переделу сфер влияния в Европе?

— Во-первых, Запад, США и другие партнеры не пошли на российский ультиматум по разделению сфер влияния в Европе. Это очевидно. Такова была цель России, и они получили в ответ — нет! Поэтому Россия и Путин будут повышать ставки, а Запад теперь станет реагировать активнее.

Другое дело, что, возможно, тактические цели стран Запада не будут полностью совпадать с украинскими интересами. В таком случае испытают на прочность украинскую объединенную позицию, в которую входят власти, но не только президент и парламент, но и представители на местах, а также общество. То есть при единой позиции по защите суверенитета, территориальной целостности и возможности дальнейшего развития Украины как члена Европейского союза, НАТО, полноценного представителя этой семьи демократических стран, никакого размена или даже такой вероятности не будет! Сегодня констатирую: российское предложение о разделении сфер влияния проваливается. Поэтому нужно и дальше держать уверенную, скоординированную с нашими союзниками позицию, усиливать консолидированность внутри страны, наши оборонные возможности, тогда точно сохраним и международную субъектность Украины, и возможности дальнейшего развития.

Читайте также: Киев должен заявить — Минские договоренности не могут быть выполнены Украиной, — Роман Безсмертный